Манцони (Александр гр. Manzoni) -- знаменитый итал. поэт и романист (1784--1873). По матери доводился внуком Беккарии. По окончании курса наук в Павийском унив., М. отправился в Париж, где имя деда открыло ему доступ в кружок идеологов -- Дестю де Траси, Фориеля, Тара, Вольне. Особенно М. сблизился с Фориелем и посвятил ему впоследствии свою трагедию "Граф де Карманьола". Впервые М. выступил на литературное поприще с элегией, написанной в память друга его семейства: "In morte di Carlo Imbonati" (1806). Среди довольно холодных стихов (подражание древним классикам) в этой элегии славится трехстишие:
Non far tregua coi vili; il santo vero
Mai non tradir; nè proferir mai verbo
Che plauda al vizio, о la virtù dérida.
(никогда не примиряться с низостью, никогда не изменять истине, никогда ни единым словом не поощрять порока и не осмеивать добродетели). Это трехстишие стало как бы программой, которой поэт следовал в течение своей долгой и славной жизни. Вернувшись в Милан, М. издал (1809) поэму "Уранию", на мифологический сюжет, довольно посредственную и слащавую, на которую сам впоследствии смотрел, как на грех молодости. Несмотря на ранние порывы к свободомыслию, М. был склонен восторгаться поэтическими католическими сказаниями, а вскоре, под влиянием жены, сделался ревностным приверженцем католицизма. Его "Inni Sacri" (Милан, 1810) посвящены важнейшим католическим таинствам и праздникам; разрывая с прежде излюбленными языческими формами, М. всецело отдается здесь преобладающему в нем всегда лиризму. В то время в Италии только что зарождался романтизм. М. захотел пойти далее робких попыток Сильвио Пеллико и Уго Фосколо; сочиненная им трагедия "Граф Карманьола" (1820), навеянная гётевским "Гетцем фон Берлихинген", возбудила против автора сильнейшее негодование всех врагов новой школы. На нападки критиков М. отвечал письмом по-французски ("Sur l'unità de temps et de lieu") и новой трагедией: "Adelchi" (1823). В обоих этих произведениях М., независимо от того ложного, что вообще представляет собой романтизм, погрешает холодностью, мешающей ему найти должное выражение страсти и ужасу, слишком медленным развитием действия и введением побочных эпизодов, совершенно излишних. Обе трагедии, однако, были одобрены Гёте и встречены сочувственно в Италии, главным образом потому, что образность слога представляла собой счастливое новшество по сравнению с сухостью Альфиери, а также и потому, что М. сделал в них смелую попытку вывести героями итальянцев, поборников национального дела. В следующем году, по случаю смерти Наполеона, М. напечатал оду: "Il Cinque Maggio", одно из лучших произведений лирики той эпохи. В 1827 г. М. выпускает плод многолетних своих трудов, классическое произведение итальянской литературы -- роман "I promessi sposi, storia milanese del secolo XVII" (русский пер. -- "Обрученные", 1884). В этом романе, посвященном описанию сельских нравов Ломбардии, автор рассказывает трогательную любовную историю, несколько идеализируя итальянское общество XVII в.; действующие лица выступают живо и самобытно; язык романа представляет собой гармоническое сочетание иронии с величавостью и добродушного тона с истинным красноречием. В 1842 г. к новому изданию "Обрученных" М. присоединил "Storia della colonna infama", где нарисована поражающая картина жестоких и ничем не оправдываемых казней, вызванных народными суевериями во время чумы 1630 г. Из других соч. М. выдаются еще "Sulla morale cattolica" (1834), по поводу истории итальянских республик Сисмонди, и "Речь об истории Ломбардии". Затрагивая великие социальные вопросы, М. проявляет здесь взгляды, достойные внука Беккарии. В итальянский язык М. влил новые элементы юности и изящества, благодаря счастливым заимствованиям из многочисленных местных итальянских диалектов. Перенеся ряд тяжелых семейных утрат, схоронив жену и четырех детей, М. долго вел уединенную жизнь на берегу Лаго Маджоре. Неизменный в своих убеждениях, он во время австрийского владычества не переставал принадлежать к либеральной партии и, несомненно, повлиял на сочинения Джоберти, Росмини, Карло Тройа и своего зятя, Массимо д'Азелио, способствовавшие национальному движению 1847 г. Отказавшись принять от австрийского правительства звание члена ломбардо-венецианского правительства, М., после освобождения Италии, был возведен в сенаторы (1860). Последние 10 лет своей жизни он занимался преимущественно вопросом объединения Италии в отношении языка и в ряде изданных им этюдов решительно высказался за преобладание тосканского диалекта. Посмертное его сочинение посвящено размышлениям о французской республике. Смерть М. произвела на соотечественников огромное впечатление; в Милане ему были устроены торжественные похороны. Классическое издание сочинений М. принадлежит Томмасео (Флор., 1828--29 и Париж, 1843).
См. Fenini, "M. e Guerrazzi" (Милан, 1875); De Gubernatis, "A. М." (Флор., 1879); C-te Stampa, "Al. M. sua famiglia i suoi amici" (Мил., 1885); Sauer, "A. M." (Прага, 1872); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains" (т. II); Didier, "M.", в "Revue des deux Mondes" (1 сент. 1834); F. T. Perrens, "L'école de M." (т. же, 15 нояб. 1854); M. Monnier, "M., sa vie et ses oeuvres" (там же, 15 июля 1873); Vismar, "Bibliografia Manzoniana" (Мил., 1875). "Граф Карманьола" издан на русском яз. (СПб., 1888). См. О. Чижов, "Мнение Гёте о М." ("Современник", т. 44, 1846); Колосов, "Александр М." ("Русская Мысль", 1884, авг. и сентябрь).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIIIa (1896): Малолетство -- Мейшагола, с. 566--567.
II.
МАНДЗОНИ (Манцони) Алессандро [Alessandro Manzoni, 1775--1863] -- итальянский писатель. Родился в знатной семье в Милане. Представитель той части итальянской буржуазии, которая, будучи напугана революционными потрясениями конца XVIII и начала XIX веков, мечтала о том, чтобы спокойно пожинать плоды французской революции и наполеоновских завоеваний и довольствовалась христианской концепцией нравственного усовершенствования общества.
В первой поэме М. "Торжество свободы" [1801--1802] еще выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия "Адда" [1803] посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке "Урания" под маской мифологических образов сквозят уже христианские идеи всепрощения, милосердия, сострадания ко всем страждущим. Настроением отрешенности от жизни проникнута ода "На смерть Карло Имбонато" [1806]: довольство малым выставляется как принцип общественного поведения. Однако наибольшей выразительности достигает его религиозная настроенность в "Священных гимнах" (Jini Sacri, созданных между 1812 и 1822), посвященных отдельным церковным праздникам (рождество, страсти господни, воскресение, похвала богоматери, троица). "Возникшие в дни реставрации, эти религиозные песни отражают характерное для эпохи торжество церковного начала" (Фриче). Религия выступает в них как начало примирения с действительностью, Христос -- бог обездоленных. В этих песнях, по удачному выражению де Санктиса, евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции, -- свобода, равенство и братство, -- революционная фраза третьего сословия переведена на смиренный и кроткий язык верующего буржуа эпохи Реставрации. Религиозным настроением окрашены также и те стихотворения М., к-рые в этот период посвящены отдельным эпизодам борьбы за освобождение и объединение Италии. В "Риминийском воззвании" (Il proclama di Rimini, 1814), написанном в связи с обращением Мюрата к итальянцам, поэт возлагает свои надежды на вмешательство божественной силы, которая одна только может собрать "разбросанные по земле прутья итальянской судьбы". Тот же мотив разработан и в "Марте 1821" (Marzo 1821). В оде на смерть Наполеона (Il cinsue Massio) религиозное настроение кристаллизуется в концепцию мировой истории. Личность, как бы она ни была могущественна, не что иное, как тень творца, орудие в его руках. История представляет собой обнаружение божественной воли, людям остается только изумляться непостижимому, тому великому чуду, которое представлял собой Наполеон. Ода эта имела огромный успех в среде либерально настроенной интеллигенции и была переведена на немецкий яз. самим Гёте.
К тому же периоду относятся и драматические произведения М., первые опыты итальянской романтической драмы: "Граф Карманьола" (Il conte di Carmagnola, 1820) и "Адельгиз" (Adelchi, 1822). Представляя собой результат кропотливых исторических изысканий, обе драмы трактуют эпизоды далекого прошлого Италии и воплощают ту же идею христианской резиньяции. Трагическая гибель в драмах Мандзони религиозно обусловлена: воля человека не может преодолеть превратности судьбы; только искреннее религиозное сознание способно примирить человека с действительностью, как бы она ни была неприглядна.
Над самым крупным своим произведением -- романом "Обрученные" -- М. начал работать с 1821 и опубликовал первое издание его (I promessi sposi) в трех томах в 1825--1827. ""Обрученные" -- один из лучших исторических романов не только итальянской, но и мировой литературы" (Фриче). M. дана здесь яркая картина быта и нравов Италии XVII в., разложения феодальных порядков.
Герои "Обрученных", крестьяне Ренцо и Лючия, лишены всякой активности, это -- люди робкие и благочестивые, находящиеся под могущественной защитой церкви, единственного устойчивого института в этом царстве самоуправства, насилия и грабежа. "В душе крестьянина-ткача Ренцо, -- пишет Фриче, -- правда, то и дело вспыхивает возмущение угнетенного сына народа. Но стоит только падре Кристофоро напомнить ему, что единственным судьей является бог, как весь его революционный пыл испаряется, и он готов по-христиански простить своего обидчика". Кардинал Борромео, представитель церкви, является центральной фигурой романа: это ему, как благодетельной и наставляющей силе, дано связывать и развязывать судьбы людей. Значение романа "Обрученные" В. М. Фриче определяет следующим образом: "Порвав в жизни с тем классом, к которому он принадлежал по рождению, Мандзони изобразил в своем романе феодалов XVII века или жестокими самоуправцами или смешными маниаками, а покоившийся на них общественный строй -- царством насилия и грабежа, анархии и распада. Хороня старый аристократический мир, роман Мандзони был в этом отношении как бы прелюдией нового нарождавшегося в Италии буржуазно-демократического общества".
Библиография:
I. Граф Карманьола, перев. в стихах Н. Соколова, СПБ, 1888; Обрученные, сокращ. перев. Е. Некрасовой, СПБ, 1899; Opere, 1837; Opere complete, ed. U. Hoepli, Milano, 1905; Carteggio di A. Manzoni, a cura di G. Sforza e G. Gallavresi, parte I, 1912; parte II, 1921; Manzoni intimo, 3 vv., Milano, 1923; Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Barbera, Firenze, 1927.
II. Ватсон М., Алессандро Мандзони, СПБ, 1902; Петров Д., А. Мандцони и романтизм в Италии, "История западной литературы, под ред. Ф. Батюшкова", т. III, M., 1914; Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1786--1870), М., 1916; Его же, Очерки развития западной литературы, М., 1931 (см. приложение); Оветт А., Итальянская литература, М., 1922; Arcari F., Manzoni, Milano, 1823; Momigliano A., A. Manzoni: la vita, Messina, 1905; Scrocca A., Studi sul Monti e sul Manzoni, 1905; Momigliano A., A. Manzoni, Messina, 1905; Galli G., Manzoni e Chateaubriand, 1907; Ovidio F., Nuovi studi Manzoniani, Milano, 1908; Pellizari A., Studi Manzoniani, Napoli, 1914; Garzia R., Note Manzoniane, Bologna, 1918; Busetto N., Le genesi e la formazione dei "Promessi sposi", Bologna, 1921; Sanctis F., de, Manzoni, studi e lezioni, 1922; Croce В., Poesia e non poesia, Bari, 1923; Calletti A., A. Manzoni, il pensatore e il poeta, 2 vv., 1927; Tonelli L., Manzoni, 1928; Momigliano A., Alessandro Manzoni, 1929.
III. Bellezza Р., Intorno alle versioni inglesi, tedesche e russe dei "Promessi sposi", "Rassegna Nationale", 1902, X; Егоже, CuriositЮ Manzoniane, 1923; Rubertis A., de, Documenti Manzoniani, 1926.
В. Узин
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 764--766.
МАНДЗОНИ (Manzoni), Алессандро (7.III.1785, Милан, -- 22.V.1873, там же) -- итал. писатель. Получил гуманитарное образование; в 16 лет выступил с мифологич. аллегорией "Триумф свободы" ("Del trionfo della libertЮ", 1801), написанной в честь франц. революции конца 18 века. Юношеские опыты М. не отличаются оригинальностью; однако в оде "На смерть Карло Имбонати" ("In monte di Carlo Imbonati", 1806) он выразил мысли, определившие сущность его творчества -- "чувствовать и размышлять, никогда не изменять правде!". Обратившись к католицизму, он пишет пять "Священных гимнов" ("Inni sacri", 1812--22, опубл. 1815, 1823), к-рые, несмотря на религ. тему, носят демократич. характер, подчеркивая моральные стороны христианства. После появления в 1816 "Полусерьезного письма Златоуста" Дж. Берше, вызвавшего полемику между классицистами и романтиками, М. решительно встал на сторону романтиков. Его оды "Март 1821 года" ("Marzo 1821") -- призыв к единству Италии, и "Пятое мая" ("Il cinque Maggio", 1821), написанная на смерть Наполеона, -- лучшие произв. итал. политич. лирики нач. 19 в. Первая из них отличается эмоциональностью и точностью эпитетов, ясностью, удивительной музыкальностью стиха. В восемнадцати строфах оды "Пятое мая" М. дает жизнеописание Наполеона. Религ. настроения М. приводят к истолкованию истории как проявления божественного провидения. Две трагедии М. "Граф Карманьола" ("Il conte di Carmagnola", 1820) и "Адельгиз" ("Adelchi", 1822), несмотря на их несовершенство, сыграли большую роль в истории итал. романтизма. Порвав с традициями классицизма, М. создал историч. трагедию, проникнутую патриотич. духом. На материале далекого прошлого он рисует образы кондотьера Карманьолы (15 в.), благородного героя, жертву мрачных интриг жестоких политиков, и Адельгиза (8 в.), романтич. героя, выступающего против иноземных захватчиков, в т. ч. Карла Великого, изображенного тираном.
Наиболее знаменитое соч. М. -- историч. роман "Обрученные" ("I promessi sposi", v. 1--3, 1825--27, рус. пер. 1833). В отличие от трагедий, в этом романе дана строго документированная картина жизни Ломбардии 17 в. -- мрачной эпохи исп. владычества. Все симпатии М. на стороне бедствующих крестьян. Картине безудержного произвола, беззакония, развращенности аристократии противопоставлена моральная чистота, терпение и пламенная вера маленьких людей. Католицизм М. никогда не был ортодоксальным. Сила романа в резкой критике угнетателей народа, слабость -- в постоянных призывах к терпению и смирению. М. выступил в "Обрученных" как реформатор итал. лит. языка. А. Грамши и П. Тольятти считали роман М. одним из шедевров итал. лит-ры. После 1827 М. не писал худож. произв. Постоянно откликаясь на политич. события, он последовательно выражал свои демократич. взгляды и, поддерживая Дж. Гарибальди, ратовал за объединение Италии. В 1861 М. стал сенатором объединенного королевства, выступал со статьями и речами. Ему принадлежат теоретические стати: "Об историческом романе" ("Del romanzo storico", 1845), "О единстве языка и средствах его распространения), ("Dell'unità della lingua e dei mezzi di diffonderla", 1868).
Соч.: Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Firenze, 1928; в рус. пер. -- Граф Карманьола, СПБ, 1888; Обрученные, М., 1955.
Лит.:Ватсон М., А. Манцони, СПБ, 1902; Петров Д. К., А. Мандзони и романтизм в Италии, в кн.: История зап. лит-ры, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 3, М., [1914]; Оветт А., Итал. лит-pa, М., 1922; Фриче В., Лит-pa эпохи объединения Италии, М., 1916; Vismara A., Bibliografia manzoniana, Mil., 1875; Parenti M., Bibliografia manzoniana, Firenze, 1936; Barbi M., Piano per un'edizione nazionale delle opere di A. Manzoni, Mil., 1939; Pellizzari A., Studi manzoniani, v. 1, Napoli, 1914; De Sanctis F., Storia della litteratura italiana nel secolo XIX, v. 2, Mil., 1958; Galletti A., A. Manzoni il pensatore e il poeta, v. 1--2, Mil., 1927; Premoli O., La vita di A. Manzoni, Mil., 1928; D'Ovidio Fr., Studi manzoniani, Caserta, 1928; его же, Nuovi studi manzoniani, Caserta, 1928; Momigliano A., A. Manzoni, 5 ed., Mil., [1955]; Gramsci A., Letteratura e vita nazionale, [Torino], 1952; Portier L., A Manzoni, P., 1956; Gentile G., Manzoni e Leopardi, 2 ed., Firenze, [1960]; Sapegno N., Ritrattodi Manzoni, ed. altri saggi, Bari, 1961; Alberti G., A. Manzoni, Mil., 1964.
Г. В. Рубцова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 571--572.