Мартынов Авксентий Матвеевич
Мартынов А. М.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАРТЫНОВ Авксентий Матвеевич [1787 или 1788, с. Мартыново Любим. у. Ярослав. губ. -- 1858, Петербург (?)], критик, поэт. Сын причетника (дьячка). Чтению и письму был обучен отцом. Затем учился в Ярослав. сем. (1799--1808), для зачисления по бедности на казенный счет был номинально определен в дьячки. Как один из лучших учеников в 1809 был направлен в только что открывшуюся Петерб. духовную академию. Закончив академию кандидатом (1814), М. не пожелал принять священнич. сан и был определен в родную сем. на должность проф. философии, а затем и инспектора. По отзыву ректора академии митрополита Филарета, ревизовавшего семинарию, "нечто находящееся в сложении его, делало его несколько задумчивым и медленным, но при сих недостатках имел он и граничащие с сим качества, основательность и постоянство" (Филарет, с. 293). В нач. 1819 М. из-за недоразумений с епископом Антонием Знаменским был внезапно уволен; возвратившись в Петербург, в июле был принят мин. духовных дел и нар. просвещения А. Н. Голицыным в Комиссию духовных уч-щ младшим пом. экспедитора по ученой части с чином тит. советника (затем архивариус, пом. столоначальника). С 1822 также приватно преподавал рус. словесность во 2-м кадет, корпусе. К 1832 выслужил чин коллеж, асессора и потомств. дворянство. В 1839 после упразднения Комиссии получил место пом. архивариуса в Канцелярии обер-прокурора Святейшего синода, позднее служил "журналистом" (ведущим журналы заседаний), пом. столоначальника.
   Сочинительством начал заниматься еще в "пиитическом" классе академии, питая особую любовь к "макароническим" стихам. С 1819 М., благодаря посредничеству однокашника по академии И. Я. Ветринского, сближается с Д. И. Хвостовым, становится постоянным и внимательным слушателем его стихов, его лит. конфидентом (по утверждению М., в 1819--35 они виделись каждый вечер -- см.: "Ярослав. епархиальные вед.", 1866, 17 сент., с. 295), исправляет слог Хвостова, помогает ему в издании собр. сочинений. В письме (1820) Хвостов сообщал Евгению (Болховитинову), что покумился с М. (крестил двух его дочерей) и ввиду бедности М. пожертвовал ему тираж своих духовных од (Сб. ОРЯС, 1868, т. 5, в. 1, с. 181). М. печатает стихотв. обращение "Графу Дмитрию Ивановичу Хвостову" (ДЖ, 1823, No 18) и восторженный разбор "О стихотворении графа Д. И. Хвостова под названием "Майское гулянье в Екатерингофе"" ("Укр. журнал", 1824, No 14). Одновременно М. пытается войти в совр. журналистику, публикует ст. "Об успехах промышленности в России вообще и в особенности о фарфоровой фабрике купца Попова" в "Отеч. зап." П. П. Свиньина (1825, ч. 24, No 66), но не имеет успеха.
   Новый этап лит. активности М. начинается в 1830-е гг. Он постоянно посещает "среды" у Хвостова; в 1832 сотрудничает в ж-ле Ветринского "Сев. Минерва". К этому времени у М. окончательно оформилось восходившее к урокам пиитики представление о "правильной и полезной литературе". Убежденность в пользе лит. морализма и необходимости следовать "правилам" вызывает у М. критическое, даже враждебное отношение к совр. лит-ре, и прежде всего к пушкинской школе. Среди публикаций М. в "Сев. Минерве" -- "Речь... на заданный вопрос: отчего успехи нашей словесности, особенно изящной, малозначущи?" (ч. 2, No 8; отд. изд.-- СПб., 1832), стих. "Сатирики" (ч. 1, No 3), содержащее выпады против А. А. Дельвига ("В идиллиях гореть Антоновым огнем"), галлофобская стихотв. сказка "Следствия модного воспитания" (ч. 1, No 5).
   Итогом писательских трудов М. явился сб. "Поэтические произведения в трех книгах" (СПб., 1837), включавший стих, "лирические" (религиозные, в т. ч. отрывки из описат. поэмы о сотворении мира, из стихотв. переложения "Книги Иова", псалмы), "повествовательные" и сатирические (в их числе басня "Ворон и Ворона"). Из последних наиб, резкая лит. сатира "Взгляд на новоселье" о сб-ке А. Ф. Смирдина "Новоселье" (1833); в ней даны снисходительно-пренебрежительные оценки "Домика в Коломне" и "Анжело" А. С. Пушкина ("Не стоило труда и начинать избушки / Для столь незначащей и тлеющей игрушки"), И. А. Крылова ("басенки -- приятные безделки..."), послания П. А. Вяземского к Д. В. Давыдову ("каков гусар, и таковы стихи") и прочих авторов ("...статейки Новоселья / Как будто с сильного написаны похмелья"). Из соч. "повествовательных" биогр. и нравоописат. интерес представляет "стихотворный комический рассказ" "Школьник Ухабов" из жизни ярослав. семинаристов (занятия, кулачные бои, каникулы). Наиб. курьезные выписки из "Поэтических произведений" (сделанные, по утверждению М., до выхода книги по экз., украденному в типографии, -- "Ярослав. епархиальные вед.", 1866, 10 сент., с. 286--87) напечатал в виде рецензии О. И. Сенковский (БдЧ, 1837, т. 25), также задетый в сатире М.
   Дальнейшая лит. деятельность М. была связана с одиозным ж-лом С. А. Бурачка "Маяк", где он стал ведущим критиком, и была направлена против В. Г. Белинского и "Отеч. записок": "Замечания на статью о Менцеле, помещенную в "Отечественных записках"" (1842, т. 4), цикл статей "Подробный обзор стихотворений А. С. Пушкина" ("Письмо к издателю" -- 1843, т. 7; статьи 1--3, 5, 6 -- 1843, т. 9--11), печатавшийся в противовес статьям Белинского и развивавший мысль о том, что Пушкин как человек безбожный и безнравственный особо опасен своим поэтич. талантом. А. А. Григорьев считал статьи М. удивительными (курсив Григорьева).
   В последней статье в "Маяке" -- "Застой в рус. литературе" (1845, т. 19) -- М., анализируя состояние совр. лит-ры. называл причины застоя ("уклонение от коренных стихий народности", "ложные теории словесности"), критически оценивал творчество Пушкина и М. Ю. Лермонтова, к-рые "своими ложными воззрениями на жизнь и природу человека... своим пристрастием к изображению мертвой и холодной действительности унизили высокое значение поэзии" (с. 5--6), а также Н. В. Гоголя, обвинив его в бездуховности, в увлечении "игривым выражением" мысли ("его фраза ... поражает верностию ... видимой природе..., но не верностию нравственной природе человека" -- с. 11).
   С концом "Маяка" закрылось для М. и лит. поприще. М. очень сожалел, что "этот полезный и благонамеренный журнал..., имеющий прямой и верный взгляд на вещи, светлый, проницательный, отчетливый, существовал недолго" ("Ярослав. епархиальные вед.", 1866, 10 сент., с. 287) и ему негде печатать приготовленные для "Маяка" статьи. После 1846 М., по его словам, отдался делам службы и писал лишь "безделки" для узкого круга знакомых (в т. ч. стих. "По поводу выздоровления от холеры и тифуса", 1856 -- "Ярослав, епархиальные вед.", 1866, 24 сент.). В 1857 записал "Автобиографию" (там же, 1866, 23 июля, 6 авг., ...24 сент.).
   Др. произв.: "Ода на кончину императора Александра I" (СПб., 1826).
   Изд.: Стихотв. сказка.
   Лит.: Белинский (ук.); Григорьев. Эстетика (ук.); Филарет, митрополит Дроздов , Собр. мнений и отзывов, т. 1, СПб., 1885 (ук.); Очерк жизни и ученых трудов бывших питомцев Ярослав, сем. -- "Ярослав, епархиальные вед.", 1893. 9 марта. * Указатель статей, помещенных в "Маяке"... за пять лет, СПб., 1844; Родосский А., Биогр. словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петерб. духовной акад., СПб., 1907; Брокгауз; Венгеров. Источ.
   Архивы: ЦГИА, ф. 802, оп. 1, д. 2893, 3200; ф. 1349, оп. 4, д. 150 (1843 г.), л. 100 (дела

В. П. Степанов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru