(*) Если бы Святитель Хрістовъ Филиппъ дожилъ до жестокостей, оказанныхъ Іоанномъ Грознымъ въ Новгородѣ, то безъ сомнѣнія ничего бы недоставало съ сравненіи его съ Амвросіемъ, Архіепископомъ Медіоланскимъ.-- Къ несчастію тогдашняго времени Іоаннъ Грозный не былъ Ѳеодосіемъ Великимъ. Память Страдальца Божія Филиппа празднуется Января въ 9 день. Примѣч. Соч.
(Читатели помнятъ, съ какими похвалами возвѣщено было въ Россійскихъ періодическихъ изданіяхъ о появленіи въ свѣтъ первыхъ двухъ Частей книги подъ названіемъ: Училище благочестія. Теперь продаются и другія двѣ Части оной, то есть третья и четвертая, недавно напечатанныя въ С. Петербургъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Предлагая читателямъ Вѣстника нижеслѣдующую статью изъ сей новой книги, мы, во удовлетвореніе желанію нѣкоторой почтенной Особы, помѣщаемъ и объявленіе господина Издателя оной, которое читатели наша найдутъ при концѣ сего нумера.)
Изъ Россійской Исторіи извѣстно, что Царь Іоаннъ Васильевичъ грозный, по прими намъ отчасти справедливымъ, а отчасти и несправедливымъ, потерявъ къ приближеннымъ Боярамъ всякое довѣріе, учредилъ особенную тѣлохранительную стражу подъ именемъ опричниковъ, и одѣлъ ихъ совершенно потатарски. Онѣ присвоилъ въ удѣльную себѣ собственность богатыя волости для содержанія сихъ тѣлохранителей, и сквозь пальцы смотрѣлъ на ихъ наглости; а что всего хуже, принималъ отъ нихъ всякіе доносы, усердные сыны Отечества и Вѣры Христовой съ неудовольствіемъ, смотрѣла на поступки Государя; но опасаясь неумолимаго деспотизма, съ сердцемъ стѣсненнымъ удалялись отъ престола и молчали, Одинъ Святитель Хрістовъ Филиппъ, будучи вызванъ изъ Соловецкаго монастыря, гдѣ былъ Игумномъ, на престолѣ Россійской Митрополіи, единственно за святость жизни, вопреки его желанію, еще до посвященія своего осмѣлился грозному Царю сказать, что ему весьма не нравится опричина, отдѣляющая Государство отъ Государя. Получивъ санъ верховнаго въ Россіи Святителя, онъ торжественно предлагалъ уже уничтожить сихъ тѣлохранителей, и не называть всѣхъ другихъ Бояръ Земскими.
Но грозный Царь имѣлъ сердце не Ѳеодосія Великаго {Сей Государь съ примѣрною для Хрістіанъ кротостію подвергся епитиміи, возложенной на него Св. Амвросіемъ Медіоланскимъ за убійства, учиненныя въ Ѳессалоникѣ. Соч.}, и на толь справедливые упреки Святаго Филиппа отвѣчалъ съ яростію: "Что за дѣло тебѣ чернецу до нашихъ Царскихъ совѣтовъ? уже ли не знаешь, что меня мои же присные хотятъ поглотить? Друзи мои и искренніи мои прямо мене сташа и нуждахуся, ищущіи душу мою, и ищущій злая мнѣ.-- "Государь!" возразилъ Митрополитъ, "сіе внушаютъ тебѣ льстецы и лукавые люди. Пріемли благіе отъ благихъ совѣты, а не отъ ласкателей, ищущихъ своей, а не твоей пользы. Почто единыхъ избралъ? ихъ единыхъ слушаешь, а другихъ всѣхъ, яко враждоусобныхъ, до себя не допускаешь? Государь! ето есть причиною раздѣленія, а не соединенія." -- Царь на сіе отвѣчалъ: -- Филиппъ! не прекословь нашей державѣ, да не постигнетъ тебя гнѣвъ мой; или добровольно оставь твой санѣ.-- "Благочестивый Царь!" отвѣчалъ Филиппѣ: "я сего сана не искалъ, но еще умолялъ тебя, да избавишь меня отъ етаго. Почто лишилъ меня пустыни и братіи? Впрочемъ, если хощешь поступать противу правилъ святыя Церкви, твори еже хощеши." -- Послѣ сего Начальникъ опричниковъ, Maліотъ Куратовъ, родомъ Татаринъ, началъ Государю еще болѣе наговаривать на Святаго Митрополита, какъ на главнаго противника предержащей власти.
Но Первосвященникъ не устрашился гнѣва грознаго самовластителя. Въ одинъ Праздникъ, Государь въ Соборѣ подошедшій къ его мѣсту, трижды просилъ у него благословенія. Новый Амвросій въ досадѣ, что Царскіе приближенцы вошли въ церковь въ черномъ одѣяніи съ высокими остроконечными колпаками, стоялъ, какъ будто не видя Іоанна. Когдажъ приближенные сказали ему; "Владыко святый, благочестивый Царь пришелъ къ твоей святынѣ, и требуетъ у тебя благословенія" -- тогда-то возглаголалъ; "Царю благій! кому поревновавъ, ты измѣнилъ образъ Царскаго своего благолѣпія, и въ толь непристойное облеклся одѣяніе? Убоися суда Божія. Колика страждутъ православные Хрістіане! Мы, о Государь! мы здѣсь во храмѣ приносимъ безкровную жертву Богу: а за олтаремъ неповинно ліется кровь Хрістіанская! Вспомни, что ты, хотя носишь подобіе Божіе на земли, яко человѣкъ причастенъ персти земной...." Государь на сіе сказалъ съ угрозами: -- "Филиппе! нашей ли державѣ противишься? Посмотримъ, какова крѣпость твоя" -- и тотчасъ вышелъ изъ церкви; однакожъ на тотъ разъ не излилъ на него неправедный гнѣвъ свой.
Спустя нѣсколько потомъ времени Святитель Христовъ, отправляя обѣдню въ Новодѣвичьемъ Монастырѣ, увидѣлъ многихъ пришедшихъ съ Государемъ въ Татарскихъ тафьяхъ на головѣ, и немедленно обратилъ рѣчь свою къ Государю:
Евангельскому слову на молитвѣ должно быть съ непокровенною главою: почто же сіи, будучи единовѣрные, содѣлались Татарами, и дерзаютъ стоять здѣсь предъ Всемогущимъ Богомъ съ покрытою главою?" -- А кто они таковы?-- спросилъ на сіе Царь. Но тафьи, еще при первыхъ словахъ Митрополита, были сняты, и приближенцы донесли Іоанну, что Митрополитъ лжетъ единственно для того, дабы наругаться его Царской державѣ. -- Тогда-то обманутый Самодержецъ вышелъ самъ изъ себя, позволилъ на святаго человѣка говорить кому и что угодно, и по нѣкоторымъ доносамъ, повелѣлъ въ Соборѣ, при всемъ народѣ, снять съ него одѣяніе и санъ Святительскій. Исполнителями злочестиваго приказанія были опричники. -- Сіи лютые враги, растерзавъ на Архіереѣ Божіемъ одежды, ругались ему ужаснымъ образомъ. Подвижникъ Вѣры и Отечества, влачимый ими, сказалъ: "Радуюсь, что для церкви Господней терплю сіе; но близко время, въ которое она пріиметъ вдовство, и пастыри, яко наемники, презираемы будутъ."
Святитель Христовъ сосланъ былъ въ Богоявленскій, а потомъ въ Отрочь монастырь; но враги преслѣдовали его и въ самомъ уединеніи, приставленная къ нему стража обходилась съ нимъ поварварски; на содержаніе выдавано было токмо -- по двѣ денежки; а наконецъ подозрѣнія, безпрестанно опричниками внушаемыя Іоанну, будто человѣкъ по сердцу Божію имѣетъ вредную для Царя переписку съ Новгородскими мятежниками, довершили его участь рукою Куратова. Грозный Іоаннъ въ пути къ Новгороду далъ ему безчеловѣчный приказъ умертвить невиннаго страдальца; и -- сей варваръ удавилъ Филиппа.
-----
[Мансветов Г.И.] Российский Амвросий [святитель Христов Филипп]: [Из кн.: Училище благочестия] // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.82, N 14. -- С.120-125.