Марченко Анастасия Яковлевна
Марченко А. Я.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Марченко (Анастасия Яковлевна) -- писательница, (1830--1880). На литературное поприще выступила в 1847 г. с "Путевыми Заметками" (подпись Т. Ч.). обратившими на себя внимание Белинского. Поместила много повестей и романов в "Северном Обозрении", "Современнике, "Отеч. Зап." (с 1850 г.), "Русск. Вестнике" и "Библиотеке для чтения". Из них выдаются повести "Тернистый путь" ("Отеч. Зап.", 1849) и "Вокруг да около" ("Отеч. Зап.", 1855) и романы "Горы" и "Саламандра". Главный мотив всех повестей -- женская любовь, относительно которой автор стоит на точке зрения Жорж Санд. Около 1855 г. М. переехала в СПб., вышла замуж за Кирьякова и почти перестала писать. Последний ее роман -- "Разлучница", 1869 г. Она напеч. также несколько стихотворений, в "Пантеоне" и "Русском Инвалиде".
   Ср. ст. Некрасовой в "Киев. Старине" (1889, No 11).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIIIa (1896): Малолетство -- Мейшагола, с. 708

II.

   МАРЧЕНКО Анастасия Яковлевна (по мужу Кирьякова; 1830, Ковно -- не позже ноября 1880, Херсон, губ.), прозаик. Род. в многодетной семье богатого укр. дворянина, мать -- полька. Детство прошло в имении отца в Киев, губ., близ Чигирина. Получила хорошее домашнее образование, знала иностр. языки, музицировала; под влиянием гувернантки, окончившей Смольный ин-т, пристрастилась к чтению.
   Первые опыты писательства сама М. относит к 8 годам, когда ею была написана "маленькая комедия" (Некрасова, с. 398). В 12 лет начала писать стихи, затем и прозу (соч. "О грустном положении в обществе существа, развитого душой и умом преждевременно"). В это время у М. обнаружилось тяжелое заболевание сердца, ей надолго запретили чтение и муз. занятия. К 1844 отец М. разорился, семья переехала в Одессу. Материальная нужда и болезнь отца вынудили М. искать заработка: она сдала экзамен на домашнюю учительницу, давала уроки музыки.
   Первое увидевшее свет произв. М. -- повесть "Гувернантка", написанная ею в 14 лет; вместе с повестью "Три вариации на одну тему" она составила "Путевые заметки" ([в. 1], Од., 1847) -- книгу, задуманную автором как "путешествие по жизненному пути" (предисл., с. 5).
   Дебют юной писательницы вызвал поток хвалебных отзывов. В. Г. Белинский назвал книгу "единственною замечательною вещью по части словесности, вышедшей в этот год" и увидел в ней "жизнь, не всегда понятую или понятую уже слишком по-женски, но никогда не набеленную, не нарумяненную" (X, 351; др. рец.: ФВ, 1847, No 8, отд. 5, с. 48--50; <Н. А. Некрасов> -- "Совр.", 1847, No 8, отд. 3, с. 101--05; БдЧ, 1847, т. 75, отд. 6, с. 28--34; СО, 1847, No 7; ОЗ, 1847, No 8; "Одес. вестник", 1847, 11 июня). Начиная с 1848 М. печатается в столичной периодике: в "Современнике" (пов. "Поздно!" -- 1848, No 4), "Отеч. записках" (пов. "Тернистый путь" --1849, No 10; "Тени прошлого" -- 1850, No 5; ром. "Дина", ч. 1--3 -- 1853, No 1--3, и др.), "Сев. обозрении", "Б-ке для чтения", "Рус. вестнике" и др.
   В сер. 1850-х гг. М. переехала в Петербург; до 1855 печаталась под псевд., затем под своим именем. После замужества лит. деятельность ее надолго прервалась, но к этому времени она опубликовала св. 15 повестей и романов, неизменно встречавших положит. оценку в печати, хотя во многих произв. повторялись сюжетные ситуации и тип героини -- идеализированное и улучшенное "второе я" автора. В ранних повестях М. привлекали непосредств. и свободная манера изложения, близкая к разговорной речи (речи "светских гостиных"), достаточно выразительный язык, эмоциональность; позднее стиль ее становится неск. жеманным и стандартным, появляются длинноты, что относится и к одному из лучших и оригинально задуманных ее произв. -- роману "Мыльные пузыри" (ч. 1--3, СПб., 1858), главные герои к-рого, муж и жена, переживают острую и трагич. коллизию, возникшую из-за тяжелого психич. заболевания мужа.
   Совр. критика относила М. к числу последовательниц Жорж Санд, при этом подчеркивалось "отсутствие в ее произведениях той узкой односторонности, к-рую неизбежно вносили в жизнь строгие последователи теории эмансипации" (Некрасова, с. 404). Право женщины на самостоят, заработок М. ревностно отстаивала и в собств. житейской практике и прибегала порой к "чрезвычайным" мерам в отношениях с издателями; когда ей задержали выплату гонорара за пов. "Умная женщина" (БдЧ, 1853, т. 121, 122), она обратилась с разгневанной жалобой сначала к мин. нар. просвещения А. С. Норову, а затем и к управляющему III отделением Л. В. Дубельту, приведя его в полное недоумение уникальностью своего поступка (Старчевский, с. 574--75).
   Последний роман М. "Разлучники" (СПб., 1869; отрицат. рец.: ОЗ, 1869, No 9, отд. 2, с. 72--80) оттолкнул критику и читателей слишком пристрастным и прямолинейным изображением собств. семейных неурядиц, в к-рых она винила родственников мужа, а с ними и "все провинциальное херсонское общество" (Некрасова, с. 422), в к-ром прошли последние годы ее жизни.
   Др. произв. Повести: "Путевые заметки" (в. 2, Од., 1849; 2-е изд., СПб., 1853), "Вокруг да около" (ОЗ, 1855, No 6--7), "Горы" (ОЗ, 1856, No 5), "На походе" (PB, 1857, No 17--18), "Саламандра" (ОЗ, 1859, No 9), "Мои герои и героини" (СПб., 1861); стихи (РИ, 1854, No 62, 104; 1855, No 87; "Пантеон", 1855, No 7).
   Лит.: Некрасова Е., А. Я. Марченко. (Т. Ч. или А. Темризов). 1830--1880. Очерк. -- КС, 1889, No 11; Старчевский А.<В.>, Восп. старого литератора. -- ИВ, 1891, No 9, с. 573--75. Некрологи, 1880: НВ, 5 нояб.; "Новорос. телеграф", 14 нояб. Голицын; Березин; Пономарев; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Мезьер; Масанов.

А. А. Кеда.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru