МАКЛАКОВА Лидия Филипповна [псевд. Л. Нелидова; 21.7(2.8).1851, Харьков -- 1936, Ленинград], прозаик, очеркист. Из семьи обществ, деятеля и педагога Фил. Ник. Королёва (1821--94). Окончила 2-ю моск. жен. г-зию, директором к-рой с 1864 по 1869 был ее отец, к тому времени известный физик и математик. В 1869 вышла замуж за доцента Моск. технич. уч-ща А. А. Ламовского, самоубийство к-рого (по причине психич. неуравновешенности) не могло не отразиться на ее физич. и моральном состоянии; родители помогли ей уехать в Швейцарию, где больше года она прожила в семье Л. И. Мечникова (подробнее в ее восп. "Л. И. Мечников и мое знакомство с ним" -- ЦГАЛИ, ф. 331).
Вернувшись в Россию, М. опубл. свою первую пов. для детей "Девочка Лида" (М., 1875; псевд. Л. Короливна; 3-е изд., М., 1910; рец.: МБ, 1885, No 11), для к-рой характерны кропотливый анализ переживаний девочки-подростка, кризисных состояний души, сочный, живой язык, сострадание к униженному и "вопросы без ответов".
В 1875 М. познакомилась в Петровском-Разумовском (отсюда один из ее псевд. Петровская-Разумовская) с В. А. Слепцовым. Дружба и покровительство известного литератора переросли в глубокое чувство. В 1876 М. после смерти матери уехала в Москву, а оттуда тайком в Киев и стала гражд. женой Слепцова, что привело к разрыву с отцом, не одобрявшим ее поступка (см. его письмо к М. от 15 февр. 1876 -- ЦГАЛИ, ф. 331).
С этого времени М. сопровождала Слепцова во всех скитаниях, искала ему и себе работу, ухаживала за смертельно больным писателем, к-рый умер у нее на руках в 1878. Личность и творчество Слепцова оказали огромное влияние на взгляды и лит. пристрастия М.; сразу после его смерти она задумала биографии, роман о нем "На малой земле" (закончен в 1930-е гг.), материалом для к-рого послужили рукописи незавершенных произв. Слепцова, письма его к матери, к его близкой знакомой В. 3. Ворониной, к самой М. (подробнее см.: Евстигнеева). Слепцов считал, что у М. сильный и оригинальный талант, и всячески поддерживал и развивал его: "Я верю в тебя, в ту силу, к-рую вложила в тебя сама природа и к-рую жизнь и люди всеми зависящими от них мерами всячески стараются ослабить" (из письма 1875 -- ЛН, т. 71, с. 489).
Слепцов познакомил с пов. "Девочка Лида" Н. А. Некрасова, к-рый пригласил М. в 1875 сотрудничать в "Отеч. зап." (см. ее восп. -- РБ, 1894, No 12). Рассказ М. "Полоса"(ВЕ, 1879, No 10) несет следы правки Слепцова. Это очерк, в традициях демократич. лит-ры 60--70-х гг. рисующий нравы и образ мыслей студентов Духовной академии: их споры о воспитании народа, удушливая атмосфера домашнего быта главного героя, пережитый им душевный кризис. Положительно оценив рассказ и отметив в нем неженскую руку, И. С. Тургенев пожелал познакомиться с начинающей писательницей. Тургенев отметил ее ранние произв., в т. ч. в жанре психологич. очерка ("Воробьиные ночи" -- ВЕ, 1881, No 5--7; "Неожиданный рассказ"-- ВЕ, 1882, No 4): "Пишите горячо, просто, страстно и серьезно... все остальное приложится вам" ("Памяти И. С. Тургенева" -- ВЕ, 1909, No 9, с. 233). Осенью 1879 Тургенев, оказавшись больным в чужом для него Петербурге, привязался к своей молодой "сиделке", с к-рой познакомился на "пятнице" у Я. П. Полонского. С этого времени начинается их переписка.
В 1880--90-е гг. М. печаталась в "Вест. Европы", "Рус. мысли", "Совр. мире", "Рус. богатстве", ее фельетоны и статьи появлялись в газетах "Рус. вед.", "Голос", "Моск. телеграф", "Голос Москвы" и др. Одно из лучших ее произв. -- пов. "Решение" ("Артист", 1894, No 33--40) -- о судьбе девушки-дворянки, сироты, вынужденной изматывающим переводческим трудом зарабатывать на жизнь: конфликт между идеальными устремлениями героини и пошлостью жизни, характерный для народнич. настроений 8(V--90-х гг., приводит ее к самоубийству. Атмосфера повести с легко узнаваемыми типами (журналиста-дельца, демократки 60-х гг., старой барыни и т. д.), тонким психологич. анализом состояний героини характерна для эпохи "конца века". В рассказе "Под Ивана Постного" (ВЕ, 1892, No 7) -- об изломанных, страшных судьбах рус. крестьянок под "властью тьмы" -- М., апеллируя к взглядам позднего Л. Н. Толстого, в сказовой манере изображает "порченых" женщин, задавая "очень русский" вопрос "где же свет?" -- и не находя ответа. В рассказе для детей "Радость" (МБ, 1892, No 3; одноим. сб-к рассказов -- М., 1905) на первом плане поучительность, пафос милосердия, идеалы народничества, унаследованные от отца.
В 1892--93 М. -- в одном из к-тов помощи голодающим. Опубл. в "Вест. Европы" публицистическо-худож. цикл "Поездки на Волгу в прошлом году" (1893, No 3), написанный на большом фактич. материале, живо, по-женски сострадательно.
В 1885 вышла замуж за А. Н. Маклакова, проф.-офтальмолога, гл. врача глазной клиники Моск. ун-та. С 1883 М. -- д. чл. ОЛРС. На лит. вечерах у М. бывали В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Веселовские, М. Горький, С. А. Муромцев.
После смерти мужа М. жила в подмоск. имении с Ворониной, занималась хозяйством. В 1903 А. П. Чехов гостил у нее и ее пасынка, Вас. Ал. Маклакова, близ Воскресенска. Опубл. очерки "Современная помещица Коробочка и ее хозяйство" (МБ, 1901, No 1--3), рисующие быт обычной деревни и "совершенное незнание" помещиками "всего того" из жизни села и ведения хозяйства, "что знать нужно".
После Революции 1905--07 взгляды М. на рус. деревню и на судьбу рус. народа в целом начинают меняться (см. ее очерки о деревне в "Моск. еженедельнике", 1907, No 13, 50--52). В ст. "О живых и убиенных" ("Голос Москвы", 1907, 18 апр.) по поводу выставки картин М. В. Нестерова она видит в художнике пророка, проникшего в самую суть души России; М. утверждает, что народу чужда кровавая революционность, призывает к отрезвлению и возврату к истинно народным началам православия: "...переворот в России, раз он неизбежен, пусть он произойдет на основании этих начал", "сильные духом люди" знают, что "не все дозволено, что цель не оправдывает средств".
М. принадлежат также восп. "А. И. Эртель в его письмах" (РМ, 1909, No 1), об И. А. Гончарове и Тургеневе (ЛН, т. 87), Г. А. Лопатине (ГМ, 1923, No 3), актрисе П. А. Стрепетовой (РМ, 1903, No 12).
В 1914 М. переехала в Москву, принимала участие (вместе с А. В. Погожевой) в "устройстве общеобразовательных и народных развлечений", состояла чл. Моск. жен. клуба, была сестрой милосердия в лазарете для психически больных инвалидов в учрежденной при ее содействии Никольской общине.
После Окт. революции работала в Наркомпросе с Н. К. Крупской, была чл. Моск. отд. Всерос. союза писателей. Делала попытки напечатать в 20-е гг. восп. о современниках, в 30-е -- роман о Слепцове, закончившиеся неудачей. Работала над автобиогр. ром. "Повесть моей жизни" (местонахождение рукописи неизвестно). В кон. 20-х -- в 30-е гг. жила в доме для престарелых ученых -- сначала в Москве, затем в Ленинграде.
Лит.: Тургенев. Письма (ук.); Переписка А. П. Чехова, т. 1, М., 1984, с. 390; Чуковский К. И., Жизнь и работа Слепцова. -- ЛН, т. 3; его же, Люди и книги, 2-е изд., М., 1960, с. 163, 194; его же, Из дневника (1930--31). -- "Нева", 1922, No 3, с. 269--71; Евстигнеева Л. А., Роман Л. Ф. Нелидовой "На малой земле" как источник для биографии Слепцова.-- ЛН, т. 71 (там же биографич. очерк М. о Слепцове); ЛН, т. 51--52, с. 498; т. 87 (ук.). * Брокгауз; Венгеров. Источ.; Сл. ОЛРС; РВед. Сб.; Гранат; Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 331; ф. 479, оп. 1, No 5, 16 (письма Слепцову); ГПБ, ф. 124, No 3026 (письмо М. к Г. А. Лопатину), ф. 709, оп. 1, No 74 (отзыв К. И. Чуковского о восп. М.).
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994