Мандельштам Осип Эмильевич
Гергард Гауптман. Еретик из Соаны

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Гергард Гауптман. Еретик из Соаны.

Изд. "Атеней", Петербург, 1923, стр.105, тираж не указан.

   "Еретик из Соаны" -- типичная германская модернистская новелла. Германский модернизм, колеблясь между легким чтением и так называемыми "символическими и мистическими запросами", выработал особую разновидность повествования, уснащенного психологией и высокопарной символикой, но не лишенного внешней занимательности. С одной стороны, сомнительные глубины, но с другой -- нельзя же пренебрегать и легкомысленными вкусами среднего читателя. В результате целый пантеон грошового символизма, где "глубины духа" отлично приспособлены к вагонному чтению. Но "Еретик из Соаны", повесть о превращении священника в козьего пастуха (итальяно-швейцарский ландшафт, дионисийские козлы, приапический культ, горная девушка-соблазнительница и пр.), не годится даже для вагонного чтения. Здесь германская новелла-модерн окончательно отяжелела и заплыла жиром. Полное отсутствие фабулы, характеристик, опорных пунктов повествования, чудовищная лирика в прозе, вроде: "мистерии черных объятий в зеленой траве, перламутровое сладострастье, восторг и опьянение, тайны желтых маисовых зерен, всех плодов, всех красок". Время действия не определено (от XV до ХХ века) -- сама повесть об искушении молодого священника развивается черепашьим шагом, причем надоедливый экстатический тон повествования удушает даже зачаточное действие. Удивительно, до чего "Еретик из Соаны" -- традиционная, типическая вещь. Запоздалый культ ренессанса и совершенно невинная "языческо-пантеистическая" вражда к христианству -- давно знакомый штамп германского модернизма. Это -- приват-доцент, отдыхающий в санатории, облеченный в сандалии и поверх егеревской фуфайки в козьи шкуры, -- доцент, предпочитающий для отдыха озера итальянской Швейцарии, местечко вроде Лугано и прочие благословенные, изобилующие пансионами и отелями места, потому что они настраивают его на возвышенный мифологический и филологический лад. Таким санаторским доцентом в козьей шкуре представляется нам Гауптман -- автор "Еретика из Соаны". Связь Гауптмана с ужасным литературным вкусом среднего мещанского читателя вычеркнула его из списка действующих рядов современной немецкой литературы. Тяжеловесные экстатические повести о священниках, искушаемых девушкой и козлом; отрыжка популярной, необычайно распространенной в Германии литературы о ренессансе с восхвалением язычества, причем ренессансу приписывается совершенно чуждый ему дух мистического пантеизма, весь этот треугольник между университетом, мюнхенским кафе и швейцарской санаторией, столь типичный для германской "новеллы" -- все это может повергнуть в отчаяние. И никакое уважение к автору "Ткачей" не должно препятствовать борьбе с литературными ублюдками, вроде "Еретика из Соаны".

1923

   Источник текста: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 т. -- М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. -- Т. 2.
   Исходник здесь: https://rvb.ru/20vek/mandelstam/01text/vol_2/03prose/2_203.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru