|
Скачать FB2 |
| |
Анна Мар
Когда тонут корабли
Драма в четырех действиях
Действие первое
Приемная ксендза Корно. Большая комната в два окна без занавесок. Прямо -- дверь в коридор. Сейчас она открыта. Налево дверь в кабинет ксендза. Посередине круглый стол, заваленный книгами, бумагами, письменный, очень простой прибор. Вокруг стола три старых низких, широких кресла. Поношенный ковер во весь пол. Прямо на стене портрет папы Пия X* в раме, затянутой крепом. От потолка до низу идут грубые, деревянные полки, заставленные книгами. Белые розы в синей фарфоровой вазе. На узком столике возле двери в кабинете -- телефон.
Сейчас одиннадцать часов утра. Везде солнечные пятна-зайчики.
Ксендз Андрей Корно пишет письмо, видимо, раздосадованный. Перед ним сидит Дама в трауре с большим старомодным ридикюлем. Она плачет.
Явление 1
Ксендз Андрей Корно и Дама в трауре.
Звонок в передней. В открытую дверь видно, как по коридору прошел
Лакей. Дама в трауре целует руку ксендза и уходит. Ксендз стоит в позе оцепенения. Сюда идет Ютта Лабуньская.
Явление 2
Ксендз Корно и Ютта Лабуньская.
Молчание.
Ксендз опускает глаза.
Улыбка Ютты.
В приемную забежал Служка. Он положил комжу*, берет молитвенник ксендза, поцеловал его руку и скрылся. Звонок телефона.
Лакей уходит.
В передней звонок. Голоса.
Ютта машинально меняет позу. Выражение ее лица становится более замкнутым.
Явление 3
Ютта. Потом Ксендз, Консул, Ян Гедройц и Марина.
Лакей вносит на подносе стаканы чая, сахар, лимон, сухари. Ставит на стол. Никто не берет чая.
Консул и Ксендз, тихо разговаривая, уходят в кабинет Ксендза.
Явление 4
Те же, кроме Ксендза и Консула.
Марина незаметно уходит в кабинет Ксендза.
Явление 5
Те же, без Марины.
Ютта молчит.
Ютта смеется.
В соседней комнате смех Консула и Марины. Оттуда очень быстро выходит Ксендз.
Явление 6
Те же и ксендз Корно.
Явление 7
Те же, кроме Ксендза.
В кабинете смех.
Пауза.
Ксендз возвращается с чернильницей.
Явление 8
Те же и Ксендз.
Явление 9
Те же, кроме Ютты.
Молчание.
Пауза.
Пауза.
Явление 10
Те же, Марина и Консул.
Ксендз тонко улыбается.
Мужчины уходят, провожаемые Ксендзом. Марина садится. Ксендз возвращается и закрывает за собой дверь.
Явление 11
Те же, кроме Гедройца и Консула. Звонит телефон.
Ксендз опускает глаза, берет машинально со стола маленькие ножницы, свертывает бумагу и режет ее.
Пауза.
Молчание.
Вошел Лакей, взял поднос с холодным чаем и ушел.
Второе действие
В доме Яна Гедройца. Кабинет Яна. Стиль французский ампир. Общий тон коричневый с золотом. Строго и покойно. Цветов нет. Бросается в глаза обилие книг. Направо спальня Яна. Вместо двери тяжелый занавес на кольцах. Прямо дверь в парадные комнаты. Оттуда сейчас доносится нежное женское сопрано. Это поет мадам Мавиль по-французски -- Si j'étais roi*... Около камина кресла придвинуты в таком порядке, что чувствуется, как здесь только что сидели гости. Десять часов вечера. Конец ноября. Топится камин. Портьера на кольцах отодвигается, из спальни выходит Ян Гедройц. Он в смокинге, но без цветка. Сумрачен. Медленно ходит взад и вперед. Из парадных комнат старый камердинер катит медленно столик-автомобиль*: на нем спиртовка, кофейник, чашки, ликер, бисквиты.
Явление 1
Гедройц и Лакей.
Пауза.
Из глубины комнат взрыв аплодисментов. Пение смолкло.
Движение Лакея.
Из комнат снова несется сопрано мадам Мавиль. Она повторяет -- Si j'étais roi... Минуту Гедройц слушает.
Явление 2
Гедройц и позже Марина. Он ходит взад и вперед. Пение продолжается.
Молчание.
Из комнат доносятся звуки рояля. Danse macabre Сен-Санса.
Голос Павла спокойный и металлический -- "Да, барин".
Из спальни выходит Павел с флаконом одеколона.
Лакей скрывается в спальню, возвращается и уходит в парадные комнаты.
Она шаловливо кладет ему руку на губы. Он целует.
Вальс из комнат. Она качается на носках.
Явление 3
Те же и мать Марины, Подгаецкая.
Марина охотно повинуется.
Явление 4
Те же, кроме Марины.
Вальс смолкает. Взрыв аплодисментов.
Явление 5
Те же. Потом входят Ксендз, Консул, Марина, Ютта, Лука, Верциньский.
За нею Верциньский.
Входит Лакей. Марина дает ему приказания насчет чая. Лакей уходит.
Подгаецкая издали недовольно слушает их.
Подгаецкая поправляет ему галстук и шепотом бранит его. Лакей вносит чай. Консул идет к Марине, которая раздает чашечки. Лакей удаляется.
Гедройц отходит к Консулу. Они стоя дружески болтают.
Пауза.
Движение Ютты.
Подгаецкая, Марина, Консул, Верциньский уходят и почти около дверей прощаются с Ксендзом. Лука болтает с Гедройцем.
Явление 6
Те же, кроме Подгаецкой, Консула, Марины и Верциньского.
Лука достал с камина бильбоке*, играет.
Ксендз прощается с Юттой преувеличенно вежливо. Отходит проститься с Лукою. Тот очень увлечен игрою в бильбоке.
Гедройц, Ксендз и Лука уходят.
Явление 7
Ютта одна. Хочет уйти в спальню, сталкивается с лакеем и вздрагивает, застывая на месте.
Лакей поправил кое-что, увез столик-автомобиль в парадные комнаты, составив на него всю посуду. Несколько минут сцена пуста. Потом голоса.
Явление 8
Ютта в спальне. Гедройц и Лука.
Садятся.
Пауза.
Гедройц провожает его и уходит, закрывая за собою дверь.
Явление 9
Ютта. Позже Гедройц. Ютта выходит из спальни мертвенно бледная, садится ближе к камину.
Она стихает.
Она остается перед ним на коленях.
Объятие. Пауза.
Объятие.
Они встают. Они обнимаются еще раз -- долго и молча. Они делают шаг к спальне. Легкий стук в двери. Оба вздрагивают. Гедройц идет к двери и открывает ее.
Явление 10
Те же и Лакей.
Лакей уходит в спальню.
Лакей внес ее вещи из спальни.
Явление 11
Те же и Марина.
Явление 12
Те же, кроме Лакея.
Третье действие
Будуар Марины. Гедройц, который очень велик и заменяет ей гостиную. Налево дверь в спальню Марины. Направо -- в другие комнаты. Определенный стиль не выдержан. Цветов нет. Сейчас ранняя весна. Первые недели Великого Поста. Часа два дня. Из спальни выходит Марина, мадам Натто и Мастерица с картонкой.
Явление 1
Движение изумления Марины.
Мадам Натто и Мастерица уходят. Марина возвращается в спальню с расстроенным видом.
Явление 2
Марина в спальне. Несколько минут сцена пуста. Входит Ян Гедройц.
Голос Марины из спальни: "Бегу".
Марина, пораженная, молчит.
Молчание.
Голос Луки: "Можно, сестричка?"
Явление 3
Те же и Лука. Гедройц молча жмет ему руку и быстро уходит.
Марина смущается.
Явление 4
Те же и Подгаецкая.
Марина молча кивает головой. Лука, напевая, [делает] прощальный жест... ушел.
Явление 5
Те же, кроме Луки. Входит горничная.
Горничная вносит чай на подносе и уходит.
Пауза.
Марина звонит горничной.
Входит горничная.
Уходят.
Явление 6
Приходит горничная. Уносит с собою поднос с чаем, спиртовку и пр. Несколько минут сцена пуста. Потом сюда приходят Ютта и Ян Гедройц.
Ютта хочет что-то сказать, у нее нет сил. Она делает слабый жест рукой.
Явление 7
Те же и горничная.
Горничная уходит.
Явление 8
Те же, кроме горничной.
Явление 9
Ютта одна. Она старается овладеть собою и не разразиться слезами. Позже входит ксендз Корно.
Ютта быстро уходит. Ксендз курит и ходит взад и вперед.
Явление 10
Ксендз и Марина.
Садятся.
Явление 11
Марина -- одна. Она бросается ничком на диван. Ее плечи вздрагивают от рыданий. Через минут пять медленно входит Верциньский. У него шляпа, перчатки, несколько белых роз. Он сделал шаг-два. Он смотрит на плачущую Марину.
Четвертое действие
Кабинет в доме Луки Подгаецкого. Прямо дверь в следующие комнаты. Правая сторона кабинета образует фонарь. Внутри этого фонаря огромное, широкое, венецианское окно. Сейчас оно распахнуто. Окно доходит почти до полу -- подоконник напоминает очень широкую ступеньку: это на шестом этаже. Великолепный вид на город. Весенний день. Часа четыре. Солнце, синева неба, в нем купаются птицы. Характерная черта кабинета -- обилие живых цветов. Мебель красного дерева Empire*. Копии с картин Жерара*, Давида*. Направо дверь в коридор, переднюю.
До поднятия занавеса сцена пуста. Потом сюда идет Ютта -- одета в костюм для гулянья. Она исхудала, побледнела до неузнаваемости. Сейчас кажется очень взволнованной. За нею горничная. Горничная бестолкова, робка, новенькая.
Явление 1
Ютта и горничная.
Ютта молчит, забывая о ее присутствии.
Горничная уходит.
Явление 2
Ютта, потом Павел. Ютта стоит и ломает кончики пальцев. Она смотрит на дверь. В ее глазах мука и ожидание. Входит Павел, камердинер Гедройца.
Лакей молчит.
Пауза.
Пауза.
Лакей уходит.
Явление 3
Ютта одна. Она пометалась по комнате. Овладела собою. Спустила вуаль, долго натягивала перчатки, ушла. Сцена пуста. Позже голоса. Сюда идет Лука, раздраженный, и за ним молоденькая горничная, очень растерянная.
Явление 4
Лука и горничная
Она торопливо уходит.
Явление 5
Лука читает, иногда громко зевает. Появляется снова горничная. У нее еще более растерянный вид. Она приближается, не зная, как окликнуть барина. Она принимает позу, как и в предыдущем явлении, так что кажется, будто бы она и вовсе не уходила из комнаты.
Горничная растерянно хочет уйти.
Движение горничной.
Горничная молчит.
Горничная уходит.
Явление 6
Лука, позже горничная и Марина Гедройц.
Горничная уходит.
Явление 7
Лука и Марина.
Целуются. Она почти убегает. Он идет проводить ее.
Явление 8
Лука возвращается. Звонит и ложится на диван. Прибегает горничная.
Горничная уходит. Сидя, закинув ногу на ногу, посвистывая, Лука читает.
Явление 9
Лука, позже горничная.
Она вздрагивает.
Явление 10
Лука, горничная, позже Ютта. Ютта так же нервна, выбита из колеи, как и в явлении 1. Она без шляпы, меха. В платье кажется еще более похудевшей.
Горничная исчезает, как ветер.
Явление 11
Те же, кроме горничной.
Лука насвистывает.
Пауза.
Пауза.
Явление 12
Ютта, потом Ксендз.
Ютта ходит по комнате бессмысленно, как раненое животное. Потом садится, закрывает глаза.
Из глубины комнат голос Ксендза -- странно звонкий: "Я знаю дорогу, дитя мое"... Ютта вздрагивает и прислушивается. Входит ксендз Корно. Лицо мертвенно-бледно, искажено. Он не снял своего весеннего пальто с пелериной. В руках у него шляпа. Его движения, жесты, мимика -- истеричны. (Не веря своим глазам).
Пауза.
Явление 13
Те же и горничная.
Ксендз круто поворачивается и уходит. За ним уходит горничная.
Явление 14
Ютта одна. Вечернее солнце золотит комнату. Вдруг доносится колокольный звон. В костеле -- "Ангелус"*. Ютта вздрагивает и поднимается. Она идет к окну неуверенно, шатаясь, как пьяная и без крика, без жеста, без слова бросается вниз на мостовую. Теперь сцена пуста. "Ангелус" звонит по-прежнему. На всем солнце.
Явление 15
Ксендз, позже Ян Гедройц. Ксендз входит. Оглядывается. Ютты нет. Он не выражает никакого удивления. Он ходит, слушая "Ангелуса".
Явление 16
Ксендз, Гедройц, Горничная. За сценой голос и смех Яна Гедройца.
Горничная убегает.
Глухой шум за сценой. Звонки. Голоса.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
|