Мазуркевич Владимир Александрович
Мазуркевич В. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАЗУРКЕВИЧ Владимир Александрович [30.9(12.10).1871, Петербург -- 19.2.1942, Ленинград], поэт, прозаик, драматург. Сын петерб. врача, потомств. дворянина. В 1881 М. поступил в 4-ю (Ларинскую) г-зию, после окончания к-рой учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Окончив ун-т в 1897, работал присяжным поверенным в Управлении внутр. водных путей, шоссейных дорог и портов. С 1906 д. чл. Археол. ин-та. Впоследствии коллеж. ас. Служил присяжным поверенным округа Петерб. судебной палаты и присяжным стряпчим при Петерб. коммерч. суде, к 1917 пом. гл. ред. "Правительств. вест.". С 1885 начал под псевд. публиковаться в ж-лах "Шут", "Осколки" (публ. не выявлены); под своим именем впервые выступил с лирич. стих. "Заброшенная лира" ("Родина", 1887, No 6).
   В первой пол. 90-х гг. М. входил в кружок А. К. Шеллера (Михайлова), его стихи печатались в сб-ках "Рус. лира" (СПб., 1894), "Молодая поэзия" (СПб., 1895). Осенью 1895 под псевд. Владимир Краснов М. вместе с С. А. Пата-раки и М. В. Шевляковым выпустил сб-к "Кровь растерзанного сердца. Тревожные песни трех первых рус. декадентов" (СПб.) -- пародию на вышедшие в Москве два первых выпуска "Рус. символистов". С одной и той же датой под всеми стихами, напечатанными красной краской (цветом крови "растерзанного сердца"), книга высмеивала тех, "кто посвятил свою жизнь, чтобы воспевать лиловые звуки, железные страдания и бледно-розовые мечты" (с. 103).
   В годы учения в ун-те М. был одним из организаторов и авторов "Лит. сб-ка произведений студентов имп. С.-Петерб. ун-та под ред. Д. В. Григоровича, А. Н. Майкова и Я. П. Полонского" (СПб., 1896; П. Ф. Якубович увидел в сб-ке лишь "неоправданные претензии" на высокое иск-во -- РБ, 1896, No 9). В сб-ке участвовали также студенты юридич. ф-та -- Н. К. Рерих и М. В. Добужинский; последний, познакомившись с М. ближе в 1901 (см. его илл. к поэме М. "Последний посев" -- "Шут", 1902, No 45; в этом ж-ле Добужинский и М. вели еженедельную страницу -- карикатуры со сти-хотв. подписями), впоследствии вспоминал о нем как о "жизнерадостном молодом человеке... круглолицем и румяном, с эспаньолкой и в золотом пенсне со шнурком, хохотуне и анекдотисте и вдобавок стихотворце" [ДобужинскийМ., Восп., М., 1987, с. 176; ср. резкое неприятие этого облика В. Я. Брюсовым-- Брюсов (1), с. 56].
   "Отсутствие пессимистического нытья и ...здоровый юмор, даже смех", "бодрое стремление вперед", "огонек вдохновения ", отмеченные в отзыве на кн. М. "Стихотворения" (СПб., 1900; рец.: К. В. Назарьева -- "Лит. вечера Нов. мира", 1900, No 1, с. 62), проявились и при издании юмористич. листка "Словцо" (СПб., 1899--1900) кружком К. К. Случевского, чл. к-рого М. стал в конце 90-х гг. Три книги стихов М.: сб-к 1900, "Монологи и поэмы" (СПб., 1903) и "Старые боги" (СПб., 1913) и пер. "Трагедии человека" И. Мадача -- удостоились в 1915 Пушкинского почетного отзыва АН (отзыв К. Р. -- ИРЛИ, ф. 137, No 46). Стихи М., по словам современника, отличались тонкой отделкой, звучностью и музыкальностью, "худож. культурностью" ("Нива", 1912, No 7, с. 143, б. п.). Стремление подвести итог, подчеркнуть мораль характерно для всей поэзии М., будь то любовная, пейзажная лирика, "песни прогресса", стихи о поэтах прошлого; ярче всего это проявилось в стилизованных легендах и преданиях, в "ролевых" стих, с мифологии, или ист. персонажами. Вместе с тем шутливое начало, пронизывающее стихи М., способствует их восприятию как своеобразных "иронических притч". Однако современники воспринимали М. прежде всего как поэта лирического; мелодичность его стих, способствовала тому, что многие из них стали изв. романсами (стих. "Письмо": "Дышала ночь восторгом сладострастья... Наш уголок я убрала цветами"--переписано А. А. Блоком в дневник 1920 -- VII, 378).
   С 1904 М. -- чл. Союза драм, и муз. писателей (позже был чл. эстрадного бюро того же Союза). В 1904--06 играл на сцене и входил в репертуарный совет петерб. Современного т-ра Л. Б. Яворской; там же в 1905 состоялась премьера пьесы А. Стриндберга "Отец" в пер. М. (перечень его переводов -- ЦГАЛИ, ф. 1736, оп. 1, No 1). Пьесы, драм, сцены и шутки М. шли в разных театрах: "Мужчина и женщина" (1912, Литейный т-р), "Наполеон после Бородина" (1912, т-р "Мозаика"), "Наполеон и женщины" (1912, т-р легкой комедии и драмы В. Лин), "Фальшивая нота" (1913, т-р Суворина), "Что любят женщины" (1913, Троицкий т-р) (см. об этом: ТиИ, 1912, No 36, с. 678, No 45, с. 866; "Синий журнал", 1912, No 39, с. 14; "Театр в карикатурах", 1913, No 9, с. 17). По отзыву критика ж. "Нива" (1912, No 7, с. 143), успехом пользовались его многоактные комедии "Князь мира сего", "Девушка XX века", "На слабых струнах", драма в стихах "Сердце женщины".
   В 1911 М. -- ред. ж-ла "Кинематография, т-р"; сотрудничал также в ж-лах и газетах: "Новое время", "Новости", "Петерб. листок", "Стрекоза" (1890--1900-е гг.), "Петерб. газ." (1890--1900, 1912--14), "Петрогр. газ." (1914-- 15), "Сельский вест." (1912--14), "Всемирная илл.", "Всемирная новь", "Нива", "Огонек", "Петерб. жизнь", "Вест. Европы", "Ист. вест.", "Вест. лит-ры". В 1910-е гг. М. увлекся оккультизмом, читал публичные лекции по истории спиритизма; преподавал дикцию и ораторское иск-во и выступал чтецом-декламатором в концертах (см. об этом: "Родина", 1912, No 7, прил., с. 2).
   В 1912 отмечалось 25-летие лит. деятельности М. (см.: "Север", No 4; "Всемирная новь", No 6; "Нива", No 7). В 1917 М. подготовил к печати четвертую книгу лирич. стихов, книгу переводов, том сати-рич. и юмористич. стихов, отд. изд. фельетонов и статей, книгу рассказов, сб-к стихов для детей. Революция задержала их выход в свет, позже М. счел их устаревшими и ненужными. В 1920 он чл. коллегии драматургов при полит, отделе 7-й армии. Опубл. пьесы "Спартак. (Восстание рабов в Риме)", "Басни Крылова в лицах" (обе -- П., 1920; в последней старые персонажи возникали в новом обличье: Лиса -- Антанта, Виноград -- Красный Питер, Слон -- РСФСР и т. д.), "Подруга вора" ("Приб. к Каталогу произв. чл. Союза драм, и муз. писателей", 1928; совм. с В. О. Трахтенбергом). Издал сб-ки для детей "Улита едет" (М.--Л., 1925) и "Ковер-самолет" (Л.--М., 1926). В кон. 20-х гг. сотрудничал в ж-лах "Бегемот", "Суд идет", "Минувшие дни". В сер. 30-х гг. М. работал над кн. очерков "В старом Петербурге" (рукопись, видимо, погибла вместе с ее автором в блокадном Ленинграде).
   Изд.: Мазки и брызги, СПб., 1900; Для съезда. Сб-к одноактных пьес, СПб., 1901; Море смеха, СПб., 1900; От скуки, СПб., 1903; Житейские колючки, СПб., 1912; Зверьки-проказники, СПб. -- М., 1913 ... 1915.
   Лит.: Блок (ук.); Рус. поэты за 100 лет, СПб., 1901; ТиИ, 1918, M 16--17, с. 172; Тамашин Л. Г., Сов. драматургия в годы гражд. войны, М., 1961, с. 127, 227, 235. * НЭС; Венгеров. Источ.; Гранат; Каталог произв. чл. Союза драм, и муз. писателей, СПб., 1913; ИРДТ, т. 7 (ук.); Смирнов-Сокольский; Тарасенков; Альм, и сб-ки (1, 2); Весь Петербург, 1913; Весь Петроград, 1917; Писатели Ленинграда; Иванов; Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1736; ф. 5, оп. 1, No 85 (письмо В. И. Кривичу); ф. 591, оп. 1, No 74; ф. 1657, оп. 3, No 170--170а (театр, рец.); ф. 518, оп. 1, No 6--7 (экспромты и записи М. в альбом "Вечера Случевского"); ф. 317, оп. 1, No 230 (письмо И. Ф. Масанову); ГПБ, ф. 1000; оп. 3, No 637 и ук.; ЦГИА, ф. 1349, оп. 1, д. 2603 (ф. с. 1898 г.), ф. 777, оп. 16, д. 79 (о ж-ле "Кинематография, театр"); ИРЛИ, ф. 273, оп. 1, No 359 (письма к П. В. Быкову), ф. 115, оп. 3, No 191 (письма к А. А. Измайлову).

Е. А. Тахо-Годи, при участии Д. К. Равинского.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru