БЕЖЕЦКИЙ [наст. имя и фам. Алексей Николаевич Maслов; 7(19).9.1852, Варшав. цитадель* -- 1922, Петроград (?)], прозаик, драматург. Из дворян Тверской губ. Отец -- командир пех. полка; мать скончалась в 1856. В 1862 Б. был отдан в 1-й кадет, корпус. Окончил 2-ю петерб. воен. г-зию, затем Николаев, инж. уч-ще (1868--71). В уч-ще увлекался Д. И. Писаревым и Н. Г. Чернышевским, издавал рукописный юмор, журнал. Службу начал в чине подпоручика в 1-м Кавк. саперном батальоне. Во время 2-го Хивин. похода (1873) познакомился с М. Д. Скобелевым. В 1874 поступил в Николаев, инж. акад., в 1876 откомандирован к своему батальону, участвовал в рус.-тур. войне (1877--78), в боях под Карсом и Эрзерумом. По окончании академии (1879) служил в Одес. воен. округе, затем в Петерб. крепостном инж. управлении. За проявленную храбрость и мужество в Ахалтекинской экспедиции [см. кн. Б.: "Завоевание Ахал-Теке. Очерки последней экспедиции Скобелева (1880--1881)", СПб., 1882, 1887] награжден зол. оружием. С 1882 репетитор, с 1887 препод, фортификации Николаев, инж. акад. Позднее чл. имп. Воен.-ист. об-ва и чл.-учредитель Благотворит, к-та им. ген.-адъютанта Скобелева. Автор трудов по фортификации, в т. ч. "Истории крепостной войны" (СПб., 1900), сотр. "Инж. журнала". С 1901 ген.-майор, с 1908 ген.-лейтенант. В начале 1-й мировой войны откомандирован в распоряжение воен. министра, вернулся в академию в мае 1917, в июле вышел в отставку в чине инж.-генерала. По словам И. И. Ясинского, Б. был "офицер необыкновенного рода и грациозной тончавости" ("Роман моей жизни", М.--Л., 1926, с. 264). Первое выступление в печати -- неск. юмор, заметок в "Тифлис, вестнике" (1874). С кон. 1876 Б.-- воен. корр. ж. "Пчела", с 1877 -- газ. "Новое время", где выступает и как беллетрист. В 1884 выпускает сб. "Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет" (СПб.: рец.: РМ, 1884, No 11). Как позднее отметил А. В. Амфитеатров, "изящная скромность и простота повествования, наблюдательность и юмор сделали из А. Н. Бежецкого превосходного туриста-"описателя"" ("Россия", 1899, No 79). Известность Б. приносит цикл воен. рассказов, вошедших в сб. "Военные на войне. Святочные рассказы" (СПб., 1885; рец.: СВ, 1885, No 3; Ф. Змиев <Ф. И. Булгаков> -- "Новь", 1885, No20). Суровая правда войны с ее не менее суровыми буднями, специфич. проф. окраска изображаемого, яркие зарисовки разнообразных характеров выделили его рассказы из числа мн. произв. тех лет на воен. темы. После прочтения "Военных" А. П. Чехов (с ним Б. познакомился в 1886) писал А.С.Суворину: "Мне Бежецкий положительно нравится... Его "Расстрелянный" гораздо лучше тургеневского "Жида", а судя по остальным рассказам, он, если бы захотел, был бы тем, чего у нас на Руси недостает, т. е. военным писателем-художником. Кроме "Рай Магомета", все остальные невоенные рассказы его слабы" (Письма, I, 281).
В 80--90-е гг. Б. пишет также бытовые, святочные и "таинственные" рассказы, посв. модным в то время увлечениям миром сновидений и спиритизмом; часть из них вошла в сб. "Неведомое... Фантастические рассказы" (СПб., 1914 -- три изд., 3-е изд.-- доп.; рец.: НВ, 1914, 5 янв. и 17 марта). Однако воен. тема остается главной -- в сб. "На пути. Рассказы и очерки" (СПб., 1888, 1897, 1899; рец.: СВ, 1888, No 10; РМ, 1888, No9), "Медвежьи углы. Повести и очерки" (СПб., 1892, 3-е изд., СПб., 1899 -- доп.; рец.: НВ, илл. прил., 1900, 5 янв.; РБ, 1900, No 1). В целом критика относила Б. к молодым писателям, отказавшимся от постановки в своем творчестве больших социальных проблем. Так, рецензент сб. "На пути" писал, что произв. Б. "читаются легко и могут служить интересными рассказами, но претендовать на более серьезное значение они не могут... хорошая форма и полная неразборчивость в выборе содержания" ("Неделя", 1888, 21 авг.).
С 90-х гг. Б. выступает и автором ряда ориг. комедий и переводчиком пьес Лопе де Вега ("Собака садовника", М., 1891; "Сети Фенизы", ВИЛ, 1893, апр.), шедших на столичных сценах. Наиб, интерес у публики вызвала пьеса Б. из совр. помещичьей жизни "Ольгин день" [СПб., 1904, 1909; петерб. Малый т-р, 1904 (Б. был чл. дирекции т-ра)]. Как отметил анонимный рецензент, в "Ольгином дне" "нет ярких штрихов современности, но в нем есть правда положений и характеров" (ТиИ, 1904, No 2; др. рец.: В. П. Д-в, "В чем успех "Ольгина дня"",-- "Петерб. дневник театрала", 1904, No 14; НВ, 1913, 31 дек.,-- к юбилею пост.; в моек. Малом т-ре пьеса успеха не имела, см.: РВед, 1905, 10 янв.). С 1904 Б.-- товарищ пред. Лит.-худож. об-ва.
Б. продолжал лит. работу и после 1917. Для задуманной М. Горьким серии "инсценировок истории культуры" им написана пьеса из истории Нидерландов "На заре освобождения" (см. рец. А. А. Блока.-- Блок, VI, 431--32).
Изд.: Сражение. Расстрелянный. Нарочный. Испытание волонтеров, СПб., 1888; 2-е изд., СПб., [1892]; Тиф.-- В кн.: Писатели чеховской поры, т. 1, М., 1982.
Лит.: Чехов (ук.); Арсеньев К., Модная форма беллетристики.-- ВЕ, 1889, No 4; Долгов H. H. [сост.), Двадцатилетие т-ра им. А.С.Суворина, П., 1915, с. 105; Бялый Г. А., В. М. Гаршин и лит. борьба восьмидесятых годов, М.-- Л., 1937, с. 56--63; Громов Л., Чехов и "артель" восьмидесятников.-- В кн.: А. П. Чехов. Сб. статей и мат-лов, Ростов н/Д, 1959. + Афанасьев; Брокгауз; НЭС; А. С. Суворину на память от сотрудников 28 февр. 1886 г., СПб., [1886] (автобиография); Венгеров. Источ.; Мезьер; Гранат; Муратова (1); ИРДТ, т. 6 (ук.); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1026, ф. 459 (письма А. С. Суворину); ИРЛИ, ф. 36 (письма В. П. Буренину); ф. 357, оп. 3, д. 71; ГПБ, ук., в. II, III; ЦГВИА, ф. 409, оп. 1, д. 171673* (ф. с. 1917 г.) [справка М. Р. Рыженкова].
А. Б. Муратов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989