Маслович Василий Григорьевич
Маслович В. Г.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАСЛОВИЧ Василий Григорьевич [1793--15(27).6.1841, Харьков], поэт. Отец Н. В. Масловича. Из малорос. дворян. Воспитывался в частных пансионах Харькова, затем окончил Харьков. г-зию (1810); поступил на словесное отд. Харьков. ун-та, из к-рого вышел со степенью кандидата (1813). Попытался остаться при ун-те и в 1815 был допущен к экзамену на степень д-ра наук. Среди тем пробных лекций, ему предложенных, была "О важнейших баснописцах на русском языке..."; она вошла в рассуждение М. "О басне и баснописцах разных народов..." (X., 1816; рец.: "Укр. вест.", 1816, No 3). Коллеги оценивали эту весьма поверхностную и неточную работу невысоко. По отзыву В. Г. Розальона-Сошальского, М. был "скорее доктор паркета, чем головоломного ученого материала" (Багалей, т. 1, с. 765). Докторское звание М. получил за дис. "De naturae pulchri et sublimis" (X., 1816), составленную, видимо, в соответствии с курсом эстетики И. И. Эшенбурга; в дальнейшем подписывался в печати как доктор изящных наук, однако в число преподавателей ун-та не попал.
   Сочинял стихи М. с малолетства (в пансионе его дразнили "рифмачом"). В юности им было написано множество произв., б. ч. связанных с культурной жизнью Харькова и веселым студенч. бытом, -- пастушеские оперы ("Дельф и Дельфира, или Увенчанная любовь", X., 1811), комедии, водевили, сатирич. стихи (в т. ч. стих. "Каникулы", включенное в текст раннего опыта автобиографии "Мои стихи", 1824, -- "Харьков. календарь-альм. на 1888 г.", X., 1888), пользовавшиеся успехом в гимназич. и ун-тской среде, но встречавшие подчас ценз, препоны (см. об этом: там же, с. 77--78), а также патриотич. "Песня на французов" (X., 1812), "Драматический кантат Харьковскому благотворительному обществу" (X., 1814). М. слушал лекции А. Н. Нахимова, был поклонником его сатирич. поэзии и испытал ее влияние прежде всего в басенном жанре: "Басни" М. (X., 1814) отмечены краткостью, вольным обращением с займете, сюжетами (из Федра, Ж. Лафонтена, К. Ф. Геллерта и др.), стилистич. небрежностью, сатирич. тоном, хотя сатира М. весьма поверхностна. После смерти Нахимова он подготовил, использовав рукописи, первое издание его "Сочинений в стихах и прозе" (X., 1815), защищал поэзию Нахимова от нападок критики ("Несколько слов об одном из двух опытов в словесности" -- "Укр. вест.", 1817, No 10), написал ему эпитафию и брошюру "Память о харьковском стихотворце А. Н. Нахимове" (СПб., 1818).
   В 1815 М. получил разрешение на издание в ун-тской типографии за собств. счет сатирич. ж. "Харьковский Демокрит. Тысяча первый журнал!" (1816, янв.--июнь), М. предполагал, что журнал объединит местные лит. силы, привлек к сотрудничеству Р. Т. Гонорского, И. Е. Срезневского, А. А. Палицына, Г. Ф. Квитку, О. М. Сомова и др., но конкуренцию ему составил начавшийся в том же году ж. "Укр. вестник", Осн, вкладчиком остался сам издатель. Кроме мелких стих, (в т. ч. юмористич. "Стихи по получении Докторского достоинства" -- No 6), басен, эпиграмм он опубликовал здесь ист. балладу "Основание Харькова" (ч. 1--2 -- No 1, 6; полностью изд. под назв. "Сказка про Харька, основателя Харькова, про его дочь Гапку и батрака Якова", X., 1890; 2-е изд., X., 1899), комич. поэму в 4 песнях "Утаида" (No 3--6), пародийный перепев В. А. Жуковского "Певец во стане эпикурейцев" (No 6). М. был единств, автором, поместившим в ж-ле также неск. стих, на малорос. наречии. "Харьковский Демокрит" приобрел нек-рую известность и за пределами Харькова (см.: Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу, М., 1895, с. 161). В 1817 M. направляется в Петербург, вероятно, для устройства на службу (на этой стезе не слишком преуспел: в 1824 служил по особым поручениям, сверх штата, в Деп. гос. имуществ -- см.: "Харьков, календарь-альм, на 1888 г.", X., 1888, с. 76). Своей поездке М. также придал лит. характер, выпустив сразу по приезде в столицу "Замечания и чувствования, или Путешествие, каких мало, или каких очень много, из Харькова до Санкт-Петербурга. Писаны наскоро карандашом, а иногда пером на станциях" (СПб., 1818). Содержание их имело мало общего со стернианским заглавием: это ряд эмпирич. описаний путевых сценок (драка, нищие) и трактиров, где останавливался путешественник; сюда же включена малорос. дружеская песня на отъезд М. из Харькова. Н. И. Греч в рецензии указывал на неясность цели автора, к-рый "писал потому, что хотелось писать, и печатал потому, что хотелось печатать" (СО, 1818, No 22, с. 112). Вместе с тем М. предполагал продолжение своих заметок под загл. "Украинский пешеходец в столице". Видимо, частью этого замысла является отрывок "Прогулка украинского пешехода..." (опубл. с сокращениями, с комм. С. А. Фомичева под загл. "Год 1818: прогулка по Невскому проспекту"-- сб. "Белые ночи", Л., 1974), в к-ром даны одно из первых в рус. лит-ре описание Невского проспекта, портретные зарисовки (б. ч. в слегка шаржированной манере) и характеристики петерб. литераторов -- А. С. Шишкова, И. А. Крылова, Греча, П. П. Свиньина, Н. И. Гнедича, С. С. Уварова, Ф. Н. Глинки, Д. И. Хвостова (судя по тексту, единственного, с кем М. успел познакомиться), А. Е. Измайлова (в его ж. "Благонамеренный" М. позднее опубл. басню "Богатый и бедный" -- 1823, No 8). Др. отрывок (1824) посвящен постановке "Дмитрия Донского" В. А. Озерова (ИРЛИ, ф. 265, оп. 7, No 17).
   По возвращении в Харьков М. издал подготовленный еще в 1817 (см. дату предисл.) сб. "Басни" (X., 1825), превосходящий по объему первый сб-к почти втрое, куда кроме опубл. ранее басен вошли новые переводы и ориг. соч., в т. ч. "Ода на мир Европы, превращенная в басню", пародирующая одический жанр. Прибавление к предисл. (дек. 1824) свидетельствует об осведомленности М. в достижениях столичной лит-ры и его здравой оценке своих стихов, к-рые "отзываются еще стариною" (с. 11) и не соответствуют прогрессу версификации в пушкинское время (Пушкин "сделал переворот в российской поэзии... легкостию, плавностию и роскошью стихов своих, которые как жемчуг по бархату катятся, передал почти всем новым поэтам... таинство писать гладкие стихи" -- с. 10). М. также несколько смущало, что, публикуя свои переводы из сб. И. Ф. Кастелли (нем. переводчика басен Ш. Л. Мольво), он вступает в проигрышное соревнование с "Апологами" И. И. Дмитриева, но для определ. круга читателей он считал свою книгу просветительски полезной (в частности, она сопровождалась обширными прим.). В пространном издевательском отзыве "Моск. телеграфа" (1825, No 18) демонстрировались подобная хвостовской несуразица сюжетов басен М., скверные рифмы, грубость стиля.
   Позднее М. почти не выступал в печати. С 1825 по 1837 он упоминается в "Адрес-календарях" (СПб.) в чине надв. советника среди членов Об-ва наук при Харьков, ун-те (в 1829--31 как учитель Слободско-Украинской г-зии).
   Изд.: [Стихи]. -- В сб.: Мнимая поэзия, M.--Л., 1931; Рус. басня.
   Лит.: Маслович Н. В., Харьков. баснописцы. В. Г. Маслович. -- PC, 1892, No 7; Багалей Д. И., Опыт истории Харьков, ун-та, т. 1--2, X., 1893--1904 (ук.); Лещенко П. Я., "Харьковский Демокрит". -- "Радянське літературознавство", 1957, No 4; Федченко П. M., Матеріали з історіі украінськоі журналистики, Киів, 1959, с. 28--33; Лосiевський I. Я., В. Г. Маслович про Пушкіна. -- "Прапор", 1985, No 2. * Венгеров. Источ.; Смирнов-Сокольский; Масанов.

В. П. Степанов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru