(Пьер Карле де Шамблэн de Marivaux) -- известный французский драматург (1688-1763), принадлежал к нормандской судейской аристократии. Образование получил довольно небрежное. Рассеянная жизнь и потеря на бумагах при банкротстве Ло скоро сделали его бедняком. Это побудило его пуститься в литературу; он принял горячее участие в споре о преимуществах литератур древней и новой, утверждая, что надо следовать духу времени и обходиться без авторитетов. М. откровенно признавался, что ему лично Фонтенель несравненно более близок, чем Виргилий, а старика Гомера он охотно променяет на Ла-Мотта. Введенный в литературный кружок г-жи де Тансэн, М. представил на суд его шуточные поэмы, написанные в осмеяние древних классиков ("L'Hom ère travesti, ou l'Iliade en vers burlesque", 1716; "Télémaque travesti", 1736). Произведения эти в публике успеха не имели, равно как и трагедии "Смерть Аннибала" и комедия "L'amour et la vérité " (1720). Эти неудачные попытки убедили М., что строить творчество на одной выдумке нельзя, не рискуя смешаться с толпой заурядных писак, но следует искать вдохновения в наблюдательности. В ожидании накопления жизненного материала М. сотрудничает в "Меркурии", подписывая свои статьи псевдонимом: "современный Теофраст", а с 1722 г. предпринимает периодический сборник "Spectateur français" (по образцу английского "Spectator"), скоро прекратившийся, в 1727 г. возобновленный ненадолго под заглавием "L'Indigent philosophe", а в 1734 г. опять появляющийся под новым названием: "Le Cabinet du philosophe" и окончательно прекращающийся на 11-м листе. Несмотря на отрывочный и афористический характер статеек, журналы М., в общем, остроумны и заключают в себе немало самобытных мыслей. Истинным призванием М. был, однако, театр. Com édie Française придерживалась в то время серьезного репертуара, преимущественно трагического, и давала пьесы Кребильона отца, Дюфрени, Детуша и Вольтера. В одном из предместий ютился так наз. "Ярмарочный театр", в который поставляли веселые комедии с куплетами даже такие авторы, как Лесаж и Пирон. Середину между обеими сценами занимал Театр итальянский. Первоначально итальянцы давали представления по-французски и по-итальянски, наполовину импровизируя их по определенному заранее плану; но публика относилась к Comedia dell'ar t e (см.) холодно, и итальянцы покинули Париж. Регент, в 1715 г., призвал их опять, и они стали играть заранее написанные французские пьесы, от прежней же Comedia dell'arte удержали неизменные прозвища для разных типических амплуа -- Арлекина, Коломбины и т. д. Этому Итальянскому театру М. был обязан первыми успехами. Первая комедия М. в самобытном роде носит название "Surprise de l'amour" (1722). Автор долго еще бродит ощупью, прежде чем достигает совершенства в создании маленьких изящных произведений. Сначала Th éâtre Franç ais упорно отказывался ставить на своей сцене прозаические комедии М., так как, по старинным заветам, допускал в своем репертуаре лишь высокую комедию, обязательно в 3-х актах и в стихах; тем не менее, и он принужден был уступить общественному мнению. "Le triomphe de l'amour", "Les serments indiscrets", "L'école des moeurs", "L'heureux stratagème", "La Mé priser "Le Leg", "Les fausses confidences" и "L' é preuve" проявили в полном блеске изящество таланта М. и признаются за образцовые творения в литературном жанре, созданном М. Сам М. определяет своеобразное творчество свое как "тщету (néant), более или менее остроумную", а Вольтер говорит, что М. забавляется взвешиванием невесомого на весах, сплетенных из паутины. Действительно, в противоположность Мольеру, М. в подробности отмечает тончайшие оттенки чувствований своих действующих лиц; вместе с тем, у него господствует постоянно один и тот же слог, крайне необычный. Если у Мольера всякая сцена воплощает самую природу, то М. является как бы комментатором к природе. При подобных приемах, конечно, в комедиях его остается мало простора для действия и чувства. По верному определению Сент-Бёва, "в комедиях М. часто все вертится на простом недоразумении, ловко затягиваемом и осложняемом. Узел, с которым играет автор, теребя его во все стороны, в сущности, мог бы быть развязан в любую минуту, если бы только приняться за дело основательно, но это не входит в расчет М. -- и вот, эта-то именно игра, усеянная изящными эпизодами, и нравится изощренным умам". Тот же критик заметил, что М. особенно охотно изучает действие самолюбия на любовь. Изредка М. восстает против привилегий, осмеивает знать и денежных тузов, но лучшие и многочисленнейшие его комедии посвящены изучению "сердечных тревог". У Реньяра, Детуша и Мольера женщина редко появляется на первом плане; М., наоборот, сосредоточивает свое изучение именно на женщине, как на центре, к которому тяготели все интересы суетной и рафинированной жизни салонов XVIII в. М. хорошо знает царство кокетства и освещает в нем малейшие закоулки. Отсюда излишество в характеристиках, описаниях, размышлениях, слоге; отсюда бесконечные извивы, через которые М. проводит всякую свою мысль. Навык кропотливо разглядывать мелочи делает М. близоруким. Постигая тонкости и изощренности, он превращается в хемницеровского метафизика: ему словно неведомо истинно поэтическое чувство, величие, возвышенность. В действительности сердечная жизнь М. сложилась очень скромно: он женился на девушке из почтенной семьи, потерял ее после двух лет счастливого брака, сильно горевал, а впоследствии, затрудняясь воспитанием и устройством единственной дочери-бесприданницы, согласился на вступление ее в монастырь, куда за нее сделал внос герцог Орлеанский. Кроме приятельских отношений М. к салонам г-ж де Тансэн, Жоффрен, Гельвециус, скандальная хроника не отмечает за ним ни единой интриги или серьезной связи. Не без успеха выступал М. и в области романа. В "Marianne ou les aventures de la Comtesse ***" (1731-36) верно и тонко изображена светская жизнь. "Le Pay s an parvenu" (1735) имел крупный успех в публике. "Le Don Quicliotte Moderne" (1737) -- переделка на современные нравы бессмертного произведения Сервантеса. -- Несмотря на непростительные с точки зрения пуристов новшества и особенную нетерпимость в этом отношении Французской академии, М. попал в "бессмертные" в 1743 г., покровительствуемый кружком г-жи де Тансэн. На вступительную речь нового академика отвечал санский архиепископ Лангэ де Жержи, сказавший между прочим: "Кто читал ваши сочинения, утверждает, что они превосходны; что до меня, то я и не хочу, и не должен с ними знакомиться". Эта клерикальная выходка была тем менее уместна, что М., составляя исключение из современных ему писателей, нигде в сочинениях своих не проявляет чувственности и цинизма. Вступление в Академию совпало для М. с полным почти прекращением литературной деятельности. -- Человек безусловно честный и до щепетильности правдивый, в начале жизни робкий, самолюбивый и испытавший ряд неудач, М. замкнулся в своей скорлупе. Равнодушный к общественным интересам, он не искал ни почета, ни богатства и довольствовался пенсиями, которые ему предоставили Людовик XV и откупщик Гельвеций. Произведения М. ныне большей частью забыты, но лучшие из салонных его комедий держатся еще на французских сценах и смотрятся, при хороших исполнителях, с удовольствием; они нашли себе изящные подражания в некоторых произведениях Альфреда де Мюссэ и Октава Фелье. "Oeuvres compl è tes" M. появились в 1781 г.; в более полном виде были переизданы Duviquet в 1827-30 гг.; избранные сочинения повторены в 1862-65 гг.
Ср. Мариводаж. См. "Esprit de M. ou Analectes de ses ouvrages" (Пар., 1769); d'Alembert, "Eloge de M." (в "H. des membres de l'Ас. Fr.", т. VI); De Barante, "La litt érature fr. pend. le XVIII s."; Duviquet, "Notice s. M." (в его издании "Oeuvres de M."); S.-Beuve, "Causeries du lundi" (т. IX); G. Larroumet, "Marivaux, sa vie et ses oeuvres" (1882); J. Fleury, "Marivaux et le marivaudage" (1881); Brunett ère, "L'Evolution des genres dans l'histoire de la littérature" (1890); Faguet, "Dixhuitième siècle, études littéraires" (1890).
В. Ш. (Владимир Фёдорович Шишмарёв)
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
II.
МАРИВО [Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux, 1688--1763] -- французский комедиограф и романист, один из виднейших представителей светской литературы Рококо (см.). Принадлежал к нормандской чиновной знати буржуазного происхождения. Изучал юриспруденцию.
В начале своей деятельности М. был светским писателем-любителем, выпускавшим свои произведения анонимно. Он дебютировал рядом романов, в которых, возрождая манеру прециозных романистов XVII века, в то же время пародировал их манерность и искусственность. Это противоречие между изысканностью и простотой, между паразитарно-аристократическими и буржуазно-мещанскими настроениями является движущим моментом во всей литературной практике Мариво, отображая противоречивость сознания буржуазной интеллигенции первой половины XVIII века. Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям.
Лит-ая позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века "Споре о превосходстве древних или новых писателей" (см. "Французская лит-ра") он отстаивает права современности против пассивного подражания античности. Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески (см.), высмеивающие античную тематику. Проникнутые своеобразной "натуралистической" тенденцией, пародии М. расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода (см. "Классицизм") и требующей теперь от литературы отображения современной действительности. Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и "низких" с точки зрения классической поэтики жанров -- комедии и романа. Единственный опыт М. в области трагедии ("Annibal", 1720) не имел успеха.
Вынужденный писать для заработка, М. принимается за издание сатирико-нравоучительных журналов в подражание знаменитому "Зрителю" Эддисона (см.), становясь наряду с аббатом Прево (см.) посредником влияния более передовой английской буржуазной лит-ры на французскую ("Le spectateur français", 1722--1723; "L'indigent philosophe", 1728; "Le cabinet du philosophe", 1734). Эскизы М., помещенные им в своих журналах, легли затем в основу его больших романов -- "Жизнь Марианны" (Vie de Marianne, 1731--1741) и "Удачливый крестьянин" (Le paysan parvenu, 1735--1736), к-рые свидетельствуют о значительном по сравнению с романами Лесажа прогрессе буржуазного реализма и дают единственный для своего времени образец тонкого психологического анализа поведения, чувств и переживаний героев, взятых из низших классов общества -- городского мещанства и даже крестьянства. Классовая буржуазная установка М. выражается в том, что переходя от авантюрного романа к любовно-психологическому, М. демократизирует его тематику и образы, наделяя маленьких людей такими чувствами, которые описывались доселе только у представителей высших классов. При этом М. "всюду подчеркивает мысль, что благородство характера выше благородства происхождения, что искреннее чувство сильнее звонкого титула" (Фриче). Кроме того М. рисует не односложные схематичные типы, а вполне индивидуальные, полные противоречий характеры живых людей. Это обеспечило М. громадный успех в Англии, где под влиянием "Марианны" был написан один из лучших образцов буржуазного семейного романа -- "Памела" Ричардсона (см.).
В комедиях М., на к-рых гл. обр. и основана его лит-ая репутация, получает особенно яркое выражение изящная чувственность, характерная для всего искусства Рококо. Мариво много и охотно писал для театра, притом не столько для привилегированного театра "Comédie Française", этой цитадели классического репертуара, сколько для театра итальянских актеров ("Comédie Italienne"), восстановленного в Париже в 1716 и перешедшего от commedia dell'arte (см.) к исполнению писанных французских комедий. По своему содержанию пьесы Мариво весьма разнообразны; он писал комедии нравов, философские, мифологические, героические, феерии, буржуазные драмы, а также оригинальные пьесы, стоящие особняком в истории французской драмы, которые G. Larroumet назвал, по имени типичной для М. комедии, "surprises de l'amour" (нечаянности любви). К этой группе относятся все лучшие пьесы М. При изображении этих "сердечных тревог" внешнее действие сводится к минимуму, сюжет развертывается путем смены почти незаметных нюансов чувствований. Сведя комедию к изображению любви, затушевав ее дидактическую и сатирическую установку, отбросив внешнее действие и буффонаду, М. порвал с мольеровской традицией и подчинил свою комедию расиновской концепции страсти. Его Сильвия, Араминта, Анжелика -- различные варианты идеализированного образа женщины парижских салонов, сочетающей чувствительность с кокетством, остроумие с несколько искусственной наивностью и жеманной грацией. Это -- типичная героиня Рококо, как бы сошедшая с картин Ватто и Ланкре.
Несмотря на внешний аристократизм и затушевывание классовых конфликтов, комедия М. в основном все же буржуазна по своей идеологии. Она проникнута серьезным отношением к любви, к чувству, к вопросам семьи и брака. Она лишена гедонистической беспринципности, свойственной упадочной аристократии. В ней постоянно проскальзывают эгалитарные тенденции, презрение к сословным предрассудкам и утверждение равенства всех перед лицом любви. Когда же Мариво отвлекается от описания "нечаянностей любви", он вводит в свои комедии сатирические нотки и социальные проблемы.
Знаменитый монолог Фигаро за 60 лет до Бомарше (см.) был намечен в одной забытой комедии M. ("La fausse suivante", 1724). Он -- один из первых писателей, использовавших театр для пропаганды "философских" буржуазно-освободительных идей. Однако пропаганда эта не сложилась еще в систему, не приобрела доминирующего значения в его творчестве вследствие недостаточной зрелости его классового самосознания.
М. создал оригинальный слог, к-рым пользовался гл. обр. в своих комедиях и который был назван его именем (marivaudage). Изысканно-манерный, кишащий неологизмами, изобилующий метафорами и смелыми семантическими сдвигами, мариводаж представляет систематическое заострение и утончение мысли и ее словесного выражения. Однако М. часто излишне усложняет свою речь, превращая фразу в своего рода шараду, особенно в речах влюбленных, где он следует традиции любовных диалогов commedia dell'arte. Несмотря на протесты пуристов, многие выражения и неологизмы М. вошли в общий обиход. В начале XIX в. интерес к М., забытому в годы Революции, воскресает. Пьесы М. входят в репертуар "Французской комедии". Из писателей-романтиков под влиянием М. находились Жюль Жанен (см.), Альфред де Виньи (см.) и особенно Альфред де Мюссе (см.), "комедии-пословицы" которого почти конгениальны комедиям Мариво.
Библиография:
I. Полное собр. сочин. Мариво вышло в Париже в 1871 (12 тт.) и в 1825--1830 (под ред. Duviquet, 10 тт.), избранные сочин. -- в 1862--1865. На русск. яз. Мариво много переводился в XVIII в. В настоящее время изд-во "Academia" подготовляет к печати "Марианну" и избранные комедии Мариво.
II. Кроме общих трудов: Геттнер Г., История всеобщей литературы, т. II, изд. 2-е, СПБ, 1897; D'Alembert, Eloge de Marivaux, 1785; Sainte-Beuve, Causeries du lundi, v. IX, 1854; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, 1881; Gossot E., Marivaux moraliste, 1881; Brunetière F., Études critiques, 2-e série, 1881 (3-e série, 1883); LemaНtre J., Impressions de théâtre, 2-e et 4-e séries; Faguet E., XVIII siècle, 1890; Larroumet G., Marivaux, sa vie et ses œuvres, 1883 (2-e éd., 1894, -- основной капитальный труд); Deschamps G., Marivaux, в серии "Les Grands Ecrivains Français", 1897; Полная библиография Мариво дана Larroumet G. (см. выше), страницы 596--620.
С. Мокульский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 791--794.
(Marivaux), Пьер КарледеШамбленде (Carlet de Chamblain de: 4.II.1688, Париж, -- 12.II.1763, там же) -- франц. писатель. Чл. Франц. академии (с 1742). Род. в семье чиновника, детство провел в Риоме и Лиможе. Изучал право. С 1710 жил в Париже, где был принят в светских лит. салонах, во вкусе к-рых написаны его ранние галантно-авантюрные романы "Приключения***, или Удивительные действия симпатии" ("Les aventures de***, ou les effets surprenants de la sympathie", v. 1--5, 1713--14) и "Фарзамон..." ("Pharsamon, ou les Nouvelles folies romanesques", 1712, изд. 1737). Обильная дань галантным вкусам сочетается в них с пародированием манерности и искусственности прециозной лит-ры.
Представитель раннего Просвещения, М. примкнул к правому его крылу. Он испытал воздействие идей англ. просветителей с характерным для них духом компромисса между дворянством и буржуазией. Поэтому в творчество М. сильна морально-назидат. тенденция. Подражая Дж. Аддисопу и Р. Стилу, М. изд. журн. "Le Spectateur français" ("Французский зритель", 1721--24), "L'indigent philosophe" ("Неимущий философ", 1726--27), "Le Cabinet du philosophe" ("Кабинет философа", 1734). Сблизившись с Б. Фонтенелем, М. принял участие в "споре о древних и новых авторах"; в бурлескной поэме "Илиада наизнанку" ("Iliade travestie", 1716) и пародийном сатирич. романе "Телемак наизнанку" ("Le Télémaque travesti", написан 1717, изд. 1736) М. высмеивает сторонников классицизма. Роман "Карета, застрявшая в грязи" ("La voiture embourbée", 1714), пародирующий стиль прециозной лит-ры, свидетельствует о решит. повороте М. к реализму. Его вершин М. достиг в 30-е гг., когда создал свои лучшие книги: романы "Жизнь Марианны" ("La vie de Marianne", pt. 1--11, 1731--41) и "Крестьянин, вышедший в люди" ("Le paysan parvenu", 1734--35). В них сложная внутр. жизнь персонажей, раскрытая с большим психологич. мастерством, показана на широком обществ. фоне. Герои -- выходцы из низших классов общества -- наделены возвышенными чувствами. Осн. мысль автора: благородство характера выше благородства происхождения. Наряду с А. Р. Лесажем и А. Прево М. явился создателем жанра реалистич. психологического романа во франц. лит-ре, оказав влияние на Ш. де Лакло, а также на английского писателя С. Ричардсона.
Начиная с 1720 М. сотрудничал с итал. труппой Л. Рикобони, игравшей в Париже. Как драматург М. сложился под влиянием комедийного театра Мольера, отчасти и трагедии Ж. Расина. Использовал М. и приемы итал. нар. комедии масок. В 20-е гг. он создал серию любовно-психологич. комедий, посвященных превратностям любви: "Сюрприз любви" ("La surprise de l'amour", 1723), "Двойное непостоянство" ("La double inconstance", 1723), "Игра любви и случая" ("Le jeu de l'amour et du hasard", 1730, рус. пер. 1769) и др. В этих пьесах М. добивается психологически тонкого изображения характеров, но почти вовсе отказывается от бытовой и социальной характеристики персонажей. Просветит. идеи и интерес к социальной проблематике отразились в ряде комедий М. 20-х гг., таких, как "Остров невольников" ("L'Нle des esclaves", 1725, рус. пер. 1786), "Остров разума" ("L'Нle de la raison", 1727, рус. пер. 1957) и др. В любовно-психологич. комедиях 30-х гг. -- "Торжество любви" ("Le triomphe de l'amour" 1732, рус. пер. 1957), "Ложные признания" ("Les fausses confidences", 1738, рус. пер. под назв. "Обман в пользу любви", 1827) и др. -- М. больше внимания уделяет вопросам морали, социальным характеристикам героев. М. содействовал освобождению франц. драматургии от канонов классицизма, создал новый театр. жанр, внес в драматургию изящество и интимность, известную манерность, легкость и лиризм сюжета, образность языка, многозначность слов и выражений (т. н. мариводаж). М. оказал влияние на развитие франц. драматургии; оно чувствуется и у А. Мюссе, и у Ж. Жироду.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1--10, P., 1825--30; Théâtre complet, P., 1955; в рус. пер. -- Жизнь Марианны, М., 1762; Комедии, вступ. ст. А. Д. Михайлова, М., 1961.
Лит.:Лессинг Г., Гамбургская драматургия, М. -- Л. 1936; История зап.-европ. театра, т. 2, М., 1957; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, P., 1881; Larroumet G., Marivaux. Sa vie er ses œuvres, 4 éd., P., 1910; Meyer E., Marivaux, P., 1930; Roy Cl., Lire Marivaux, P., 1947; Arland M., Marivaux, [P., 1950]; Deloffre P., Marivaux et le marivaudage. Etude de langue et de style, P., 1955; Mc Kee Kenneth N., The theater of Marivaux, [N. Y.], 1958; Ratermanis J. B., Etude sur le comique dans le théâtre de Marivaux, Gen. -- P., 1961; Deloffre F., Etat présent des études sur Marivaux "Information littéraire", 1964, nov. -- déc., No 5.
А. Д. Михайлов.
Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 611--612.