Манн Ипполит Александрович
Манн И. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:



I.

   Манн (Ипполит Александрович) -- драматург и музык. критик (1823--94), воспитанник Моск. унив. До 1890 г. служил в гос. канцелярии, состоя в то же время (до 1883 г.) членом литературно-театрального комитета. Сначала в разных петерб. изданиях помещал музыкальные фельетоны, затем напечатал в "Русском Вестнике" три комедии: "Паутина" (1865, отд. 1867), "Говоруны" (1868 и отд.) и "Общее благо" (1869), шедшие с успехом на СПб. драматической сцене и до сих пор еще входящие в репертуар провинциальных сцен. Ему принадлежат еще водевили: "Прелестная незнакомка" (1884), "Наши пятницы" (1881) и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Источник: т. XVIIIa (1896): Малолетство -- Мейшагола, с. 549

   

II.

   МАНН Ипполит Александрович [29.1(10.2).1823, Владимир -- 10(22).12.1894, Петербург; похоронен на Волковом кладб.], драматург, муз. критик, театр. деятель. Сын винного пристава, вероятно, из обрусевшего нем. рода (хотя сам М. считал себя потомком англичан, переселившихся в Россию при Екатерине II, см.: ИВ, 1917, No 1, с. 46). Воспитывался дома под руководством проф. Владимирской сем. Н. П. Левицкого и матери, обучавшей его музыке (играл на фортепиано, скрипке, виолончели). После переезда семьи в Москву (1834) и скоропостижной смерти отца поступил в 1-ю моск. г-зию, одновременно давал уроки музыки. В 1841--45 учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, где был "любимым учеником" С.П. Шевырёва и "одним из усерднейших слушателей и поклонников" Т. Н. Грановского (ВИ, 1895, No 3, с. 50). По окончании ун-та переехал в Петербург, в 1845--46 поддерживал дружеские отношения с А. А. Григорьевым, к-рый посвятил М. написанную в эти годы диатрибу "Город": "Любуйся ж, юноша, на пышный, гордый град, / ... Пока еще тебя не объял рабский страх / Иль истощенье жалкое покоя". В 50-е гг. М. общался с А. В. Дружининым, И. А. Гончаровым, С. С. Дудышкиным и др. В 1846--58 помощник столоначальника, столоначальник и нач. архива в Инспекторском деп. гражданского ведомства 1-й собств. е.и.в. канцелярии (в 1856--58 также секр. попечительства детских приютов); секретарь С.-Петерб. бирж, к-та (1860-е гг.). В 1870--80 на службе при Гос. канцелярии (пом. статс-секр. сверх штата Гос. совета, исполнял обязанности по заведованию казначейской частью и управлению Мариинским дворцом, составлял отчеты по Гос. совету). Вышел в отставку в 1890 в чине д. стат. советника.
   Во 2-й пол. 1840-х гг. М. дебютировал в "С.-Петерб. вед." как рецензент и муз. критик; в этом же качестве сотрудничал в "Отеч. зап." (1-я пол. 50-х гг.), "Рус. инвалиде" и "Голосе" (60-е гг.), "Одесском вест." и "Сыне отечества". С сер. 60-х гг., используя свое положение в театр, мире (с 1858 член, с 1866 помощник пред. и председатель Театр.-лит. к-та), М. выступает как комедиограф, ориентирующийся на быстро менявшуюся обществ.-полит. ситуацию. Если в комедии "Паутина" (PB, 1865, No 9; отд. изд. -- СПб. -- М., 1867; Александрин. и Малый т-ры, 1865), в к-рой усматривали подражание "Доходному месту" А. Н. Островского ("Рус. сцена", 1865, т. 4, No 6, 7), симпатии автора (и победа над косными порядками) отданы юному чиновнику новой формации, то в комедии "Говоруны" [PB, 1868, No 2; отд. изд. --СПб., 1868; Александрии. (1868) и Малый (1869) т-ры], отзываясь на актуальную тему женской эмансипации, М. противопоставил представителям молодого поколения -- корыстным демагогам, алчущим лишь богатого приданого, или бездумным нигилистам -- помещика-резонера, хранителя патриархального сознания.
   Публикация и постановка "Говорунов" вызвали отрицат. отзывы демокр. прессы (<М. Е. Салтыков-Щедрин> -- ОЗ, 1869, No 2), отмечавшей вместе с тем нек-рый успех пьесы благодаря авт. умению обыгрывать непритязательные комедийные ситуации <П. М. Ковалевский> -- ОЗ, 1868, No 2; ср. более сочувств. отклик И. С. Тургенева: "вяловато, холодновато, а недурно" -- Письма, VII, 107), и негодующую реакцию молодежи (скандал в Одессе привел к отмене спектакля и аресту протестовавших студентов -- Ярон С. Г., Восп. о театре, К., 1898, с. 16--19).
   Стремление к дискредитации "новых людей" (на этот раз предпринимателей) сохранилось в комедии М. "Общее благо" (PB, 1870, No 1; Александрии, и Малый т-ры, 1869), в к-рой он выступал за союз отставных чиновников и аристократов. Новая атака на идею женской эмансипации -- комедия "Семья Жирцовых" (литографир. изд. -- М., 1879; Александрии, т-р, 1879), где отстаивающая свою независимость героиня, шаржирующая нек-рые черты "дикарки" из одноименной пьесы Островского и Н. Я. Соловьёва, во всех отношениях уступает своему жениху -- преуспевающему чиновнику. Очевидная тенденциозность комедий М. сочеталась с их невысоким худож. уровнем, что сделало имя автора удобной мишенью для нападок, особенно в театр. среде, осведомленной о его цензорских функциях в Театр.-лит. к-те (см., напр., эпиграммы и каламбуры П. А. Каратыгина -- в кн.: Шевляков М. В., Рус. остряки и остроты их, СПб., 1898, с. 54, 56; ср. портрет М., иронически воссоздаваемый Тургеневым: "Что-то неотразимое, строгое и безапелляционное связано в моем воображении с именем: Манн!" -- Письма, XIII, кн. 1, 165). В то же время скудность биографич. сведений заставляет со вниманием отнестись к некрологу М. во "Всемирной илл." (1895, No 3, с. 50): "Человек большого ума, с сатирическим оттенком, с огромной наблюдательностью и выдающимися способностями, он мог бы играть далеко не такую скромную роль... если бы ему не мешали разные обстоятельства, в которых он не виновен вовсе".
   Брат М., Конст. Ал-др. (1830--82), -- видный чиновник Мор. мин-ва (1861--75), член Адмиралтейств-совета (см. о нем: ОМС; Венгеров. Источ.). Его мемуары (ИВ, 1917, No 1--8; публ. не окончена), охватывающие период обучения в Ин-те вост. языков (1839--46) и Моск. ун-те (1846--50), службы в мин-ве, содержат не лишенные выразительности портреты современников (в т.ч. мин. Н. К. Краббе, А. А. Краевского в период редактирования им газ. "Голос", и др.), а также нек-рые сведения о развитии мор. дела в России в 60--70-х гг. 19 в.
   Др. произв.: комедии-шутки "Прелестная незнакомка, или В первый и последний раз" (лито-графир. изд. -- М., 1877; Александрии, и Малый т-ры -- 1877), "Наши пятницы" (литографир. изд. -- М., 1882; Александрии, т-р -- 1881), очерк "Бетховен" ("Живописный сб. ...", [т. 3], СПб., 1853).
   Лит.: Салтыков-Щедрин (ук.); Нильский А. А., Восп. артиста, ИВ, 1894, No 3, с. 673--74; Гнедич П., Как я ставил свою первую пьесу. -- НВ, 1897, 15, 22, 29 авг.; Григорьев А. А., Избр. произв., Л., 1959, с. 535--36 (комм. Б. О. Костелянца); Пекелис М., А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 2, М., 1973, с. 35, 322, 377; Очерки истории рус. театр, критики, Л., 1976 (ук.); Дружинин А. В., Повести. Дневник, М., 1986 (ук.). * Некрологи, 1894: НВ, 12 дек.; "Правительственный вест.", 13 дек.; "S.-Petersburg Herold", 13 dec; МВед, 14 дек.; "Артист", No 44; ЕИТ, сезон 1894--95; ИВ, 1895, No 2; Межов; Вольф; Брокгауз; Венгеров. Источ.: Языков, в. 14; Мезьер; Смирнов А. В., Уроженцы и деятели Владимирской губ., получившие известность на разл. поприщах обществ, пользы, Владимир, 1896, в. 1; Ливанова Т. Н., Муз. библиография рус. периодич. печати XIX в., в. 3, 4, М., 1966--68 (ук.; рец. и статьи М., более 200 назв.); Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М., Кто писал о музыке. Биобиблиографич. словарь..., т. 2, М., 1974; Петровская (1, ук.); ИРДТ, т. 5--6; ПНекр; Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 273, оп. 2, No 100 (биография М.); ЦГИАМ, ф. 418, оп. 14, д. 186 (биогр. сведения); оп. 172, д. 166 (м. с.) [справка В. В. Александровой]; ЛГТБ (рукопись комедии "Прямой расчет", 1884).

Л. С. Данилова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru