МАККАВЕЙСКИЙ Владимир Николаевич [1893, по др. сведениям -- 1891, Киев -- 1920, там же (?)], поэт, переводчик. Сын священника, впоследствии проф. Киевской духовной акад. Дебютировал в 1914 в Киеве сб-ком переводов из Р. М. Рильке "Жизнь Марии", оставшимся не замеченным критикой, и оригинальными стихами в альм. "Аргонавты" (кн. 1--2). Был близок к молодым киевским поэтам, сочетавшим традиции символизма, франц. парнасцев и футуризма (Б. К. Лившиц, Ю. К. Терапиано). В 1914 при посылке своей книги переводов сообщал Вяч. И. Иванову о подготовке к печати книги стих., но жаловался, что его "оригинальные стихи -- скорее ввиду их относительной самостоятельности, чем в силу недостатков, не могут рассчитывать на приют в каком бы то ни было из существующих журналов" (15 мая 1914 -- ГБЛ, ф. 109, к. 29, No 51, л. 1). В годы 1-й мировой войны -- в воен. артиллерийском уч-ще, позднее принимал участие в обороне Киева от петлюровцев. В 1918 выпустил в Киеве единств, сб-к ориг. стих. "СтилосАлександрии"(худож. оформление автора), прошедший по обстоятельствам времени почти незамеченным. В 1919 вместе с братом Николаем и несколькими киевскими поэтами издал сб. "Гермес". Нек-рые произв. М., объявленные к печати, -- "псевдотрагедия" "Пьеро убийца", "Antibarbarus. Книга врожденных заголовков" -- не были опубл. (текст не обнаружен). Обилие акростихов и посвящений свидетельствовало о широте и открытости жизненных общений М. Обстоятельства и точная дата гибели М. неизвестны; вероятно, это произошло при очередной смене властей в Киеве.
Оригинальные стихи М. в наиб, степени ориентированы на традиции парнасцев и акмеистов (В. Я. Брюсов в 1922 отнес его к "неоакмеистам"). Для них характерны нерусский колорит, обилие экзотических имен, слов и названий, неожиданные рифмы; в сонетах -- отступления от канонов формы -- "сытый надоел сонет / в оковах чопорных симметрии" (из стих. "Ямбы"). Поэзия обращена к "посвященным", способным разобраться в сложной семантике неологизмов и культурно-ист. ассоциаций (по свидетельству Терапиано, М. хотел издать неск. томов комментариев к "Стилосу Александрии"). В последние годы тяга к усложненности, герметизму еще усилилась, о чем свидетельствует неопубл. поэма "Пандемониум Иеронима Нуля" (1918; собр. А. Е. Парниса, Москва). Осн. часть архива М., по-видимому, не сохранилась.
Лит.: Брюсов (2), с. 589; Терапиано Ю., Встречи, Н.-И., 1953, с. 10--15; Лившиц Б., Полутораглазый стрелец, Л., 1989, с. 568, 702 (прим. П. М. Нерлера, А. Е. Парниса и Е. Ф. Ковтуна); Мандельштам Н. Я., Вторая книга, М., 1990 (ук.); ЛН, т. 92, кн. 4, с. 550.
Ю. И. Глебов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994