Псевдонимы:В. М.; Милахиева--Мирович, В.; Малахиева--Мирович, В. Г.; Мирович, В.
Вариант имени:Малафеева Варвара Григорьевна
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 298;
РНБ. Генеральный алфавитный каталог;
Золотое руно. Художественный, литературный и критический журнал (1906-1909): Роспись содержания / Сост. В. В. Шадурский; научн. ред. Н. А. Богомолов. -- Великий Новгород, 2002. -- 123 с. -- Указ. имен
II.
МАЛАХИЕВА-МИРОВИЧ Варвара Григорьевна [17(29).3.1869, Киев -- 16.8.1954, Москва; похоронена на Введенском кладб.], поэтесса, критик, дет. писательница. Из старин. дворян. рода Мировичей. В Киеве окончила г-зию и Высшие жен. курсы. Зарабатывала частными уроками. В кон. 1880-х гг. примыкала к кружку рев. народников; перенесла нервное расстройство. В 1891 совершила поездку по Зап. Европе (и впоследствии бывала в Италии, Швейцарии, Париже, Вене, Мюнхене). В 1895 познакомилась с Л. Шестовым (давала уроки в доме его сестры), оказавшим на нее значительное духовное влияние. С 1898 жила в Петербурге, с 1901 -- в Москве. С нач. 1890-х гг. печатала заметки о лит-ре и театре в :"Киерск"ом слове" и др. киев, газетах, с 1898 -- в газ. "Неделя".
Первые неск. лет жизни в Москве М.-М. работала в редакции ж. "Рус. мысль", в к-ром появлялись ее стихи (1902, No 6; 1908, No 1; 1916, No 6), а также окрашенные в пантеистич. тона филос. аллегории в прозе (напр., "Летние сказочки не для детей" -- 1907, No 5) и критич. отзывы о произв. Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, И. А. Новикова и др., свидетельствовавшие об интересе к духовной проблематике лит. модернизма. Стремление в свете религ. философии осмыслить работу писателя, не поступаясь при этом прихотливостью, а часто и необязательностью непосредств. "впечатлений" (в духе "имманентной" критики Ю. И. Айхенвальда), было присуще ее критич. манере. В 1903--04 М.-М. писала о театре в ж. "Мир искусства" [см., напр., высокую оценку спектакля МХТ по пьесе М. Горького "На дне" ("тоскующий, страстный порыв к "новому""). -- 1903, No 1, с. 7]; позднее была театр, рецензентом в газ. "Речь", "Новь", "Век", "Новый путь"; печаталась в киев. ж. "Жизнь и искусство" (1914).
В лирике М.-М. преобладал мотив таинств, "глубины" бытия, явленной прежде всего в природе, и связанный с ним мотив религ. "обездоленности" совр. души: "Нет написанных заветов, / Нет обещанных ответов, / Безглагольна неба твердь. / Мера жизни -- лишь терпенье, / Мера смерти -- воскресенье, / Сердца мера только смерть". Сходные размышления характерны для статьи "О смерти в современной поэзии" ("Заветы", 1912, No 7), в к-рой утверждалось, что, в отличие от рус. поэтов-классиков, писавших о смерти вынужденно и случайно, поэты-модернисты впервые "добровольно и сознательно" подошли к этой теме, и давалась интерпретация "образа смерти" у крупнейших из них -- от З. Н. Гиппиус до А. Белого. Стихи сер. 1910-х гг., составившие сб. "Монастырское" (М., 1923), -- попытка преодолеть ситуацию религ. "отчаяния", опоэтизировав описанную с множеством бытовых подробностей монастырскую жизнь "невест Христовых" ("Ударила в колокол мать Аглая, / К ранней обедне время идти. / Всю долгую ночь не спала я, / Читала "Спасенья пути""); в стилистике сб-ка ощутимо соединение элементов духовной и народной поэзии с влиянием А. А. Ахматовой и С. М. Городецкого.
Сб-ки рассказов "Снежинки" (СПб., 1904; П., 1915) и "Золотой дом" (СПб., 1908,1913) о природе, повадках животных, о волшебных историях и приключениях, случающихся с детьми, написаны с теплотой и пониманием дет. психологии (собств. детей у М. не было). Ей принадлежат эстетико-педагогич. работы: подробный отчет о выставке игрушек худ. Н. Д. Бартрама (РМ, 1909, No 12) и ст. "Воспитательное значение игрушки" (сб.: Игрушка. Ее история и значение, М., 1912), на положениях к-рой М. А. Волошин основывал отчасти свои рассуждения о природе театр, условности (см. его кн. Лики творчества, Л., 1989, ук.).
Среди др. работ М.-М. -- перевод с англ. (совм. с М. В. Шиком) книги У. Джеймса "Многообразие религиозного опыта" (М., 1910), к-рую в дек. 1909 она преподнесла Л. Н. Толстому, посетив его в Ясной Поляне (см.: ЛН, т. 90, кн. 4, с. 129; см. также восп. М.-М. "В Ясной Поляне" -- РМ, 1911, No 1), и популярное краткое изложение мировоззрения и биографий ранних славянофилов "Славянофилы и их учение" (М., 1915).
В 1908 М.-М. сблизилась с Е. Г. Гуро и М. В. Матюшиным (ее письма к ним -- ЦГАЛИ, ф. 134, оп. 1, No 34). В 1900--10-х гг. была дружна с А. Л. Волынским, Л. Я. Гуревич, Г. И. Чулковым, Н. Н. Бромлей, Б. А. Диксом.
В 1921 в Москве в Книжной лавке писателей продавала свои рукоп. сб-ки стихов с собств. илл. "Осеннее", "Стихии Мира", "Братец Иванушка", позднее издавались только ее сб-ки стихов и рассказов для детей -- "День в деревне" (М., 1926), "Зима" (М., 1927), "Бабушкин пирожок", "Весна-красна", "Живой уголок" (все -- М., 1928) и др. В 1920--40-х гг. вела ежедн. записи дневниково-мемуарного характера "О преходящем и вечном". Последние годы жила у своей племянницы -- нар. артистки А. К. Тарасовой.
Лит.: Блок. Зал. кн. (ук.); Лит. архив, в. 5, М.--Л., 1960 (ук.); Лит. процесс и журналистика (2); Баранова-Шестова Н., Жизнь Л. Шестова, т. 1--2, Париж, 1983 (ук.); Рус. лит-ра и журналистика (2); Петровская (2, ук). * Витман А. М., Оськина Л. Г., Сов. детские писатели. Биобибл. словарь (1917--1957), М., 1961; Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана, М., 1989, с. 2%; Муратова (2, ух.); Тарасенков. Ново-Басманная, 19,1990, М., 1990 (библ. М. А. Осоргина, с. 118); Масанов.
Архивы: дневники, письма к Л. Н. Тарасовой (частное собр., Москва).
К. М. Поливанов, А. В. Васильев.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994