Маргерит Виктор
Виктор Маргерит: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   МАРГЕРИТ Виктор [Victor Margueritte, 1866--] -- французский романист и историк. Р. в Алжире. Кончил лауреатом лицей Генриха IV в Париже. С 1886 служил в колониальных войсках в Африке и в Мексике. В 1891 кончил военную школу. Начало литературной деятельности М. относится к 1883, когда он дебютировал книжкой стихов "Ветка сирени" (Brin de lilas). Расцвет его творчества начинается в 1891, с опубликованием романа "Le désastre" (Разгром), написанного совместно с братом -- Полем М. (см.). В 1898 он получает орден Почетного легиона. С 1906 по 1908 М. занимает пост президента Об-ва литераторов (Société des gens de lettres). Вплоть до 1907 M. работает совместно с братом, и только в 1907 появляется его первый самостоятельный роман "Проститутка" (М., 1924). Роман вызвал обвинения в порнографии. В 1922 выходит 1-я книга трилогии "La femme en chemin" (Женщина в пути, M., 1925) -- "La garçonne" (Женщина-холостяк, П., 1924), к-рая имеет колоссальный успех и переводится на все иностранные яз. М. обвиняют снова в порнографии, в подрыве семейных основ и лишают ордена Почетного легиона. В 1926 М. совместно с А. Шарпантье основал журнал "Эволюция" (Évolution). Журнал этот, мелкобуржуазно-пацифистский по направлению, уделяет много внимания нашему Союзу, помещая статьи как иностранных журналистов, так и советских работников о росте индустриализации и коллективизации, о национальном вопросе в СССР и мн. др. Большой скандальный успех имел и последний роман М. "Ton corps est à toi" (Твое тело принадлежит тебе, М., 1928). М. в своем творчестве выражает идеологию радикальных слоев французской мелкой буржуазии. Постоянные темы его многочисленных произведений -- вопросы быта и семьи, вопросы взаимоотношения полов в современном капиталистическом обществе. Его романы, как например "Проститутка" и "Холостячка", дают богатый бытовой материал; но этот материал дан в сыром, неоформленном виде, без должных выводов. Поданный в спокойных, натуралистических тонах, он теряет свою действенность, и Маргерит из обличителя буржуазных нравов становится поставщиком "занимательного" чтения с сугубо сексуальным содержанием. Видя все разложение, всю гниль и мерзость капиталистического общества, он не показывает причины его разложения. Маргерит рассматривает капиталистическое общество лишь в бытовом плане и переключает классовую борьбу на борьбу полов. Таково его объяснение причин проституции, таков бунт Моники в "Холостячке", таково самоопределение Анники в "Товарище" и т. д. М. не доходит до конца. Его бунтари в конце-концов возвращаются на стезю добродетели, и стезей добродетели оказываются те формы буржуазного быта, против к-рых М. вначале восстает. Здесь опять ярко проявляется мелкобуржуазная сущность творчества М.: протестуя против капиталистического общества, в котором не находит себе места, он в то же время от него уйти никуда не может, т. к. гибель капитализма означает и исчезновение условий мелкобуржуазного существования. Но даже при всей своей мелкобуржуазной ограниченности романы М. больно ударили по буржуазной Франции. Он раскрыл те бытовые язвы, которые тщательно скрывались.
   Одним из главных произведений М. является роман "Коммуна" (La commune), написанный им в 1904 совместно с братом П. М. Идея романа -- ужас перед войной и перед теми, кто ее начинает. Такая точка зрения свойственна мелкобуржуазному гуманизму, который противопоставляет пацифизм чисто биологического порядка, т. е. ужас перед войной как перед актом физического уничтожения человечества, истинно революционному пониманию войны как формы классовой борьбы. В своем романе братья М. представляют Парижскую Коммуну как бы "мученицей" перед лицом буржуазии. В этом ярко проявляется мелкобуржуазный характер творчества братьев М.: не будучи в силах дать конкретную, действенную, революционную программу, они смогли увидеть в первой в мире пролетарской революции только символ жертвенности.
   Интересны исторические работы M.: "Au bord du gouffre" (На краю бездны) и "Les criminels" (Преступники). Они показывают отношение М. к империалистической войне. Вместо того чтобы резко выступить против войны, М. занял промежуточную позицию мелкой буржуазии. В "На краю бездны" [1918] он указывает на неспособность правительства как на причину мировой бойни, а в позднейшей работе -- "Преступники" [1924] -- он становится на сентиментально-гуманистическую точку зрения.

Библиография:

   I. Кроме указанного в тексте -- Золото, издание "Мысль", Л., 1924; Моника Лербье, изд. "Мосполиграф", М., 1924 (и др. изд.); русские перев. романов М. выходили также и в дореволюционное время.
   II. Guirec J., Victor Margueritte et son œuvre, "Nouvelle revue critique", P., 1929.

A. Певзнер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 787--788.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7871.htm
  

II.

   МАРГЕРИ́Т (Margueritte), Виктор [1.XII.1866, Блида (Алжир), -- 23.III.1942, Монестье (деп. Изер)] -- франц. писатель. Род. в семье генерала -- героя Седана. Окончил лицей Генриха IV, служил в Алжире и Мексике. В 1883 опубл. сб. стихов "Ветки сирени" ("Brins de lilas"). В содружестве с братом Полем Маргерит написал 20 романов; наиболее значит. из них -- "Разгром" ("Le désastre", 1897) и "Коммуна" ("La Commune", 1904, рус. пер. 1906), в к-ром, несмотря на либеральный объективизм и часто неверные характеристики деятелей Парижской Коммуны 1871, есть ощущение величия революц. подъема и реалистич. образы нар. героев. В бытовых романах, написанных самостоятельно, М. ставил вопросы семьи, отношения полов, положения женщины: "Проститутка" ("Prostituée", 1907, рус. пер. 1924), цикл романов "Женщина в пути" ("La femme en chemin"): "Женщина-холостяк" ("La garçonne", 1922, рус. пер. 1924), "Спутник" ("Le compagnon", 1923); "Чета" ("Le couple", 1924, в рус. пер. -- "Творцы будущего", 1924, другое назв. -- "Женщина в пути", 1925) и др. М. смело говорил о таких сторонах жизни бурж. общества, к-рые принято замалчивать, за что подвергался судебным преследованиям по обвинению в порнографии. Однако его критика социального зла носила ограниченный характер; дальше требования таких реформ, как упрощение бракоразводного процесса, М. не пошел; его герои кончают примирением с существующими порядками.
   М. участвовал добровольцем в 1-й мировой войне; вел антивоен. пропаганду. В кн. "На краю бездны" ("Au bord du gouffre", 1919) он обвинял пр-во в развязывании войны. В кн. "Преступники" ("Les criminels", 1925) выражены пацифистские идеи. Вместе с А. Шарпантье М. в 1926 изд. журн. "Evolution" ("Эволюция") пацифистского направления, где освещались и достижения молодого Сов. гос-ва. М. выступал против фашист. интервентов, поддерживавших франкистских мятежников в нац.-революц. войне исп. народа (1936--39).
   Соч.: Le chant du berger, P., [1930]; La patrie humaine, [P.], 1931; Nos égales, [P. 1933]; в рус. пер. -- Вавилон, предисл. И. Луппола, М., 1935.
   Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Pilon E., Paul et Victor Margueritte, P., 1905; Guirec J., Victor Margueritte, son œuvre, P., [1929]; Barjon L., Mondes d'écrivains -- destinées d'hommes, P., 1960.

Н. Н. Козюра.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 607.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-6071.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru