Мамонтов Всеволод Саввич
Дневниковые записи, письма и беседы Мамонтовых

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

Дневниковые записи, письма и беседы Мамонтовых

1. ИЗ "ЛЕТОПИСИ СЕЛЬЦА АБРАМЦЕВА"

   ...Все лето <1875 года> гостили Валентина Семеновна с сыном.
   <...> Все лето <1879 года> было очень плохое, дождливое и холодное <...> гостил Валентин Серов (под названием Антон).
   <...> В начале июня <1884 года> явился Серов и до сегодня пребывает, обольщая всех своими разнообразными талантами. В конце июля зашел разговор о каком-нибудь представлении. И я, по обыкновению, состряпал наскоро двухактную пьесу "Черный Тюрбан", а Кротков18 с маху сочинил несколько номеров музыки. П. А. Спиро с большим успехом разыграл хана Намыка, а Антон Серов в роли Моллы обольстительно плясал; как танцовщица <...> Публики было не особенно много (1 августа), но хохоту и удовольствия было много. В. М. Васнецов сочинил и нарисовал очень талантливо афишу. Декорации были написаны Серовым и Остроуховым19.

<С. И. Мамонтов>. "Летопись сельца Абрамцева".--
Не издано; ЦГАЛИ.

   

2. С. И. МАМОНТОВ -- В. М. ВАСНЕЦОВУ

10 сентября 1885 г. <Москва>

   ...На днях как-то появился здесь Антон Зингер 20 и увлекся итальянским тенором до того, что решился написать его портрет и действительно написал, и очень хорошо21. Только потом исчез и сам и портрет, так что я ничего не понимаю. <...>

Не издано: отдел рукописей ГТГ.

   

3. Ю. А. МАМОНТОВ22 -- И. С. ОСТРОУХОВУ

20 февраля 1886 г. Москва

   ...я выехал вместе с Антоном, который отправился к Малютину23 писать лошадей (по заказу). <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

4. Ю. А. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

20 февраля 1887 г. <Москва>
<Телеграмма>

   ...Антон болен пузырем не опасно но страдает изрядно подробности письмом.

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

5. Ю. А. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

20 февраля 1887 г. <Москва>

   ...Согласно обещанию сообщаю вам о здоровье Антона. Сам он не чувствует облегчения, доктора же уверяют, что болезнь проходит. Нарыва нет; жар спал, является аппетит. Вчера я целый день провел у него -- на мой взгляд ему лучше. <...>

На издано; отдел рукописей ГТГ.

   

6. Ю. А. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

21 февраля 1887 г. <Москва>

   ...Антон духом не падает, но временами бывает угнетаем болями. Около него чередуются товарищи и в особенности Миша <М. А. Мамонтов>4 ухаживает за ним. Когда разрешится болезнь, сказать нельзя. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

7. Ю. А. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

22 февраля 1887 г. <Москва>

   ...Антону лучше. Вчера у него был доктор Кни25, приглашенный самим Пфелем26 для более точного исследования: нет ли нарыва. Нарыв он нашел, но прибавил, что это нисколько не опасно и что нарыв прорвется сам собою и притом самым благоприятным образом. А после того как прорвется нарыв, должны прекратиться все спазмы, а с ними и все мучения. По мнению докторов, момент выздоровления наступит завтра, и с каждым днем будет ощущаться заметное улучшение. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

8. Ю. А. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

23 февраля 1887 г. <Москва>

   ...Он очень нехорош. С дня на день ему становилось все хуже и хуже. В воскресенье у него был сильный жар и частые спазмы. Пригласили Поспелова; тот подтвердил определение Пфеля; у Антона воспаление предстательной железы (prostate). Сильные боли не дают ему спать, спазмы повторяются через каждые семь минут и заставляют его метаться по постели. Два раза ставили пиявки, несколько раз банки. Три раза в день ему делают теплые ванны, но все это не прекращает боли; приходится по временам вспрыскивать морфий. Доктора опасаются за нарыв, который не пришлось бы резать. В понедельник и вторник ему было несколько лучше -- не было жару. Сегодня я еще не знаю ничего о его здоровье, жду Мишу <М. А. Мамонтова>, который сегодня целый день у него; самому же мне не пришлось сегодня навестить Антона <...>
   P. S. Миша вернулся в 12 1/2 ночи. Антону опять хуже, хотя за нарыв доктора спокойны. У него до сих пор болела левая сторона железы, теперь начинает опухать правая, а левая проходит. Вечером Антон кричал от боли и успокоился только после подкожного вспрыскивания27. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

9. В. С. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

3 августа 1887 г. <Абрамцево>

   ...С самого 20-го июля первым гостем у нас был Антон, приехавший со своей кузиной (скульпторкой)28 <...> 1 августа Антон начал писать с меня и писал уже два раза29. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

10. Е. Г. МАМОНТОВА -- Е. Д. ПОЛЕНОВОЙ

< 12 августа 1889 г. Абрамцево>

   ...Вообще он <М. В. Нестеров> производит очень хорошее впечатление, гораздо лучше, чем Серов, который тоже едет в Париж30. <...>

Поленовы, стр. 434.

   

11. М. А. МАМОНТОВА -- И. С. ОСТРОУХОВУ

21 августа 1889 г. <В Веденское>

   ...Серов начал в августе портрет Параши31 и поработав еще два дня подарил его мне. Портрет превосходный. Параша похожа, а главное хорошенькая. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

12. А. И. МАМОНТОВ -- И. С. ОСТРОУХОВУ

22 августа 1889 г. <Москва>

   ...Миша, Юра <Мамонтовы> и Серов с женой выезжают тридцатого, так что в Париж приедут не ранее 5-го сентября32. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

13. M. A. МАМОНТОВА -- И. С. ОСТРОУХОВУ

30 сентября 1892 г. <Москва>

   ...Вчера узнали мы, что у Антона родился сын33, это был для нас сюрприз -- мы даже не знали, что она была в таком положении. <...>

Не издано; отдел рукописей ГТГ.

   

14. М. А. МАМОНТОВА -- И. С. ОСТРОУХОВУ

4 октября 1894 г. <Москва>

   ...Коровин и Серов возвратились с Севера. Зябли, голодали, а все-таки написали массу этюдов34. <...>

Коровин, стр. 236.

   

15. М. А. МАМОНТОВА -- Т. А. РАЧИНСКОИ

8 октября 1894 г. Москва

   ...Слышу звонок. Что-то скажут? Это Серов. Он тебе и Грише <Г. А. Рачинскому> шлет поклон. <...>

Не издано; ЦГАЛИ.

   

16. <ИЗ БЕСЕДЫ С. И. МАМОНТОВА>

   ...Вас интересует, многие ли из прославленных теперь имен начинали под моим руководством свою карьеру? Многие, правда, теперь блещут на сценическом небосклоне, но большинство из них преклонились перед девизом: "искусство ради денег". Вот взять хотя бы Ф. И. Шаляпина. Куда девалось его былое стремление работать, совершенствоваться и идти вперед? Теперь у него искусство на втором плане и все помыслы ушли на то, как бы побольше выколотить денег. А там покупка домов, имений...
   И топчется он, вот уже несколько лет, на одном месте, нисколько не заботясь об обогащении репертуара.
   Отыскал ему я как-то малоизвестную оперу Верди "Атилла" -- великолепная в ней для него роль, как в сценическом, так и в вокальном отношении. Предложил... Схватился горячо, но так же скоро остыл, как загорелся. Недосуг! Про других уже не говорю, -- выбрал яркий пример. Не особенно доволен я и К. А. Коровиным; хотя он теперь и академик живописи. Приобрел он пренеприятный привкус современного декадентского кривляния, а это ему совершенно ненужно, в нем столько самобытного, природного таланта. Вместо того, чтобы совершенствоваться -- отвлекается в сторону. Радуюсь зато за В. А. Серова. Он серьезнее всех, не увлекается мелкими успехами и хочет творить самостоятельно. Жаль искренне М. А. Врубеля. В нем погибла большая сила. Он резко ушел вперед в живописи и внес значительное движение и высокий подъем. Теперь он безнадежно болен. Был два раза у него в санатории. Бормочет что-то, поет и с трудом узнает по голосу, хотя деменция {умопомешательство (лат.).} не сильная, но зрения уже абсолютно не существует.

Е. К 25-летию частной оперы. У С. И. Мамонтова.--
"Театр", 1910, No 568, 9 января; частично перепечатано
в газете "Голос Москвы", 1910, 10 января, No 7.

   

КОММЕНТАРИИ

   18 Николай Сергеевич Кротков (1849--?) -- композитор, пианист и дирижер, принимал участие в постановках Частной оперы, официальным антрепренером которой он числился в 1885--1891 гг.
   В Абрамцевском художественном кружке Кроткова весьма ценили. Вот что писал о нем С. И. Мамонтов В. Д. Поленову 5 октября 1899 г.: "Я буду ужасно рад, если Кротков как композитор займет подобающее ему место. Как обидно, что люди, имеющие возможность поддержать способного человека, стараются, наоборот, замять, не дать ходу<...> Впрочем, во многом он сам виноват, или вернее сказать, его косная природа, которая, однако, покидает его, когда он садится за нотную бумагу. В полгода написать и оркестровать трехактную оперу -- это не шутка! Это впору только Римскому-Корсакову" (Поленовы, стр. 628).
   19 На склоне жизни, 30 марта 1928 г. Н. В. Поленова, вспоминая далекое абрамцевское время, писала И. С. Остроухову: "Я помню, как в июле приехали к нам Савва, Спиро, Остроухов и Серов и рассказывали о затеянном хане Намыке, Антон изобразил для меня "мой милый хан, мне стыдно" и ржущего коня" (не издано; отдел рукописей ГТГ).
   20 Антон Зингер -- это Серов. Шутливо заменив фамилию Серова на название известной швейной фирмы, Мамонтов имел в виду недавнее его пребывание в Дрездене у швейных фабрикантов Блоков.
   21 Антонио д'Андраде, настоящая фамилия ди Анради (1854--1942) -- известный португальский певец-тенор, выступавший вместе со своим братом Франческо в составе итальянской труппы в Частной опере. Некоторое представление об этом артисте дают следующие строки, появившиеся в печати после первого исполнения им партии герцога в "Риголетто": "...у г. Антонио д'Андраде голос хотя и не так велик и звук "е так силен, но зато увлечение и огонь, которые вкладывает певец в каждую фразу, и роскошно изящная форма, в которую облечен каждый его звук, на любителя изящного, тонкого, а не кричащего пения производят чарующее впечатление" ("Театр и жизнь", 1885, 29 августа, No137).
   Как заметил Серов, у д'Андраде была "чудесная физиономия", и он даже пропустил целую неделю занятий в Академии художеств, работая над портретом певца (письмо к О. Ф. Трубниковой от 8 сентября 1885 г.-- Серов. Переписка, стр. 102). По словам И. Э. Грабаря, Серову "хотелось передать смеющегося д'Андраде", но актер "мало и плохо позировал", почему и "получился не портрет, а этюд" (Грабарь. Серов. "Искусство", стр. 69).
   Портрет Антонио д'Андраде был первым произведением Серова, представленным на суд художественной Москвы. По словам И. Э. Грабаря, портрет "был выставлен случайно, даже не им лично, а его друзьями" (Грабарь. Серов. Изд. И. Кнебель, стр. 83). V периодическая выставка МОЛХ, где он экспонировался, длилась около двух месяцев (со 2 января по 24 февраля 1886 г.) и вызвала очень мало откликов -- даже такие журналы, как "Художественные новости", издававшиеся Академией художеств, и "Художественный журнал" не поместили о ней ни строчки.
   Но все же о портрете д'Андраде было в печати три отзыва. Единственная из московских газет, поместившая краткое сообщение о выставке, выделяла это произведение: "Из числа работ художников, мало знакомых московской публике, обращают на себя внимание:<...> портрет Антонио д'Андраде г. Серова" (Московский дневник.-- "Русский курьер", 1886, 5 января, No4). В рецензии о выставке одной петербургской газеты говорилось: "...г. Серов сильно, но грубо написал Антонио д'Андраде" (К. <А. Д. Курепин>. Московский фельетон.-- "Новое время", 1886, 11 января, No 3546). Другая отмечала: "Из группы портретов хороши две женские головки М. П. Боткина и портрет Антонио д'Андраде (тенора нашей Частной оперы) г. Серова" (XII <А. П. Лукин>. Московские письма. Две художественные выставки.-- "Новости и биржевая газета", 1886, 11 января, No 9).
   И. Э. Грабарь впоследствии утверждал, что "для Серова эта первая его выставка была огромным событием,-- портрет все заметили и одобрили: сходство было безукоризненное, живопись интересная, новая и самостоятельная" (Грабарь. Серов. "Искусство", стр. 73).
   В настоящее время портрет находится в Сумском государственном художественном музее.
   22 Юрий Анатольевич Мамонтов -- сын А. И. и М. А. Мамонтовых, товарищ Серова в юности. Принимал некоторое участие в художественной жизни Москвы и Петербурга, в частности, как упоминает А. Н. Бенуа в своей книге "Возникновение "Мира искусства" (Л., 1928, стр. 8), он входил в кружок, предшествовавший созданию этого художественного объединения. В 90-х гг.-- член правления Товарищества Невского механического завода.
   23 О Н. П. Малютине см. т. 1 настоящего изд., стр. 165, и прим. 4, стр. 176.
   24 Михаил Анатольевич Мамонтов (1865--1920), сын А. И. и М. А. Мамонтовых,-- художник, один из учредителей "Союза русских художников", став директором типографии своего отца, постепенно забросил живопись.
   25 Адольф Данилович Кни -- хирург.
   26 Леонид Карлович Пфель -- главный врач Бахрушинской больницы (в 1900-х гг.).
   27 Спустя почти месяц В. С. Серова так писала о своем сыне М. Я. Симонович-Львовой 26 марта 1887 г.: "Тоша был снова болен, побывав в Домотканове. Его болезнь такого свойства, что ему еще не скоро окончательно поправиться. Он живет широкой, хорошей жизнью молодого художника. Товарищество у него хорошее, работы пропасть (премилый, почти законченный портрет у него девочки Мамонтовой), любят его ужасно в Москве и среди Мамонтовых. Заказы уже теперь понаклевываются -- чего же еще? Нравственно он бодр и силен, физически на него напала хворь, которая после летнего отдыха, вероятно, его покинет" (Серова, стр. 131).
   28 Это М. Я. Симонович, увековеченная Серовым в полотне "Девушка, освещенная солнцем".
   29 Портрет В. С. Мамонтова (1887, этюд, масло) ныне находится в частном собрании в Москве.
   30 В том году в Париже проходила Всемирная выставка и "повидать" ее Серову очень хотелось (письмо к И. С. Остроухову от 6 мая 1889 г.-- Серов. Переписка, стр. 211). Лишь в конце августа 1889 г. ему удалось совершить эту поездку (см. т. 1 настоящего изд., письмо 12, стр. 152).
   31 Прасковья Анатольевна Мамонтова (1873--1945) -- Дочь А. И. и М. А. Мамонтовых, ставшая женой А. К. Рачинского после смерти своей сестры Натальи, ранее бывшей за ним замужем.
   Александр Константинович Рачинский (1867--1927) -- юрист, выпускник Московского университета, служил чиновником особых поручений при Эстляндском губернаторе, затем Канотопский уездный и Черниговский губернский предводитель дворянства; член Государственного совета с 1912 г., в апреле 1915 г.-- товарищ министра просвещения.
   Портрет П. А. Мамонтовой, о котором идет речь в этом письме, находится в частном собрании в Москве.
   См. т. 1 настоящего изд., стр. 207, и прим. 3, стр. 215.
   32 В письме из Парижа от 16 сентября 1889 г. Серов так передавал И. С. Остроухову свои впечатления от Парижа и Всемирной выставки: "Собственно ехать нам сюда в Париж было с моей стороны безрассудством, не имея за душою ни гроша, поехали на авось и приехали. Мне казалось упустить эту выставку грехом, да и действительно приехать все-таки очень следовало. Вместе с Лувром, которого я не знал, здесь в Париже оказалась такая тьма по художеству, что еле разберешься <...> Выставка, надо отдать справедливость, грандиозна, но не скажу привлекательна" (Серов. Переписка, стр. 212, 213). По возвращении в Россию Серов 3 октября 1889 г. вновь пишет Остроухову: "Да, а хорошо мы в конце концов прокатились. Рад я, что жена повидала Париж, за себя тоже в смысле выставки. Впрочем, я и парижскими драгоценностями успел полюбоваться: Лувр, Клюни, Люксембург, Notre Dame, Ste Chapelle -- осмотрены, хотя и поверхностно" (там же, стр.216).
   33 Александр Валентинович Серов (1892--1959) -- старший сын Серовых, изображен на картине Серова "Дети" (мальчик, смотрящий в море). В 1950-х гг. художник О. Г. Верейский встретил А. В. Серова в Бейруте (Сирия) и после записал: "Полвека сделали, конечно, свое дело, но сходство осталось" (Орест Верейский. Древнее и молодое. М., 1958, стр. 78).
   34 См. т. 1 настоящего изд., стр. 319--329, и прим. 29, стр. 364.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru