На пути. Разсказы и очерки А. Н. Бѣжецкаго. Спб., 1888 г. Изданіе А. С. Суворина. Ц. 1р. 50 к. Въ старые годы былъ очень распространенъ у насъ особенный типъ разскащиковъ, теперь такіе встрѣчаются рѣже, это -- разскащики изъ отставныхъ военныхъ, стоявшихъ въ Польшѣ и въ Бѣлоруссіи, ходившихъ Венгрію усмирять и Кавказъ завоевывать. Ихъ разсказы бывали всегда очень однообразны, вертѣлись вѣчно на разныхъ "похожденіяхъ съ дамочками" и безъ дамочекъ; за исторіей о томъ, какъ напоили нѣмца и увезли нѣмку, слѣдовала исторія о томъ, какъ посадили жида въ кадку съ водой и стрѣляли надъ его головой изъ пистолета, а жидъ со страху окунался въ воду съ головой; потомъ шла исторія съ привидѣніемъ, за нею -- объ "одной арфисткѣ" въ трактирѣ на Крещатикѣ, о высѣченномъ маркитантѣ, о выкинутомъ въ окно буфетчикѣ, опять о жидѣ, просящемъ писать векселя на пряникахъ, потому что гг. офицеры заставляютъ его есть векселя, а бумага не вкусна, потомъ -- о побитіи посуды, чьей-то морды, чьихъ-то оконъ... и т. д. безъ конца, безъ толку и безъ смысла и съ вѣчною приправой на походахъ собраннаго армейскаго остроумія. Въ старопомѣщичьихъ домахъ провинціальной глуши такихъ разскащиковъ слушали, несчетное число разъ смѣялись надъ окоченѣвшимъ отъ холода и страха жидомъ, надъ избитымъ армяниномъ, надъ изувѣченнымъ буфетчикомъ, надъ нѣмцемъ, у котораго жену опозорили,-- смѣялись дружно, всѣмъ стадомъ, и разскащика называли обыкновенно "душа-человѣкъ". Время шло впередъ, интеллектуальный и нравственный уровень общества росъ и поднимался выше, воспоминанія о походахъ и воинскихъ подвигахъ стали доходить до насъ въ повѣстяхъ Вс. Гаршина, г. Щеглова и др.; мы уже думали, что "душачеловѣки" свой вѣкъ отжили, и если бурчатъ еще гдѣ-нибудь о дамочкахъ, нѣмочкахъ, паненкахъ и увѣчьяхъ мирныхъ обывателей, то это въ такой глуши, до которой печатное слово доходитъ только въ видѣ календарей да этикетовъ на бутылкахъ, и оказывается, что мы впали въ большое заблужденіе. Вышеприведенные подвиги и похожденія и похвальба ими не только не прекратились, а сами превращаются въ печатное слово и издаются въ свѣтъ на удивленіе одной части публики и на увеселеніе другой ея части, повидимому, еще способной утѣшаться тѣмъ, какъ мило забавляются гг. офицеры "на пути" и на походахъ. Намъ нѣтъ надобности передавать содержаніе книжки г. Бѣжецкаго, такъ какъ мы уже сдѣлали это, приведя репертуаръ "душа-человѣка"; отмѣтимъ только нѣкоторые примѣры остроумія автора: "Провинціальныя барышни, въ особенности тѣ, которыя гуляютъ на станціяхъ, гораздо чувствительнѣе и при нѣкоторой близорукости могутъ полюбить козла". "Они были одѣты хотя и не бѣдно, но очень скверно... "" "У обоихъ на головахъ были шляпы, вродѣ старыхъ груздей, которые до того велики и нелѣпы на видъ, что ихъ никакъ нельзя признать за грибъ, "отчего они отъ огорченія обвисаютъ". Острословіе по поводу качки на морѣ и ея дѣйствія на путешественниковъ мы пропускаемъ. Перловъ гарнизоннаго остроумія особенно много въ разсказѣ Въ тылу, почти сплошь посвященномъ описанію попоекъ и безобразничанья надъ маркитантами. Тутъ уже не знаешь, чему вѣрить и что отнести на счетъ неумѣстной похвальбы своеобразнымъ "удальствомъ", мало чѣмъ отличающимся отъ забавъ баши-бузуковъ. И все это -- "не въ судъ и осужденіе", а именно въ похвальбу: знай, молъ, нашихъ, вотъ мы какъ: и турокъ побѣждали, и трактиръ разносили, маркитантовъ сокрушали, побивали кого вздумается и... ничего, всѣ мы люди прекрасные, "душа-человѣки"! Только гдѣ же душа-то въ этихъ людяхъ? Неужели въ винѣ утонула? И нигдѣ во всей книгѣ нѣтъ ни просвѣта, ни проблеска...