Мамонтов Сергей Саввич
В. А. Серов на подмостках

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

В. А. СЕРОВ НА ПОДМОСТКАХ

   В доме моего отца С. И. Мамонтова, где Серов с детства был своим человеком, всегда процветала исключительная любовь к театру. За двадцатилетний период времени, с конца 70-х до конца 90-х годов прошлого века, на моих глазах любительские спектакли ставились по два и по три раза в год, причем взрослые на почве любимого дела сливались с подрастающим поколением, постепенно уступая ему первенствующую роль.
   Кроме многочисленных Мамонтовых, с Саввой Ивановичем во главе, в спектаклях живое участие принимал целый ряд людей, имена которых впоследствии сделались известными.
   Художники: В. Д. Поленов, И. Е. Репин, оба Васнецовы, Н. В. Неврев17, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов; профессора: А. В. Прахов, П. А. Спиро; артисты: М. Н. Климентова-Муромцева18, К. С. Алексеев-Станиславский19, А. А. Федотов20; министр А. В. Кривошеий21; хирург Ю. В. Сумароков -- все с одинаковым рвением устраивали сцену, писали декорации и исполняли самые разнообразные роли.
   В. А. Серов в нашей труппе занимал не последнее место как декоратор и как исполнитель комических и характерных ролей. На моей памяти он создал не менее десятка самых разнообразных типов.
   Голос у него был глуховатого тембра, дикция недостаточно ясна, но все это с лихвой искупалось неподражаемой мимикой лица и выразительностью всей фигуры.
   В первый раз Валентин Александрович появился на сцене в 1879 году, 14-ти лет, в драме Майкова "Два мира", где на его долю досталась роль бессловесного раба. Впрочем, в том же спектакле великовозрастный гимназист Костя Алексеев (ныне "сам" Станиславский) играл какого-то третьестепенного патриция и произнес на сцене не более десяти слов <...>22
   На рождественских каникулах 1890 года в московском мамонтовском доме шла библейская драма "Царь Саул", написанная в стихах некоторыми из участников постановки23.
   В этой эффектной в театральном смысле вещи, поставленной на фоне декораций Врубеля, особенный успех имели два актера: К. С. Станиславский -- грозный и величественный пророк Самуил, и В. А. Серов -- пленный амаликитский царь Агаг <...>
   В последний раз В. А. Серов принимал участие в спектакле нашего, уже распадавшегося, кружка в 1894 году, зимой. На этот раз он блестяще поставил живую картину "Данте и Виргилий", для которой сам написал мрачную декорацию ада. Данте изображал Ап. Васнецов, а Виргилия -- М. А. Врубель.
   Кроме того, в тот же вечер шла комедия С. И. Мамонтова "Около искусства", живописующая быт провинциальных актеров. Серову досталась роль старозаветного измученного режиссера Калиныча, из которой он создал трогательный, скромный, но полный жизни образ, составлявший яркий контраст с пьяницей-трагиком, которого играл Врубель <...>

Газета "Русское слово", 1914, 20 февраля, No 42 (приводится с сокращениями)

   

КОММЕНТАРИИ

   19 Константин Сергеевич Станиславский, псевдоним Алексеева (1863--1938),-- актер, режиссер и теоретик театрального искусства, один из создателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР.
   Серов и Станиславский были знакомы с детства, участвуя в постановках в доме Мамонтовых, о чем упоминает С. С. Мамонтов. Знакомство их продолжалось и позже. В 1905 г., например, они оба входили в состав комиссии Литературно-художественного кружка, занимавшейся вопросом о необходимости упразднения цензуры. В мае того же 1905 г. Серов в письме к Г. М. Чулкову упоминает о предстоящих встречах со Станиславским и о его студии на Поварской (не издано; отдел рукописей ГТГ). В 1910 г. Серов, узнав об опасной болезни Станиславского, был очень опечален этим известием (Серов. Переписка, стр. 254).
   Существуют три рисунка Серова, изображающих Станиславского: на одном из них, исполненном в 1905 г.,-- Станиславский, В. А. Гольцев и К. А. Тимирязев; на двух других (1908 и 1911) только Станиславский. О создании последней зарисовки в "Русских ведомостях" сообщалось следующее: "В октябре Серов в Художественном театре писал портрет К. С. Станиславского. Портрет писался в антрактах репетиций, пока позирующий ему Станиславский отдавал приказания относительно репетиции. Серов желал написать портрет, смотря на "натуру" снизу вверх, поэтому сидел на низком табурете, а Станиславский стоял. Оттого на портрете несколько поражает положение лица Станиславского" ("Русские ведомости", 1911, 24 ноября, No 270). В декабре того же 1911 г. С. С. Мамонтов видел этот портрет Станиславского на выставке "Мира искусства" и тогда же писал: "В серовских портретах, особенно в лице Станиславского, дивишься совершенной технике этого мастера, сочетавшейся с умением проникнуть в человеческую душу. Когда Станиславский позировал Серову, он не мог сохранять на лице того тонкого, веселого юмора, который схвачен на портрете. Выражение это художник, очевидно, заметил в нем раньше и одухотворил им портрет по памяти" (С ер г. Мамонтов. Выставка "Мир искусства".-- "Русское слово", 1911, 4 декабря, No 279).
   H. E. Эфрос был другого мнения и считал это произведение Серова "не из самых удачных": "В портрете Станиславского не хватает чего-то самого существенного, обаятельнейшей части этого лица, и остается лишь сходство внешнее, хотя и очень большое" (Чужой <Н. Е. Эфрос>. Выставка "Мира искусства".-- "Речь", 1911, 7 декабря, No 336).
   20 Александр Александрович Федотов (1863--1909) -- Артист Малого театра (в 1893--1909 гг.), преподаватель училища Филармонического общества, один из директоров Литературно-художественного кружка (наряду с А. И. Сумбатовым-Южиным, В. Я. Брюсовым, С. С. Мамонтовым). Сын Г. Н. Федотовой.
   21 Александр Васильевич Кривошеий (1858--1923) -- Тогда юрисконсульт Ярославской ж. д.; позже гофмейстер, член Государственного совета (с 1906 г.), товарищ министра финансов и заведующий дворянским и крестьянским земельным банком (с 1906 г.), главноуправляющий министерства земледелия и землеустройства (в 1908--1915 гг.). После Октябрьской революции Кривошеий стал одним из организаторов белогвардейского "правого центра" в Москве, главой монархического "совета государственного объединения" в Киеве. В 1920 г. Кривошеий возглавлял правительство Врангеля.
   22 События, с которых С. С. Мамонтов начинает свой рассказ, происходили тогда, когда он был двенадцатилетним мальчиком. Обилие дат и мелких сведений, приводимых в его статье, заставляет предположить, что он писал ее, опираясь на богатый фактический материал книги "Хроника нашего художественного кружка" (М., 1894), изданной его отцом.
   23 Авторами пьесы "Царь Саул" были С. И. и С. С. Мамонтовы.
   С. С. Мамонтов утверждает, что декорации к ней были исполнены Врубелем, однако, по словам П. Н. Мамонтова, племянника С. И. Мамонтова, исполнил их Врубель "совместно с Серовым в несколько дней до спектакля". И далее мемуарист говорит: "Во время писания этих декораций они оба, что называется, "дневали и ночевали" в "большом доме", работая преимущественно вечера и ночь -- напролет. Валентин Александрович со свойственной ему мрачной шутливостью говорил: "Кончили мы с Врубелем, т. е. Врубель со мной; затея была его, я помогал ему как простой или почти простой поденщик" (не издано; ЦГАЛИ). Упоминая о совместной работе Врубеля и Серова над декорациями к "Царю Саулу", Грабарь пишет: "Лучше других удалась "Ассирийская ночь", идея которой принадлежала Серову, а Врубель, по словам Серова, "навел лишь Ассирию" на его реальную живопись" (Грабарь. Серов. Изд. И. Кнебель, стр. 99, 100).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru