МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович [3(15).9.1804, хутор Тимковщина Золотоношского у. Полтавской губ. -- 10(22).11.1873, хутор Михайлова Гора того же уезда], укр. и рус. филолог, историк, фольклорист, поэт; ботаник. Отец принадлежал к старинному укр. казацкому роду; мать из семьи Тимковских, многие из к-рых были известны в науч. и лит. кругах (см.: Максимович М. А., Восп. о Тимковских. -- КС, 1898, No 11).
Начальную грамоту постиг в Благовещенском мон. г. Золотоноши, затем учился в Новгород-Северской г-зии (1812--19), где явно определился его интерес к ботанике (см.: Автобиография, с. 325). В 1819 году поступил на словесное отд. Моск. ун-та; с особым интересом слушал лекции А. Ф. Мерзлякова;спустя два года перешел на физико-математич. отд., решив избрать своей специальностью ботанику; первые публ. по специальности -- в 1821 в ж. "Новый магазин естеств. истории, физики, химии и сведений экономических"; по окончании (в 1823) оставлен для подготовки к проф. званию. В 1822 В. Ф. Тимковский ввел М. в дом Н. А. Полевого, где он стал своим, "домашним человеком" (Полевой. Мат-лы, с. 177). Расширению лит. связей способствовало членство в "Об-ве друзей" С. Е. Раина (см.: "Рус. библиофил", 1913, No 8, с. 28).
Первый самостоят. науч. труд -- "О системе растительного царства" ("Новый магазин естественной истории...", 1823, ч. 2, No 1); известность принес учебник для студентов "Главные основания зоология, или науки о животных" (кн. 1, М.,1824), а также ст. и рецензии (в т. ч. и лит.-критические) в ж. "Моск. телеграф". Автор хвалебной рец. на первые труды М. (СО, 1824, No 31), В. Ф. Одоевский, содействовал дальнейшему его сближению с кругом моек, литераторов (среди к-рых -- И. В. Киреевский и Д. В. Веневитинов). "Аксаковские субботы с Шаховским, Загоскиным, [А. И.] Писаревым, [М. А.] Дмитриевым, M. M. Карниолиным-]Пинским, А. Н.] Верстовским и наконец Надоумкою [Н. И. Надежд иным]; вечерние собрания у Елагиных с Киреевскими, [H. M.] Языковым, Каролиной Яниш [К. К. Павловой] и у Сухово-Кобылиных -- с Надежд иным, [Ф. Л.] Морошкиным, Раичем делаются средоточиями лит. движения, ареопагами печатных явлений..." -- вспоминает М. П. Погодин общие с М. (полувековым его другом) переживания молодости в письме к нему (от 28 авг. 1871). С 1826 начались тесные лит. контакты с А. С. Пушкиным, о к-ром М. оставил рассказы, записанные с его слов О. М. Бодянским и П. И. Бартеневым.
С 1826 преподает в ун-те, заведует ун-тским ботанич. садом и гербарием; с 1833 -- кафедрой ботаники. Прекрасный лектор, его дару слова удивлялся президент АН С. С. Уваров (Автобиография, с. 336; ср. также: Шульгин В., История ун-та Св. Владимира, СПб., 1860, с. 122). Событием в моск. науч. мире стала магистерская дис. М. "О системах растительного царства" (М., 1827; на защите в янв. 1827 присутствовал А. Мицкевич). Выводы дис. совершенствовались в учебной кн. "Систематика растений" (кн. 2, М., 1831). В дек. 1827 утвержден магистром, в том же году -- адъюнктом, в 1833 -- ординарным профессором.
Новаторство в природоведч. трудах М. признавали современники; они стали известны за границей. Развивая идеи натурфилософии Л. Окена, приложившего философию Ф. Шеллинга к естественной истории, М. отстаивал необходимость преодоления эмпирики и поиска системно-филос. принципа познания ("сгармонировать умозрение с опытностью"). По его мнению, философия не является самостоят, особой наукой, но "всякая наука должна быть философией" и специфич. содержание каждой науки покоится на едином общем принципе ("Письмо о философии. Е. П. Ю-ой [Юсуповой]" -- "Телескоп", 1833, No 12, с. 423--33). А. И. Герцен, слушавший ун-тские лекции М., ценил его систематику ("изящнейшее творение"), его "филос. направление и высокое понятие о науке" (Герцен, XXI, 7). Тонкий стилист и знаток рус. языка, М. способствовал развитию науч. языка, ввел новые рус. ботанич. понятия и термины: "особь", "полог", "под венечник", а также сложноцветные, губоцветные, ягели.
Лит. дебют М. состоялся в альм. М. П. Погодина "Урания... на 1826 г." (М., 1825) -- собств. стих. "К-не" ("При стихах А. С. Пушкина "К морю""), "Скороспелка. В альбоме М. Г. Г-н" (положено на муз. А. А. Алябьевым под назв. "Первоцвет"), "Песня" и публикация двух малорос. песен.
В 1827 в Москве увидели свет "Малороссийские песни" (кн. 1-- 4; тексты песен на укр. яз. в рус. транскрипции; предисл., прим.) -- первый фольклористич. труд М., ставший началом укр. фольклористики. Сборник дал сильный толчок развитию нац. самосознания на Украине, о чем свидетельствовали Бодянский, М. С. Шашкевич, П. А. Кулиш, Н. И. Костомаров, стимулировал интерес к Украине и ее культуре в России, заострил внимание на проблеме народности. Его высоко оценили О. М. Сомов, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко, Мицкевич; Пушкин говорил М., что "обкрадывал" его песни (Барсуков, XVIII, с. 131--32; см. также: Стешенко, с. 352). Продолжением первого выпуска явились "Украинские народные песни" (ч. 1, кн. 1--3, М., 1834) и "Сб. украинских песен" (ч. 1, К., 1849). Придя к собиранию и изучению фольклора под влиянием основополагающей для романтиков идеи "народности", М. рассматривал фольклор как путь проникновения в творч. субстанцию народа, способную обеспечить будущее нации, в т. ч. развитие "самобытной поэзии, к-рая зачалась на родимой почве, долго была заглушаема пересадками иностранными..." ("Малороссийские песни", с. I). Соединяя в одном лице натуралиста и гуманитария, М. скептически относился к применению принципов систематики при анализе "гармонического мира живой поэзии народа. Благоуханные, вечно свежие цветы ее прорастают сквозь цемент систематических сводов и дружно переплетаются между собою" (Укр. нар. песни", ч. I, с. V).
На рубеже 20--30-х гг. М. как критик тяготеет к пушкинскому кругу; он отходит от Полевого (см. его критику "Моск. телеграфа" в обзоре, открывавшем "Денницу" на 1831) и принимает участие в "Лит. газете" Пушкина -- Дельвига; ведет полемику с Ф. В. Булгариным (см.: Гиппиус Вас., Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830--1831 гг. -- Пушкин. Временник, в. 6, М.--Л., 1941). Самая заметная статья той поры "О поэме Пушкина "Полтава" в историческом отношении" ("Атеней", 1829, ч. 2, No 11), в к-рой М., споря с Надеждиным, отмечает историзм поэмы. Лит.-критич. (наряду с филол. и "естественными") статьи и рецензии появлялись также в ж. "Телескоп", газ. "Молва", "Журнале МНП". Одновременно он составляет и издает альм. "Денница" ([кн. 1--3], М., 1830, 1831, 1834), привлекая лучшие лит. силы Москвы и Петербурга: Пушкина, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, И. В. Киреевского (его обзор в 1-й книге стал событием в истории рус. лит-ры), H. M. Языкова, Ф. Н. Глинку, А. Ф. Вельтмана, А. С. Хомякова, Сомова, С. П. Шевырёва, Ф. И. Тютчева (см. работу В. В. Данилова: РА, 1908, кн. 2). М. открыл талант Н. С. Тепловой, покровительствуя ей и ее сестре-поэтессе С. Тепловой (об этом см.: PB, 1861, No 2, с. 917--18). Выделяя "Денницу" на 1830 среди "альманашного половодья", Пушкин особо отметил участие в ней (наряду с лучшими литераторами) и поэтов-женщин, как "приятную новость в нашей литературе" (ЛГ, 1830, No 8, с. 62). В нояб. 1833 М. избран действит. чл. ОЛРС.
Ист. взгляды М. формировались в русле славянофильских искании, хотя он, по словам Погодина, "тянул сперва к Западу" (КС, 1904, No 9, с. 73). Одной из главных в историко-филол. разысканиях М. стала идея ист. самобытности Руси, впервые заявленная в "Речи о русском просвещении": самобытность непременно должна стать уделом народа, к-рому "суждено Провидением жить плодоносною жизнью и оставить наследие грядущим поколениям... там нет жизни, где нет самобытного развития" (М., 1832, с. 8). С наибольшей очевидностью приверженность к ней предстала в споре М. (апеллировавшего к авторитету М. В. Ломоносова) с Погодиным как сторонником "норманистской теории" ("Антикритика. Письмо г. Максимовича к издателю". -- "Москв.", 1841, No 5), а также в оспаривании тезиса В. Ф. Домбровского о принадлежности вост.-слав, языков к южно-слав. группе, в ходе к-рого он высказал плодотворные идеи о самобытности каждого из вост.-слав, языков, их связи с церк.-слав. языком Киев, периода. Самобытность же самого рус. просвещения М. полагал в том, что оно непременно должно быть основано на "религиозно-нравств. образовании сердца и воли" ("Речь о рус. просвещении", с. 17).
В мае 1834 М. назначен профессором рус. словесности, а в октябре -- ректором Киев. ун-та. Не последнюю роль в переезде в Киев сыграла мать, записавшая в альбом М. (хранящий записи мн. современников): "Счастие свое найдешь не в столице, но на своей родине" (Пономарев, 1882, с. 159), а также настойчивое побуждение и содействие Гоголя (их близкое знакомство летом 1832 вскоре перешло в дружбу). После переезда "господствующей чертой во всем учено-лит. характере" М. стали "его малорусские стремления" (Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 3, СПб., 1891, с. 22).
Ценя широкие научно-лит. контакты и просветительскую деятельность, М. издал три выпуска альм. "Киевлянин" (1840, 1841, 1850), в к-рых наряду с собств. ист. и филол. исследованиями, поместил статьи историков Погодина, С. М. Соловьёва, Домбровского, худож. произведения укр. писателей Г. Ф. Квитки-Основьяненко, П. А. Кулиша, Е. П. Гребёнки и русских -- В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова, А. С. Хомякова (с к-рым был на "ты"), Ф. Н. Глинки, И. С. Аксакова, H. M. Языкова, К. К. Павловой, Е. П. Ростопчиной; пер. из Ф. Шиллера, В. Гюго и др. Содержание подготовленных М. двух сб-ков "Украинец" (кн. 1, М., 1859; [кн. 2], К., 1864) составили преим. его собств. научные статьи, ориг. и переводные худож. произв. В эти же годы сотрудничал в ж. "Москвитянин".
История Киева, Украины, ее словесности и фольклора в контексте общерус. культурно-ист. процессов составили гл. предмет занятий М., особенно после того, как в 1841 он вышел в отставку по состоянию здоровья (в частности, артрические боли и "чрезвычайное расслабление... левого глаза" при потере зрения правого еще в 1829). Нек-рое время служит редактором во Врем, комиссии для разбора древних актов. В 1845 поселился на своем хуторе Михайлова Гора, где и прожил до конца жизни, иногда выезжая в Киев или Москву. Раннее отстранение -- в 37 лет -- от научно-пед. деятельности и хуторское уединение объяснялись гл. обр. слабым здоровьем.
В 1849 М. вернулся на кафедру рус. словесности, но вскоре оставил ее по той же причине. Однако пребывая в нужде ("Богатство не мой удел", но и "бедность мне наскучила" -- см.: Памяти М. К., 1898, с. 87), М. неск. раз порывался к адм. деятельности по МНП (см., напр., его письма 1844 к Уварову и Д. М. Княжевичу -- КС, 1898, No 11, 285, 295); но каждый раз его что-то останавливало. Не последняя причина -- и свойства его характера. По словам биографа, "он был мягкою и уступчивою личностью и сердечно-благородной натурой... никакой заносчивости и гордости... всегда был полон готовности сделать что-либо хорошее; но вместе с тем и всегда был полон достоинства" (Стешенко, с. 371). В уединении на хуторе общительный по натуре М. вел особенно интенсивную и многоадресатную переписку. Эпистолярное наследие М. -- ценный ист., научный и худож. памятник (см. оценку его писем в кн.: И. С. Аксаков в его письмах, т. 3, М., 1892, с. 307). Среди его адресатов Жуковский, Шевченко, Гоголь, Квитка-Основьяненко, Вяземский, В. И. Даль, Кулиш, Аксаков, Погодин, Хомяков, Языков, С. П. Шевырёв, М. С. Щепкин, П. Шафарик, Ю. И. Венелин и др. отеч. и заруб, писатели и ученые. Но в большей части неопубликованное или разбросанное в отд. публикациях, эпистолярное наследие еще не изучено.
М. явился одним из первых историков литры Киевского периода и древней русской литры. Его "История древней русской словесности" (кн. 1, К., 1839) составила эпоху в развитии рус. филологии: здесь впервые установлен период до монголо-тат. нашествия, тесно связана история лит-ры с устными памятниками, др.-рус. лит-ра выделена как специальный предмет исследования (что предварило систе-матич. курс Шевырёва). Предметом особого филол. и худож. интереса М. на долгие годы стало "Слово о полку Игореве". Начав с отзыва на пер. "Слова" А. Ф. Вельтмана (см.: "Молва", 1833, No 23--24), он углубляет анализ памятника (""Песнь о полку Игореве". Ст. 1-- 3". -- ЖМНП, 1836, No 4, с. 1--22; No 6, с. 439-- 71; 1837, No 1, с. 29--58), интерпретируя "Слово" одновременно и как книжное ("письменное") произведение, и как нар.-поэтическое, отразившее век "изустной поэзии", и в частности указывая на связь его с устной нар. ист. поэзией Украины (тезис получит развитие в работах Ф. И. Буслаева). Одновременно переводит "Слово" на рус. язык (К., 1837), а позже на укр. (К., 1857); пер. высоко оценили деятели культуры России и Украины. Изучив лит. контекст "Слова" -- летописи Киев, периода, М. указал в дискуссии с Погодиным на присутствие в них укр. языкового элемента (см. два письма к М. П. Погодину "О нар. ист. поэзии в Древней Руси" -- "Москв.", 1845, No 3, 7--8). "М. был для Киев. Руси целым ученым историко-филол. учреждением и вместе с тем живым нар. человеком" (Драгоманов, с. 453).
Будучи пионером регионально-областнич. культурологии, М., однако, сознательно выходил за пределы изучения отдельного культурно-ист. гнезда, рассматривая, напр., историю Киева на фоне общерус. истории и истории Украины в разл. их периоды (нашествия Батыя, литовско-польского, освободит, войн и Богдана Хмельницкого, Гетманщины). Освещая драм, страницы укр. истории, отстаивал цельный характер и единство ист. судьбы Украины от эпохи Киевской Руси до 19 в., прибегая одновременно к ист. и филол. аргументации (см.: "Филологические письма к М. П. Погодину" -- РусБ, 1856, т. 1, 3; "О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево..." -- РусБ, 1857, т. 4).
Проявляя интерес к общественно-полит, проблемам, М. симпатизировал кирилломефодиевцам (членам Кирилло-Мефодиевского об-ва, 1845--47); по свидетельству Шевченко, они намечали ему редакторство ж-ла общества на рус. и укр. языках ("Кирило-Мефоднвське товариство", т. 2, Киïв, 1990, с. 328). "Через Языкова и с помощью Языкова, используя близкие связи поэта с Хомяковым, бр. Киреевскими и т. д., М. стремился в 40-е годы осуществить план тесного общественно-политич. сотрудничества и определенного идеологич. "блока" киевских украинофилов с московскими славянофилами на почве общих, слав. симпатий" (см.: Петров В. П., с. 133). С кон. 1857, временно проживая в Москве, М. заведовал ред. ж. "Рус. беседа", издаваемого А. И. Кошелевым и Т. И. Филипповым, а в 1858 состоял сотрудником газ. И. Аксакова "Парус", запрещенной на втором номере, публикуя в них ист. и критич. статьи (в т. ч. в "Парусе" -- "Разбор стих. H. M. Языкова"). В 1-й пол. 1860-х гг. неоднократно выступал как критик в аксаковской же газ. "День"; участвовал в укр. ж. "Основа", выходившем в Петербурге (1861-- 62). В 1858 горячими хлопотами М. при поддержке Хомякова и Погодина возобновилось ОЛРС и М. стал его секретарем (фактически до янв. 1859). [Перечень публ. М. вславянофильских изд. ("Моск. сб-ки", РусБ), а также в "Рус. вест." M. H. Каткова см. в ж-ле: РА, 1863, прил.]
В моск. период М. сочинял ориг. стихи на рус. яз., публикуя их преим. в альманахах: "Урания" (М., 1826), "Северная лира" (М., 1827), "Лира граций" (М., 1832), вероятно "Северные цветы на 1828 г." (СПб., 1827; подпись М.). После переезда на Украину наряду с русскими (напр., в "Одесском альм." на 1839: "К звезде", "Киевлянке. В альбом Н. П. С.....те","Весеннее чувство"), сочинял и украинские стихи, изредка публикуя их (см.: Неизд. малорусские стихотворения М. А. Максимовича" -- КС, 1898, No 11). М. отдал дань поэтич. переложению псалмов (см.: "Украинец", кн. 1, М., 1859). Ориг. стихотв. опыты М. "отзываются недостатком поэтич. вдохновения и деланностию" (Петров Н., с. 181), но отмечены искренним чувством любви к Украине: "Не покину,-- поки згину / Мою Украіну; / Як не буде в чим ходити -- / Я свиту надіну" ("свита" -- крест. сермяга; 1864, опубл.: КС, 1898, No 11, с. 44). Они близки фольк. традиции и отмечены влиянием поэзии Шевченко. Дружеские связи М. с Кобзарём художественно засвидетельствованы посвящением ему неск. стихотворений, а также написанными Шевченко (1859) портретами М. и его жены -- Марии Васильевны (брак заключён в 1853). (О встречах и переписке с Шевченко см.: Шевченковський словник, т. 1, К., 1976.)
Многолетняя дружба и творч. контакты установились у М. с Гоголем. Знаменательны воспоминания М. "Родина Гоголя" ("Москв.", 1854, No 1--2) и его статья о ранней гоголевской прозе "Оборона укр. повестей Гоголя против г. Кулиша" (газ. "День", 1861, No 3, 5, 7, 9; 1862, No 13), в к-рой оспаривается мнение Кулиша, будто укр. повести Гоголя "мало заключают в себе этногр. и ист. истины" ("Основа", 1861, No 4, с. 71). В ряду других мемуаров М. интересны исполненные признательности восп. о Надеждине, с к-рым в 1831 "сошелся в близкое, дружеское братство" ("Москв.", 1856, No 3, с. 226), и Дельвиге (см.: СЦ на 1832, М., 1980, с. 290-92; ЦГАЛИ, ф. 314, л. 17); осталась неопубл. его мемуарная "Краткая биография И. В. Киреевского" (1859--60; о ней см.: Артемьева, 1989, с. 132).
М. стал одним из ревностных популяризаторов науки, "поэтом науки" (И. Житецкий). Более десяти изданий выдержала "Книга Наума о великом Божьем мире" (М., 1833; восхищение В. Ф. Одоевского и Н. М. Языкова; 12-е изд., К., 1876), излагавшая "для нар. чтения" науч. сведения о строении Вселенной, Солнечной системы и Земли (в письме 1848 к В. Далю М. признается, что из своих произведений любит только "Наума" и "Размышления о природе" -- ИРЛИ, No 27347). Своеобразной нар. книгой стали "Краткий букварь для рус. народа" (М., 1859; 4-е изд., К., 1869) и "Дни и месяцы украинского селянина"(РусБ, 1856, т. 1, 3).
Несомненный ист.-лит. интерес сохраняют его замечания и суждения о творчестве П. П. Гулака-Артемовского, И. П. Котляревского, Квитки-Основьяненко, Шевченко, Марко Вовчок, зап.-укр. писателей, а также критико-библ. разыскания и мемуары, посвящ. совр. лит. процессу на Украине и его участникам.
К концу жизни стал почетным чл. 21 организации -- товариществ и науч. заведений; с 1871 -- чл.-к. Петерб. АН.
Др. произв.: "Богдан Хмельницкий. Поэма" (М., 1833), "Размышления о природе" (М., 1833; 2-е испр. и доп. изд., К., 1847), "Голоса укр. песен" (25 текстов и напевов, положенных на ноты А. А. Алябьевым; М., 1834, переизд.: М., 1961), "Откуда идет Рус. земля, по сказанию Несторовой повести и по др. старинным писаниям русским" (К., 1837; негативный отзыв; БдЧ, т. 23), "Начатки рус. филологии" (кн. 1, К., 184S), "Сказания о стародавних людях Киев, земли" ([в.] 1, К., 1865, 1873), "Письма о Киеве. От М. к Погодину от M." (M., 1869).
Изд.: Собр. соч., т. 1--3, К., 1876--80 (т. 1 -- ист. труды; т. 2, 1877 -- отдел историко-топографич., археологич. и этнографический; т. 3 -- языкознание, история словесности); Автобиография. -- КС, 1904, No 9; Розалии [Стихи]. -- "Сев. лира на 1827", М., 1984 (биогр. справка). Переписка. Письма М.: М. П. Погодину -- РусБ, 1857, т. 2; О. М. Бодянскому -- ЧОИДР, СПб., 1887, кн. 1; С. П. Шевыреву -- КС, 1896, т. 54, вересень; Скорбная страничка из жизни М. (По его черновым письмам к разным лицам).-- КС, 1898, No 10--12; Письма М. П. Погодина, С. П. Шевырева, М. А. Максимовича к кн. П. А. Вяземскому. 1825--1874 гг., СПб., 1901; Переписка М. с П. Г. Лебединцевым.-- КС. 1904, No 9--12; Петров В. П., Листування M. та M. M. Язикова (1829--46). -- В сб.: Литература, К., 1928. Письма к М.: Письма Н. В. Гоголя к М., СПб., 1877; П. А. Вяземского к M. -- Сб. ОРЯС, 1880, No 5; Письма M. П. Погодина к М., СПб., 1882; В. И. Даля -- РФВ, 1907, No 4; В. Л. Пушкина, В. А. Жуковского, Вяземского, Ф. Н. Глинки, А. Н. Майкова -- РФВ, 1908, No 3; А. С. Хомякова, И. С. Аксакова -- РА, 1908, кн. 1; Н. П. Барсукова -- РА, 1908, кн. 2; О. M. Сомова -- РА, 1908, кн. 3; В. А. Каразина, Д. Н. Блудова и С. С. Уварова -- РА, 1909, кн. 1, Н. А. Маркевича -- "Летопись Екатеринослав. ученой архивной комиссии", в. 7, 1911; И. Н. Вагилевича -- РФВ, 1912, No 4; Я. П. Полонского -- Літературний архів, кн. 3--4, К., 1930.
Лит.:Белинский (ук.); Аксаков (ук.); Барсуков (ук.); Чернышевский (ук.); Добролюбов (ук.); Полевой (ук.); Пономарев С. И, М. А. Максимович, СПб., 1872 (с. I--XX -- библ. соч.); его же, Альбом М.-- КС, 1882, No 1; Драгоманов M., M. А. Максимович. Его лит. и обществ, значение. -- BE, 1874, No 3; Петров Н. И., Очерки истории укр. лит-ры XIX столетия, К., 1884 (ук.); Иконников В. С, Опыт рус. историографии, т. I, кн. 1--2, К., 1891--92; Колюпанов Н. П., Биография А. И. Кошелева, т. I, кн. 2, M.. с. 143--49; Стешенко И., М. А. Максимович. -- КС, 1904, No 9; Памяти M. -- КС, 1898, No И; Памяти M., К., [1905]; Грушевский М., Максимович, СПб., 1906; Данилов В., М. и отец Макарий Оптинский. -- РА, 1910, кн. 3; Mанн Ю. В., Ист. направление лит.-ведч. мысли. -- В кн.: Возникновение рус. науки о лит-ре, M., 1975; Заславский И. Я., Пушкин и Украина, К., 1982, с. 54--65; Кедайтене Е. И., М. А. Максимович. -- РР, 1984, No 5; Марков П. Г., Обществ.-полит. и ист. взгляды М., К., 1986; Корпанюк Н. П., M. -- исследователь древней укр. лит-ры, К., 1988 (Автореф. дис); Артемьева С. В., M. -- критик, К., 1988 (Автореф. дис); ее же, Ученый-энциклопедист, видный просветитель. -- "Радуга", 1989, No 5; Вацуро В. Э., Жизнь и поэзия Н. Тепловой. -- В кн.: Памятники культуры. 1989, M., 1990. Житецький I., Життя M. -- "Украіна", 1927, кн. 6; Данилiв В. В., До історіï "Малороссийских песен" М. -- "Украіна", 1928, кн. 4; его же, M. на Киівскій кафедрі. -- Там же, 1929, кн. 34; его же; Другий збірник украінських пісень М. в 1834 року. -- Там же, 1929, кн. 37; Федченко П. М., Журнально-видавнича діятельність M. -- В его кн.: Матеріали з історіï украінськоі журналістики, в. 1, К., 1959 (включает 2 ст. M. на рус. яз.); его же, М.--літ. критик. -- В его кн.: Літературна критика на Украіні першрі пол. XIX сторіччя, К., 1982; Марченко M. I., Украінська исторюграфія, К., 1959; Острянин Д., Світогляд M., К., 1960; Попов П. М., Перший збірник украінських народних пісень.-- В кн.: Украінькі пісні, видат M., К., 1962; Марков П. Г., М. -- видатный історик XIX сторіччя, К., 1973; Жаркевич H. M., З історіï російсько-украінських літературних взаемозв'язків (Ф. M. Глинка та M. О. Максимович). -- "Радяньське літературознавство", 1977, No 9; Паламарчук П. Г., "Песня -- дар небес великий" (M. А. Максимович).-- В его кн.: Козацкие могилы..., M., 1990; ЛН, т. 16--18, с. 590, 593 и далее; т. 19--21, с. 142, 313, 360 и далее; т. 57; 58; 63; 79. * Сл. профессоров Моск. ун-та, ч. 2; Биогр. словарь проф. и преподавателей имп. ун-та Св. Владимира. Сост. В. С. Иконниковым, К., 1884, Панченко Н. Т., Список печатных науч. трудов В. В. Данилова (1904--59), Л., 1960 (в т. ч. мн. публикаций писем M. с комм. и статьей о работе М. над "Словом о полку Игореве"); Брокгауз; Венгеров. Источ. (обширная библ.), Межов; Сл. ОЛРС; УРЕ; КЛЭ (ук.); СДР; ИДРДВ; Черей ский; Смирнов-Сокольский; Украіньскі письменники: Біобібліографічний словник, т. 2, К., 1963; Булахов М. Г., Вост.-слав. языковеды, Минск, 1976; его же, "Слово о полку Игореве" в лит-ре, иск-ве, науке, Минск, 1989; Муратова (1, ук.); Иванов; Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 311, и путевод.; ЦНБ АН Украины, XXXI; ф. I, д. 503; ф. II. д. 3894; ф. III, д. 558--90; ГБЛ, ф. 231 (Погодина), III; ф. 213 (Оптиной пустыни), к. 82, No 23--24 (письма к Макарию Оптинскому); ИРЛИ, ф. 123, оп. 3, No 116; в разл. фондах письма М. к И. С. Аксакову, П. А. Плетневу, М. Н. Лонгинову, В. И. Далю и др., а также 17 писем к Н. М. Языкову (No 1485); ГПБ, ф. 539. оп. 2, No 729; ЦГИА, ф. 733, оп. 69, д. 166; ф. 772, оп 1,д. 1954; ЛОААН, ф. 2, оп. 1, д. 1; ф. 157, оп. 2, д. 164 [справки П. М. Федченко: по 1-му, 2-му, 4-му архивам частично, остальные целиком]; ЦГИАМ, ф. 418, оп. 125, д. 5, оп. 130, д. 47, оп. 34, д. 223 [сведения о преподавании в Моск. ун-те и переводе в Киев, ун-т; ф. 31, оп. 5, д. 154 о запрещении рукописи "Сказание о Колиивщине" (от 12 янв., 1840) -- содержала описание "неистовых действий религ. вражды по поводу Унии"] [справка В. В. Александровой].
П. В. Михед.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994