Мар Анна Яковлевна
Мар А. Я.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   MAP Анна [наст. имя и фам. Анна Яковлевна Бровар, в замужестве -- Леншина; 7(19).2.1887, Петербург -- 19.3(1.4).1917, Москва; похоронена на Введенском кладб.], прозаик, журналист. Дочь художника-пейзажиста Я. И. Бровара. В 15 лет ушла из дома, жила в Харькове, работая в конторе, потом в уездном земстве. В 16 лет вышла замуж, но брак быстро распался. По словам мемуариста, вся ее жизнь -- "это сплошная цепь страданий, часто нелепых, "сочиненных", но всегда искренне переживаемых. Это повесть о самоистязании женщины, полюбившей страдание", (Ю. Волин -- ЖЖ, 1917, No 12, с. 8). Характерен выбор в качестве псевд. имени духа смерти в буддийской мифологии (ср. также: Анна Map -- героиня пьесы Г. Гауптмана "Одинокие").
   С 1904 М. сотрудничала в харьков. газ. "Южн. край", где вела раздел фельетона и помещала рассказы (частично собраны в сб. "Миниатюры", X., 1906). Первая публ. в столичной прессе -- рассказ ("этюд") "Ночь в Крожах" ("Наш журнал", 1908, No 1). В 1910 вернулась в Петербург, с 1912 -- в Москве. Печатала рассказы, статьи и стихи в газ. "Голос Москвы", "Моск. газета", "Одес. новости", ж-лах "Против течения" (1910), "Свободным художествам" (1911), "Весь мир" (1911), "Журнал-копейка" (1911--12), "Жизнь" (1913--14), "Огонек" (1913--14) и др. Лаконизм письма ("Я прощу писателю все, но не растянутость... я стремлюсь к конечной сжатости", -- писала она А. А. Измайлову -- ИРЛИ,ф. 115, оп. 3, No 199) находил свое выражение как в сухости и концентрированности языка ее прозы, так и в тяготении к миниатюрам, к-рые она называла "Cartes Postales", т. е. "почтовые карточки" (вошли в сб. "Невозможное", М., 1912; [2-е изд.], М., 1917; "Кровь и кольца", М., 1916). М. активно сотрудничала в ж-лах "Жен. дело" (1911--17), "Мир женщины" (1914), "Жен. жизнь" (1914--15), выступавших за эмансипацию женщин. В "Журнале для женщин" регулярно помещала в 1914--17 (под псевд. Принцесса Грёза) беседы с читательницами и ответы на их вопросы. Повести "Невозможное" ("Новая жизнь", 1911, No 6; вошла в одноим. сб.), "Идущие мимо" (РМ, 1913, No 3; вошла в одноим. сб. -- М., 1913, 1917), "Лампады незажженные" (в сб. "Идущие мимо") и ром. "Тебе Единому согрешила" (РМ, 1914, No 6--7, отд. изд. -- М., 1915,1917) во многом автобиографичны (в т. ч. темой нравств. и религ. исканий, завершившихся переходом М. в католичество), по композиции и исповедальности тона ориентированы на дневник. Используя нек-рые факты из своей жизни (напр., любовь к католич. священнику), она "проигрывает" на вымышленном материале собств. жизненные проблемы. В центре ее повествования всегда молодая полька, по характеристике А. Г. Горнфельда, "привлекательная женщина, душевно одинокая, католически религиозная, чувственно взволнованная, социально не пристроенная. А вокруг нее -- "идущие мимо": мужчины, взятые автором в аспекте чувственности... Она... после бесконечных поисков души, опоры, любви, смысла, хлеба остается такая же брошенная, неудовлетворенная, беспредельно одинокая, несчастная" (РБ, 1917, No 8--10, с. 319; б. п.). В интересе М. к болезненным изломам человеческой психики, трактовке любви как страдания, истерически напряженной атмосфере ее книг явственно ощутимо влияние зап.-европ. (А. Стриндберг, Р. де Гурмон) и особенно польского (С. Пшибышевский, К. Тетмайер) модернизма.
   Попытки "изнутри" показать конфликты и противоречия в сознании современной женщины, искренность и безоглядность в трактовке эротических тем, импрессионистская манера письма придавали определ. своеобразие ее творчеству. У нее "был литературный дар, очень небольшой, но несомненный, ясный и привлекательный" (Горнфельд -- там же, с. 320).
   Многочисл. рецензенты, не относя ее произв. к числу лит. достижений, признавали тем не менее их определ. ценность как документов, отражающих духовные искания женщины нового времени. При этом одни критики считали, что в ее книгах "удачно намечена психология новой, вернее, переходной женщины", в к-рой "живут и воюют две женщины: новая и старая. Первая обладает смелостью и само критицизмом, борется с условностями и традициями, стремится к освобождению; а вторая -- робка и покорна..." (Е. А. Колтоновская -- "День", 1914, 2 апр.; см. также сочувств. отклики: С. Глаголь <С. С. Голоушев> --"Столич. молва", 1914,17 февр.; Книжник <И. С. Бланк> -- "Моск. газ.", 1912, 13 февр.; Е. В. Выставкина -- "Жен. дело", 1915, No 11; Вас. Сахновский -- "Новь", 1914,23 мая); др. сетовали, что М. тратит свое дарование "всецело на изображение истерики женской души" (Л. Владимиров -- УР, 1912, 17 марта), причем "языка русского, видимо, не чувствует и не любит" (Сигурд <B. Ф. Ходасевич> -- РВед, 1915, 23 сент.; ср. также отрицат. рец.: А. Журин -- "Свободный журнал", 1915, No 6; А. Добрый -- НЖдВ, 1915, No 9).
   Среди лит. знакомых и корреспондентов М. в это время -- И. И. Ясинский, Горнфельд, Измайлов, Колтоновская, тесные связи были у нее с символистами: переписывалась с В. Я. Брюсовым (см. его стих, на смерть М.: "И, кажется, без внешних уз // Меж нами тайный был союз" -- ЛН, т. 85, с. 28), дружила с В. В. Гофманом (см. написанный ею некролог ему -- НЖдВ, 1911, No 35). Пьесу "Когда тонут корабли" (1915, текст -- ЛГТБ; см. о ней: О. Леонидов -- "Театр. курьер", 1918, 25 сент.) А. А. Блок, когда рассматривался вопрос о ее пост, в Александрии, т-ре (не пост.), оценил в дневнике как "настоящее" (VII. 310; ср. его офиц. отзыв: "приемлема условно" -- в кн.: МАРИВЭ Сов. театр. Док-ты и мат-лы. Рус. сов. театр 1917--1921, Л., 1968, с. 223).
   Нек-рая прямолинейность и облегченность в постановке сложных религ. и моральных проблем, интерес к таким темам, как проституция и сексуальные аномалии (см. ее программную ст. "Юлия Свирская" -- ЖЖ, 1917, No 12), сближали М. с представителями массовой лит-ры, разрабатывавшими темы свободы пола, -- А. А. Вербицкой, Е. А. Нагродской и др. Не случайно она стала одним из ведущих сценаристов рус. дорев. кино: в 1914---17 по ее сценариям было поставлено 10 фильмов; два опубл. в ж. "Пегас": "Дурман" (1915, No 2) и "Смерч любовный" (1916, No 3). Сама М., впрочем, считала, что "это было позорное зрелище", т. к. постановщиками было изменено все, вплоть до названий (см. ее письмо в редакцию -- ТиИ, 1916, No 33, с. 669).
   Последний роман М. "Женщина на кресте" (М., 1916, текст "порезан" цензурой, купюры восстановлены в 3-м изд. -- М., 1918) продемонстрировал, по мнению критика, что автор смотрит на мир "сквозь призму сексуальности. Красота, искусство, религия -- для нее это разновидности эротизма" (Б. Савинич -- УР, 1916, 9 июля). М. посвятила роман белы, художнику Ф. Ропсу, использовав при оформлении обложки одну из его графич. композиций (заимствовав также ее назв.), сочетание натурализма в иск-ве Ропса, эротизма и религ. символики было созвучным ее собств. творчеству. Книга, где в центре авторского внимания оказались садизм, мазохизм и лесбийская любовь, вызвала скандал: она была быстро раскуплена, в том же году вышло 2-е изд., появилась экранизация под назв. "Оскорбленная Венера", а в газетах и журналах -- неск. десятков отрицат. отзывов.
   Роман называли "психопатологическим" (Л. Фортунатов -- ЖЖ, 1916, No 24, с. 4), находили в нем "патологическую эротику" (А. Гизетти -- "Ежемес. журнал", 1916, No 5, с. 310) и "порнографическую грязь" (М. Астахов -- МВед, 1916, 14 июля). Даже Колтоновская, сочувственно относившаяся к творчеству М. и отмечавшая, что роман "написан свободно и отчетливо, местами довольно ярко", ставила в укор автору излишнюю откровенность нек-рых интимных сцен ("Речь", 1916, 20 июня). Интересно, что опубл. годом ранее пов. "Платоническая любовь" ("Жен. жизнь", 1915, No 17--23) представляла собой "приличный", сокращенный вариант романа при тождестве гл. действующих лиц и сходстве сюжета.
   С юности М. испытывала склонность к суицидальным попыткам. И хотя за два месяца до смерти утверждала в беседе с читательницами "Журнала для женщин", что "самоубийство не выход даже в самом безвыходном положении" (1917, No 2, с. 13), но во время очередной депрессии и острого переживания своего одиночества выпила цианистый калий.
   Лит.: Заречная С. <Качановская С. А.>, Анна Map. (Идущие мимо). -- "Жен. дело", 1914, No 8; Иезуитов Н., Киноиск-во дорев. России. -- В кн.: Вопросы киноиск-ва, [в. 2], М., 1958, с. 270, 271, 284; Дон Аминадо, Поезд на третьем пути, М., 1991, с. 137, 139, 141, 142. * Некрологи, 1917: ИВ, No 5--6; "Рампа и жизнь", No 13 (В. Королевич); "Журнал для женщин", No 7--9; ТиИ, No 13--14 (Л. Урванцов); "Жен. дело", No 6--7 (Л. Столица); УР, 21 марта; МВед, 21 марта; "Юж. край", 23 марта. Вишневский; Венгеров. Список; Масанов.
   Архивы: Письма -- ИРЛИ, ф. 629, No 25 (Колтоновской); ф. 123, оп. 2, No 300 (А. А. Лукьянову); Р. III, оп. 2, д. 728--734 (А. Н. Мошину); ГПБ, ф. 211, No 766 (Горнфельду), ГБЛ, ф. 386, к. 94, No 12 (Брюсову), ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, No 1431 (А. И. Сумбатову-Южину); ф. 581, оп. 2, No 104 (Ясинскому), ф. 155, оп. 1, No 391 (Горнфельду), ф. 121, оп. 1, No 16 (Н. И. Вентцелю).

А. И. Рейтблат.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru