Мамонтов Сергей Саввич
Чего мы лишились в Серове?

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

1

   

Чего мы лишились в Серове?

   Немаловажным событием в нашей художественной жизни являются посмертные произведения В. А. Серова, вернувшиеся из Рима и выставленные теперь на выставке "Мир искусства".
   Холсты эти развертывают перед нами всю грандиозность таланта усопшего великана кисти и дают разгадку многому, казавшемуся непонятным.
   Одной своей картиной Серов объясняет обществу тот идеал, к которому целыми годами безуспешно тянутся прославленные Гогены, Матиссы и их маленькие российские подражатели.
   С проницательностью гения он уловил призрачную мечту, легким движением сбросил с себя весь арсенал своей сложной техники и создал шедевр классический по простоте и небывалый по выразительности.
   На серовато-желтом холсте, полуобернувшись к вам спиной, изображена сидящая нагая женщина с чеканным профилем Уайльдовской Саломеи.
   По первому впечатлению картина кажется бесцветной и плоской, похожей даже на рекламный плакат.
   Но, по мере того, как вы в нее вглядываетесь, вас охватывает сначала удивление перед великим мастерством художника, а затем и то очарование, которое исходит от всякого гениального творения.
   Из схематически начертанных контуров все рельефнее и рельефнее выступает смуглое и нервное живое тело. Расцвечиваются ткани, загораются огнями самоцветные камни. Пламенем дышит на вас точеная, как у арабского коня, головка уверенной в своем обаянии блудницы...
   В этом изумительном портрете Иды Рубинштейн совсем не заметно кропотливого труда художника. Кажется, что он создался сам собой и что в этом и заключается тайна его захвата.
   Не то же ли самое можно сказать о стихах Пушкина или о музыке Моцарта?!
   Другое произведение Серова, перекочевавшее из Вечного города на выставку "Мир искусства", носит иной характер и приближается к прежним произведениям его кисти.
   Это прекрасно выписанный правоверной манерой портрет княгини Орловой, характеризующий не только красавицу даму, на нем изображенную, но и весь окружающий ее утонченный мирок, столь далекий от широкого русла русской жизни.
   Холодом веет от портрета, несмотря на его внешнюю блестящую красивость, и инстинктивно чувствуется, что симпатии художника были далеко не на стороне петербургской великосветской жизни.
   Тщетно было бы искать хоть малейшую видимую черточку такого отношения Серова к сюжету его произведения. Все на портрете правдиво, все красиво, но в эту-то правдивость и красоту вложена та неуловимая сатира гения, которою так силен был умерший художник.
   Только глядя на эти его последние вещи, оцениваешь всю громадность постигшей нас утраты и сознаешь, какой необъятный простор творчества был открыт перед гением Серова.

"Рампа и жизнь", 1911, 18 декабря, No 51, стр. 7.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru