Организовывая общество, поднимая его из хаоса до стройности органического бытия, мы склонны забывать, что личность должна быть организована прежде всего. Аморфный, бесформенный человек, неорганизованная личность, есть величайший враг общества. В сущности, все наше воспитание, как его понимает наше молодое государство в лице Народного комиссариата по просвещению, есть организация личности. Социальное воспитание подготовляет синтез человека и общества в коллективе. Коллектива еще нет. Он должен родиться. Коллективизм возник раньше коллектива. И если социальное воспитание не придет к нему на помощь, нам угрожает опасность остаться с коллективизмом без коллектива.
В настоящую минуту мы видим перед собой воспитателей-ритмистов, пока еще слабых и одиноких, предлагающих государству могущественное средство, завещанное им гармоническими веками: ритм как орудие социального воспитания. Мне представляется глубоко поучительным, что эти руки протянуты сейчас с надеждой к государству. Они возвращают ему то, что принадлежит ему по праву. Верный инстинкт подсказывает им, что ритмическое воспитание должно стать государственным. Они повинуются внутреннему голосу своей педагогической совести и находятся сейчас почти у цели: в нашей власти помочь им достигнуть этой цели или отбросить их далеко назад.
Что общего между государством и женщинами и детьми, исполняющими ритмические упражнения, между суровыми преградами, которые ставит нам грубая жизнь, и той шелковой веревочкой, которая протягивается во время этих грациозных упражнений. Здесь готовят победителей -- вот в чем заключается эта связь. Детям, которые сумели так перепрыгнуть через тесьму, не страшны никакие социальные преграды. Они господа своего усилия. Они сумели соразмерить напряжение своих мускулов во время бега с трудностью препятствий. Трудность задачи может непомерно возрасти. Навык ритмического воспитания остается. Он неискореним, он присутствует и в мирной обстановке гражданского очага, и в военной буре, он всюду, где человеческое усилие побеждает сопротивление, он всюду, где нужны победители.
Новое общество держится солидарностью и ритмом. Солидарность -- согласие в цели. Необходимо еще согласие в действии. Согласие в действии само по себе есть уже ритм. Он сошел как огненный язык, на ее голову. Нужно его закрепить навсегда. Солидарность и ритмичность -- это количество и качество социальной энергии. Солидарна масса. Ритмичен только коллектив. И разве не устарело это понятие массы, это чисто количественное измерение социальной энергии, разве оно не из потерянного рая сборщиков голосов?
История знает два возрождения: первый ренессанс во имя личности, второй -- во имя коллектива. Тяготение нашей эпохи к гуманизму сказалось в этом ренессансном его характере, но гуманистические интересы пришли в нашу эпоху как бы освещенные морской пеной. Те же идеи, но покрытые здоровым загаром и пропитанные солью революции.
Наблюдая и сравнивая школьную реформу в новой России с "Реформой Школы" первого гуманистического ренессанса, бросается в глаза преодоление филологии. Тот раз филология выиграла и сделалась надолго фундаментом общего воспитания: в этот раз интересы филологии определенно пострадали, с этим никто не станет спорить. Филологическое оскудение школы, которого следует ожидать в ближайшем будущем, в значительной степени плод сознательной школьной политики, это неизбежное следствие нашей реформы; отчасти в этом ее дух. Однако антифилологический характер нашей эпохи не мешает считать ее гуманистической, поскольку она возвращает нам самого человека, человека в движении, человека в пространстве и времени, -- ритмического, выразительного человека.
Итак, с одной стороны филологическое предательство, с другой -- увлечение человеком в системе Жака Далькроза и в новой философии. Над нами варварское небо, и все-таки мы эллины. Однако увлечение человеком в системе Далькроза не имеет ничего общего с эстетической идеализацией. Вообще эстетизм совершенно чужд системе и является случайным налетом, благодаря моде Хеллерау у европейской и американской буржуазии. Скорее, нежели эстетизм, системе свойственен дух геометричности и строгого рационализма: человек, пространство, время, движение -- четыре основных ее элемента.
Но чему же удивляться, если ритм, на целое столетие изгнанный из общежития, вернулся более анемичным и отвлеченным, нежели он был в Элладе на самом деле. Нет никакой системы Далькроза. Его открытие принадлежит к числу гениальных находок, вроде открытия пороха или силы пара. Раз сила найдена, она должна развиваться сама по себе. Имя изобретателя может быть забыто ради ясности принципа, хотя ученики не хотят с этим примириться. Если ритмическому воспитанию суждено стать народным, произойдет чудо претворения отвлеченной системы в плоть народа. Там, где вчера была только схема, -- завтра запестреют ткани хоровода и послышится песня. Школа идет впереди жизни. Школа лепит жизнь по своему образу и подобию. Ритмичность школьного года определяется ударениями, выпадающими на праздники школьной олимпиады, вдохновителем и организатором которой будет ритм. На этих праздниках мы увидим новое, ритмически-воспитанное поколение, свободно изъявляющее свою волю, свою радость и печаль.
Значение гармонических, одушевленных общей идеей, всенародных ритмических выступлений бесконечно велико для творчества будущей истории. До сих пор история творилась бессознательно, в муках случайностей и слепой борьбы. Сознательное творчество истории, ее рожденье из праздника как изъявление творческой воли народа -- отныне непрекасаемое право человечества. В будущем обществе социальная игра займет место социальных противоречий и явится тем ферментом, тем бродильным началом, которое обеспечивает органическое цветение культуры.
Итак, как ни благоприятно ритмическое воспитание для эстетического развития, как ни благодарны будут нам все музы за введение ритмики в школьную программу -- ритмика еще не эстетика. Но еще более неправильно считать ее гигиеной, гимнастикой. Ритм требует синтеза, синтеза духа и тела, синтеза работы и игры. Он родился из синкретизма, то есть из слиянного существования недифференцированных элементов. Но прежде, чем они воссоединились, прежде, чем окрепла наша молодая монистическая культура, не тяните ритмику ни в ту, ни в другую сторону, не сватайте ее ни за физическую культуру, ни за психологию, ни за трудовые процессы. Наше тело, наш труд, наша наука еще не таковы, чтобы принять в себя без оговорок ритм. Мы еще должны подготовиться к его приятию.
Дайте же ритмике занять то промежуточное, самостоятельное положение, какое подобает социальной силе, проснувшейся от продолжительной летаргии и еще не овладевшей всеми своими возможностями.
1918
Примечания
Пути творчества (Харьков), 1920, No 6-7, с. 74-76.
Написана осенью 1918 г., во время работы Мандельштама в Наркомпросе, где он заведовал подотделом эстетического воспитания в Отделе реформы школы (подробнее см.: Нерлер П. Осип Мандельштам в Наркомпросе в 1918-1919 гг. // ВЛ, 1989, No 9, с. 275-279). Н. Я. Мандельштам записала на полях этой статьи в собственном экз-ре СС-11Г. "Спасал институт Далькроза и церковный хор. Это была его служба. Бегал от секретарши.". Основным предметом служебной деятельности Мандельштама было ритмическое воспитание: он был одним из инициаторов создания Института ритмического воспитания, некоторых изданий по ритмике. 10 ноября 1918 г. на коллегии ритмистов Мандельштам сделал доклад "Общественное значение ритмики и роль ритма в искусстве", а 3 декабря на заседании коллегии секции эстетического развития ему было поручено редактировать ежегодный сборник "Ритм" и написать для него статью. Сборник так и не появился, но статья была написано, и в Харькове, куда поэт приехал в феврале 1919 г., он, по-видимому, передал ее Г. Петникову -- редактору журн. "Пути творчества".
Далькроз (Жак-Далькроз), Эмиль (1865-1950) -- французский композитор, создавший в 1906 г. новую популярную систему ритмической гимнастики (см.: Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. М., 1922). Последователями Далькроза в России были С. М. Волконский и Н. Г. Александрова. Е. М. Тагер вспоминала, что и в начале 30-х гг. Мандельштам нередко бывал в студии ритмического движения (гимнастического танца) Гептахор на Петроградской стороне (ЛГУ, 1991, No 1, с. 158). О его участии в маскараде в школе ритмической гимнастики Ауэр на Миллионной улице 11 января 1921 г. свидетельствовала Н. Павлович (Блоковский сборник. I. Тарту, 1964, с. 493).
Хеллерау -- район Дрездена. Сюда в 1910 г. были переведены из Базеля первые курсы ритмической гимнастики по Далькрозу, на базе которых в 1911 г. был основан Ритмический институт.