Макиавелли Никколо
Никколо Макиавелли: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Макиавелли Никколо
(1469-1527)

   -- знаменитый политический писатель. Происходил из древней патрицианской флорентийской семьи. Отец его занимался юридической практикой, мать была образованная женщина, обладавшая поэтическим талантом. Семья с трудом перебивалась, но тем не менее мальчику было дано тщательное образование. В 1498 г. М. получил место секретаря синьории, а затем должность государственного секретаря республики, которую занимал четырнадцать лет сряду. В это время он несколько раз ездил послом к дворам императорскому, папскому и французскому и проявил много ловкости, проницательности и знания людей и обстоятельств. Все исполненные М. поручения описаны им подробно в его книге о Легатствах, где он яркими красками рисует политическое и экономическое положение посещенных им стран. Когда Медичи возвратились во Флоренцию, М. лишился должности и был выслан в его имение Сан-Кашиано с запрещением выезжать оттуда. Здесь, среди покоя деревенской жизни, развертываются во всем блеске выдающиеся способности М. Рядом с стихотворениями, весьма талантливо написанными комедиями и сатирами, в которых он беспощадно осмеивает лицемерие всякого рода, он пишет целый ряд произведений, обессмертивших его имя: "In Principe", "Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio", "Delle storie Florentine", "Arte della Guerra". Но жизнь в деревне его тяготит; он томится вдали от общественной деятельности и умоляет друзей помочь ему выбраться из ссылки. Наконец, благодаря хлопотам друзей и интересу, возбужденному книгой "Государь", М. получает разрешение вернуться во Флоренцию (1519) и опять приобретает вновь большое влияние; но вскоре вследствие заговора, в котором принимали участие некоторые друзья М., его отрешают от должности и с тех пор он больше не играет политической роли. Когда Папа Климент VII опять призывает его, народ относится к нему враждебно, так как не может простить ему его переход на сторону Медичи. Смерть М. некоторые приписывали отравлению. В М. соединялась замечательная проницательность с большим знанием людей и большой ученостью. Выразительность и красота его слога, образность и точность выражений доставили ему славу первого прозаика, Тацита новой Италии. Он первый положил начало науке о политике, которая является у него результатом богатого опыта и тщательного изучении классического мира. М., по его собственным словам, политик по призванию. Вмешиваться в людские дела с целью действовать на них с помощью точного знания их вкусов, желаний и наклонностей, господствовать над людьми благодаря уменью отгадывать сокровенные движения человеческой души -- вот страсть, всецело поглощавшая его. Она отразилась и в его произведениях. Даже там, где ему представляется полная возможность разрабатывать экономические вопросы, напр. в "Истории Флоренции", он по возможности обходит их молчанием, сосредоточивая все внимание на исследовании борьбы между партиями; но то немногое, что он говорит об экономических делах, носит на себе следы глубокой мысли. В "Discor s i sopra la prima decade di Tito Livio" M. описывает строй старого римского государства с точки зрения строгого республиканца, искреннего приверженца демократии; он проводит мысль, что народ лучше, чем управляющий им князь, и что, избирая союзников, следует всегда больше доверять народу, чем князю. В "Arte delle guerra" он порицает обычай содержать наемников и советует иметь постоянные войска из милиции; при этом он указывает на преимущества, представляемые пехотой сравнительно с кавалерией, которая до XVI в. решала судьбы сражений. Самым выдающимся произведением М., доставившим ему всемирную известность, является "Il Principe". В этой книге М. как бы переселяется в древний мир, порывая всякую связь с средними веками, с церковной политикой, с религией и нравственностью; он рассматривает государство только с точки зрения его процветания и благополучия, вовсе не задаваясь целью описать идеальную форму государственного строя. Он изображает государя, подобного Цезарю Борджиа, который, попирая на каждом шагу правила нравственности, утверждает в порабощенном государстве свою единоличную власть. Все, что служит целям политики, признается хорошим, все, что противодействует им, -- дурным. Для достижения намеченных целей правительство может смело прибегать ко лжи, обману, вероломству, жестокостям, измене. Религия рассматривается только как орудие; церковь должна быть безусловно подчинена государству. Заботиться о том, чтобы обеспечить себе любовь, преданность и верность подданных, совершенно излишне для правителя. Население обязано лишь бояться своего правителя, слепо повиноваться ему, вести себя смирно, доставлять нужные деньги и нужных солдат. Счастлив ли при этом народ или нет -- безразлично. Государь должен обращать преимущественное внимание на развитие военной силы своего государства и на дипломатическое искусство как охрану против внешних и внутренних опасностей. Много было самых разнообразных суждений как об этой книге, так и вообще о всех произведениях и деятельности М. Одни изображали М. творцом и типичным представителем возмутительной политической школы, основанной на убийстве, клятвопреступлении, измене, терроре и стремившейся лишь к порабощению народов и утверждению всемогущества государей. Эти писатели уверяли, что М. действительно верил в то, что говорил, и написал свою книгу "О Государе" с целью войти в милость к Медичи. Другие, напротив того, видели в нем скрытого приверженца свободы, который под видом советов деспотизму обнаруживает его беззакония, открывает его тайны, делает его ненавистным и бессильным. М., пишет Дидро, "как будто говорит в своем произведении: читайте хорошенько мою книгу; если вы получите государя, то он будет именно таким, каким я его описываю: берегитесь". По словам Руссо, "делая вид, что он дает уроки государям, М. на самом деле преподносит великие уроки народам". Третьи, основывая свое мнение на отзыве современников, считавших М. безусловно честным человеком и страстным патриотом, думали, что М. желал прежде всего освободить свою родину от варваров и учил Медичи, как следует поступать, чтобы вернуть Италии прежнее величие и избавить ее от чужеземного ига (Гердер, Ранке). Четвертые, между прочим, Прудон, находят, что теории М. надо судить с точки зрения нравов и взглядов XVI в., когда право сильного царило безраздельно. М. излагает только господствующую политику, но вовсе не является ее изобретателем: он выражает в холодных и жестоких аксиомах государственную мудрость своего века, относясь с глубоким равнодушием к справедливости и несправедливости и заботясь лишь об одном -- о достижении намеченной цели, об успехе. Разделяя по примеру Аристотеля все формы правления на три группы -- монархию, аристократию и демократию -- он одинаково индифферентно относится ко всем трем, потому что цель каждого правительства, по его мнению, заключается в поддержании беззаконий, связанных с сохранением существующего общественного строя. Всем правительствам М. подает поэтому аналогичные советы: государь должен беспощадно истреблять всех врагов, аристократия должна избивать всех представителей свергнутых династий, а демократия -- всех аристократов. Такого рода насильственные действия могут вызвать реакцию в населении, но это для М. безразлично, потому что то новое, которое должно явиться на смену старому, будет столь же плохо. Сикст V, Карл V, Екатерина Медичи и Генрих III не расставались с книгой М., Мурад IV и Мустафа IV велели перевести ее на турецкий язык, а Фридрих Вел., который сам в своей политической деятельности проводил на практике теории М., написал против него опровержение под именем "Antimachiavel". Как бы то ни было, имя М. обратилось в нарицательное для указания беспринципного политика, деятельность которого характеризуется хитростью, лицемерием и недобросовестностью, а макиавеллизмом называют политику, отличающуюся полным отсутствием честности и справедливости и преследующую исключительно успех.

Литература.

   Сочинения М. в первый раз в полном виде изданы были в Женеве 1550 г. Лучшим изданием считается издание 1813 г. (Флоренция, Piatti). Новейшие издания -- 1857 и 1873 г. Литературу о М. см. в "Dictionnaire" Бейля и у R. Mohl'я, "Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften" (1858). Исследования о M.: Nitti, "M. nella vita i nelle dottrine" (Неаполь, 1876); Nourrisson, "Machiavel" (П., 1875); P. Villari, "Machiavelli e i suoi tempi" (Флор., 1877 и сл.); G ervinus, в "S Д mmtliche Werke" (т. I, 1833); Knies, "M. als volkswirthschaftlicher Schriftsteller" ("Zeitsch. f. die g. Staatswissenschaften", т. VIII, Тюб. 1852); Mundt, "M. und der Gang der europ. Politik" (1851); Zimmermann, "M. in seiner hist. Bedeutung fЭr Italien" (1856); Twesten, "M." (1878); Giambelei, "M." (1869); Gaspary, "Die neuesten Kritiker des M." (1871); Tommasini, "La vita e gli scritti di N. M." (1883); Hartwig, "N. M." (1883); Ellinger, "Die antiken Quellen der Staatslehre M." ("Zeitsch. fur die ges. Staatswissensch.", т. XLIV, Тюбинг., 1888).

И. Л-ий.

   Переводы: H. Курочкина ("Государь и рассуждения на первые 3 декады Ливия", СПб., 1869) и Фед. Затлера ("Монарх", СПб., 1869). О М. см. на русск. яз. "Соч." Маколея т. I; Ю. Жуковский, "Материалы для общественной науки" (СПб., 1866), П. Дельтуф, "Жизнь и творения М." ("Записки для чтения", 1867, NN 8-9); А. С. Алексеев, "М. как полит. мыслитель" (М. 1880); кн. Е. Трубецкой, "Политическое миросозерцание эпохи Возрождения".
  
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  

II.

   МАКЬЯВЕЛЛИ Никколо [Niccolo Bernardo Machiavelli, 1469--1527] -- итальянский политический деятель и писатель эпохи Возрождения, автор трудов, в которых дано одно из первых теоретических обоснований абсолютизма, т. е. последнего этапа в развитии феодально-крепостнического общества, когда организованные в государство помещики вынуждены были шаг за шагом приспособляться к условиям развивающегося капиталистического хозяйства. Будучи секретарем флорентийской республики и выполняя в этой должности ряд дипломатических поручений, М. до тонкостей изучил механику дипломатической интриги, приобрел большой практический опыт в этой области и в результате систематизировал его в своих произведениях: "Рассуждения о первых десяти главах Тита Ливия" (Discorsi sopra la prima decorte di Tito Liwio, 1514--1516) и "Правитель" (Il principe, 1513). Нарисованный М. идеальный образ правителя отражает существенные черты эпохи так наз. первоначального накопления. Сильный человек, умеющий благодаря хитрости и насилию подчинить себе массу и руководить ею, человек, задающийся конкретными целями и использующий все средства для достижения этих целей, решительный и смелый во всем -- таков этот идеал самодержавного государя. Однако своеобразие политической позиции М. в том, что он свою концепцию строит с точки зрения интересов буржуазии городов, откуда и двойственность политических воззрений М.: высказываясь за монархию, поскольку речь идет о стране в целом, он защищает республиканский принцип в отношении отдельного города (напр. Флоренции); настаивая на расширении прерогатив центральной власти, он озабочен также вопросом о сохранении местных городских "вольностей". Так например, М. рекомендует своему "Il principe", уже захватившему новые провинции, всячески считаться с их привычными порядками и установлениями. Потерявшая к началу XVI в. свою гегемонию на рынках итальянская торгово-денежная буржуазия начинает нуждаться в твердой власти, к-рая, не посягая на ее права, вывела бы страну из экономического кризиса, бесконечных междоусобий и постоянных вторжений иноземцев. К тому же растущая опасность со стороны движения социальных низов в Италии (напр. Савонаролла), перерастающего в плебейско-крестьянскую войну, решительно толкает буржуа-патриция на союз с феодальным бароном, также имеющим все основания опасаться названного движения. Все это и определяет общественный смысл того компромисса между помещичьим абсолютизмом и итальянской буржуазией, теоретиком которого явился М. Наряду с упомянутыми произведениями М. написаны: "История Флоренции" (Istorie Florentine, 1521--1527), в которой он излагает свои взгляды на сущность исторического процесса, книга "О военном искусстве" (Arte della guerra), ряд комедий, роман-биография, фантастические новеллы ("Belfegor"), причем для каждого из этих жанров он выработал особый стиль: сильный, гибкий, необыкновенно выразительный.
   Высшего художественного мастерства М. достигает в своих комедиях; одна из них "Мандрагора" (Mandragora) -- лучшее, что дала итальянская драматургия Ренессанса. Сухая деловитость, отличающая политические и исторические сочинения М., характерна и для этой комедии, центр тяжести к-рой лежит в сфере чистого практического интереса. Движущей силой действия является хорошо продуманный и взвешенный расчет. В силу этого и самое действие развертывается как математическая задача, решение которой заранее предопределено введенными в строй величинами. Разница между персонажами не столько в силе сопротивления, сколько в целесообразности задуманного действия. Даром никто ничего не делает: мотивом поступков является немедленная компенсация. В "Мандрагоре" -- этой первой реалистической итальянской комедии -- нет социальной сатиры; автор не знает лучших и худших. Лучше тот, кто умнее рассчитал свои шансы на успех; хуже тот, кто оказался в проигрыше.

Библиография:

   I. Военное искусство, перев. М. И. Богдановича, СПБ, 1839; Государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия, перев., под ред. Н. Курочкина, СПБ, 1869; Монарх, перев. Фед. Затлера, СПБ, 1869; Общедоступная философия в изложении Аркадия Пресса, вып. III. Макиавелли. Государь. Рассуждения о Тите Ливии, СПБ, 1900; Князь, перев. С. М. Роговина, Москва, 1910. Перев. "Мандрагоры": А. Н. Островского (напеч. в 1923) и А. Амфитеатрова (1914), в изд. "Петрополис", Берлин, 1924 (под ред. Д. Петрова и Я. Блоха); Opere, 10 vv., 1804--1805; Opere, 8 vv., 1813; De commedie, pref. di F. Perfetti, 1863; Tutte le opere storiche e letterarie, a cura di G. Mazzoni e M. Casella, Firenze, Barbera, 1928.
   II. Чичерин Б., История политических учений, ч. 1, изд. 2-е, М., 1903; Виллари Пасквале, Николо Макиавелли и его время, том I, СПБ, 1914; Марксистская оценка политических взглядов Макьявелли дана в "Энциклопедии государства и права", т. II, Москва, 1926, Janni E., Machiavelli, 1927; Prezzolini G., Vita di N. Machiavelli florentino, 1927; De Sanctis F., Storia della letteratura italiana, II v., s. a.
  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 727--729.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7271.htm
  

III.

   МАКИАВЕ?ЛЛИ (Machiavelli), Никколо (3.V.1469, Флоренция, -- 22.VI.1527, там же) -- итал. писатель, историк, политич. деятель эпохи Возрождения. С 1498, после изгнания Медичи, -- секретарь Совета десяти Флорентийской республики, от имени к-рой выполнял разные дипломатич. поручения. С 1512, после возвращения к власти Медичи, был сослан в свое имение Сан-Кашано, где много писал. В 1517 М. стал душой кружка "Сады Ручеллаи". В 1519 на неск. месяцев возвратился к политич. деятельности, но новый заговор против Медичи положил конец его политич. карьере.

0x01 graphic

   Наиболее значит. политич. соч. М. -- трактат "Государь" ("Il principe", 1513, изд. 1532, рус. пер. 1869), цель к-рого, по словам А. Грамши, -- "привести народ к созданию нового государства". Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после нац. объединения страны и изгнания иноземных захватчиков следовало, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя великой цели может, по мысли М., пользоваться любыми средствами -- вероломством, обманом, тайным и явным убийством и т. п. Термин "макиавеллизм", возникший позднее, обозначает политику, пренебрегающую законами морали, допускающую убийство, предательство, клятвопреступление. Однако сам М., восхваляя преимущества респ. образа правления, выше всего ставил интересы нации и родины, хотя и не видел другого пути разрыва с феод. прошлым, кроме пути сильной деспотич. власти. К важнейшим политич. соч. М. принадлежат также "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" ("Discorsi sopra la prima decadi Tito Livio", 1513--19, рус. пер. 1869) и "История Флоренции" ("Istorie florentine", 1521--27, изд. 1532); последнее соч. можно считать и худож. произведением, т. к. живость повествования дополняется в нем яркими портретами историч. фигур, драматизмом в описании событий.
   Стихи М. -- карнавальные песни, стансы, серенады, сонеты, канцоны, написанные в насмешливом тоне, и его капотоло ("О фортуне", "О честолюбии" и др.) -- аллегоричны и нравоучительны, излишне прозаичны, хотя в них много ума и наблюдательности. М. принадлежат новеллы "Бельфагор-архидиавол" ("Belfagor-archidiavolo"), "Жизнь Катруччо Кастракани из Луки" ("Vita di Castruccio Castracani die Lucca"), а также комедии "Андрия" ("Andria"), "Клиция" ("Clizia"), поражающая Плавту, и лучшая из них "Мандрагора" ("Mandragora", рус. пер. 1924). Все три комедии написаны между 1513 и 1520. "Мандрагора" -- первая гуманистич. комедия нравов итал. Ренессанса, была началом новой эпохи в итал. лит-ре, в ней появились реальные характеры, она насыщена действием. Худож. творчество М. утверждало реалистич. начало, освобождая человека от пут мистики и фатализма. Большое значение для итал. лит-ры имело соч. М. "Диалог о языке".
   Соч.: Tutte le opere, a cura di G. Mazzoni e M. Casella, Firenze, 1929; Opera, ed. M. Bonfantini, Mil.--Napoli, 1954; Opere, v. 1--2, 6--, [Mil.], 1960--61 --; в рус. пер. -- Соч., [т. 1, М. -- Л., 1934]; Мандрагора, Л. -- М., 1958; Мандрагора, в сб.: Комедии итал. Возрождения, М., 1965.
   Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 61, 111; их же, Избр. письма, 2 изд., М., 1953; Маркс К., Выписки из сочинений Макиавелли, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 4, М. -- Л., 1929; Максимовский В., Идеи диктатуры у Макиавелли "Историк-марксист", 1929, т. 13; Алексеев А. С., Макиавелли как политич. мыслитель, М., 1880; Чичерин Б., История политич. учений, ч. 1, 2 изд., М., 1903; Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 3, 1959, с. 111--29, 160--61; Viliari P., NiccolР Machiavelli e i suoi tempi, 4 ed., v. 1--2, Mil., 1927; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954.

Г. В. Рубцова.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 520--521.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5201.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru