Мак-Гахан Варвара Николаевна
Мужчины и женщины в американской политике

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Выборы 6 ноября 1894 г.).
    Текст издания: журнал "Русская Мысль", кн. II, 1895.


   

Мужчины и женщины въ американской политикѣ.

(Выборы 6 ноября 1894 г.).

   Американцы сами говорятъ, что съ политиканами они держатся той же методы, которой монголы держатся съ лекарями: набиваютъ имъ карманы золотомъ, если тѣ ихъ поддерживаютъ въ добромъ здравіи, и головы съ нихъ снимаютъ долой, когда тѣ этого не исполняютъ.
   На послѣднихъ выборахъ, состоявшихся въ ноябрѣ 1894 г., американскіе избиратели совсѣмъ было голову сняли съ демократической партіи, которую надѣлили самыми широкими полноправіями два года назадъ.
   Самый фактъ этотъ удивлять бы никого не долженъ: за послѣднія 12 лѣтъ экспериментовъ американцевъ съ тарифомъ и финансами дѣла національныя идутъ все хуже и хуже, въ народѣ отъ безработицы и разныхъ кризисовъ держится упорное недовольство, при которомъ онъ на каждыхъ выборахъ смѣняетъ негодныхъ исполнителей своихъ предъидущихъ приказаній; удивительно то, какъ тихо подготовился послѣдній переворотъ, какъ мало его предвидѣли самые зоркіе и опытные наблюдатели.
   Вотъ уже который годъ избирательныя кампаніи въ Соединенныхъ Штатахъ ведутся путемъ печатной и устной пропаганды болѣе или менѣе сложныхъ политико-экономическихъ доктринъ, что называется a campaign of education, народъ явно переросъ ту пору, которую еще я сама здѣсь застала 14 лѣтъ тому назадъ, когда каждая политическая партія разсчитывала на многотысячныя блестящія дневныя и факельныя процессіи своихъ приверженцевъ, на шумъ, грохотъ, похвальбу и ракеты для того, чтобы перетянуть въ свою сторону наибольшее число избирателей.
   Теперь число молчаливыхъ избирателей -- the silent vote -- съ каждыми выборами все увеличивается и съ каждымъ же разомъ потому дѣлается труднѣе предвидѣть результаты голосованія. Тѣмъ болѣе замѣчательно единодушіе, съ которымъ избиратели прилагаютъ свою плетку тамъ, гдѣ ея воздѣйствіе настоятельнѣе всего требуется.
   Смѣшанныя чувства осаждаютъ голову при сопоставленіи фактовъ, доставленныхъ только что пережитою нами выборною горячкой. Они въ прахъ разбиваютъ облюбленное западно-европейцами обвиненіе американцевъ въ томъ, что, въ погонѣ за долларами, они утратили чувство гражданственности и что американская "экспериментальная" система самоуправленія находится на порогѣ къ банкротству.
   Едва ли дѣло клонится къ этому, когда, какъ увидимъ ниже, демократическая партія разбивается въ пухъ и прахъ самими же демократами, рѣшившими, что политикамъ ихъ стороны встрепка пойдетъ на пользу, а впослѣдствіи -- въ науку, когда народъ и его представители обрушиваются всѣмъ гнетомъ своего презрѣнія на администрацію президента-деспота, остающагося глухимъ къ "гласу народа" и чуждымъ его національнымъ симпатіямъ и антипатіямъ. Едва ли стоятъ здѣшнія политическія учрежденія на порогѣ къ банкротству, когда и на западѣ, и на востокѣ штатовъ толпы интеллигентнаго, крайне занятаго люда въ теченіе цѣлыхъ мѣсяцевъ жертвуютъ временемъ и зачисляются добровольцами въ ряды борцовъ противъ воровства, продажности и взяточничества; когда сотни тысячъ рабочихъ, проведя лѣто въ броженіи, стачкахъ, безпорядкахъ и буйствѣ, все свое озлобленіе противъ "власть имущихъ" складываютъ, заодно со своими избирательными билетами, въ ящики въ мѣстахъ подачи голосовъ и безъ малѣйшаго протеста подчиняются рѣшенію большинства.
   Значеніе послѣднихъ выборовъ становится еще знаменательнѣе, если принять во вниманіе, что теперь впервые за цѣлое двадцатилѣтіе народная воля по всему пространству страны выражается безпрепятственно, чему избиратели обязаны демократамъ настоящаго конгресса, отмѣнившимъ пресловутый Force Bill, которымъ республиканцы въ шестидесятыхъ годахъ установили федеральный надзоръ (и вмѣшательство) надъ мѣстными выборами когда-то мятежныхъ южныхъ штатовъ, одновременно съ отмѣною демократами въ городѣ Нью-Йоркѣ такого же вмѣшательства и гнета со стороны республиканцевъ въ выборы городскіе. И эти первые выборы, состоявшіеся безъ этого правительственнаго надзора и вмѣшательства, всѣми партіями единогласно признаются неоспоримо законными и замѣчательно вѣрно передающими народную волю.
   Въ сужденіи объ американскихъ дѣлахъ европейцы упорно и неизмѣнно игнорируютъ двѣ коренныя черты американскаго національнаго склада: ихъ самобытность и залегшую имъ въ кровь и плоть національную антипатію къ Англіи. Самобытность ихъ чаще всего и сбивчивѣе всего сказывается въ способѣ подхода ихъ къ общественнымъ вопросамъ, давно уже волнующимъ страны Стараго Свѣта: европейцы просто не хотятъ усвоить себѣ той простой истины, что, брезгая принятіемъ чужихъ выводовъ на вѣру и опираясь на свою собственную свободу отъ всѣхъ традицій, которыя налагаютъ путы на поступательное движеніе европейскихъ народовъ, американцы ко всякому вопросу подходятъ просто, безхитростно и рѣшаютъ его по-своему, какъ подсказываетъ имъ здравый ихъ смыслъ и собственные интересы. Ошибокъ они, какъ водится, дѣлаютъ массу, но несутъ затѣмъ на себѣ ихъ бремя безропотно, предпочитая все провѣрить собственнымъ опытомъ, нежели снимать готовыя сливки съ опыта Европы, гдѣ условія жизни и труда совершенно отличны отъ здѣшнихъ.
   Насчетъ того, окупается ли этотъ процессъ американцамъ, мнѣнія расходятся; одно неоспоримо, что американцамъ проходятъ даромъ многіе эксперименты (какъ, наприм., въ области финансовъ), которые Западною Европой единогласно признавались совершенно отчаянными, и объясненіе этого явленія опять-таки кроется въ томъ, что всѣ эксперименты эти имѣютъ подъ собою солидную почву настоятельнаго на нихъ требованія народныхъ массъ. Въ настоящее время, вдобавокъ къ вопросамъ финансовымъ, рѣшенію американцевъ подпадаютъ вопросы соціальные, и къ нимъ американцы приступаютъ по-своему; правда, что вопросы эти дѣйствительно нѣсколько видоизмѣняются при американскихъ условіяхъ жизни.
   Что же касается національной вражды къ Англіи, то на этой подводной скалѣ потерпѣла теперь крушеніе прежняя популярность президента Кливелэнда: народъ не прощаетъ ему и его статсъ-секретарю близорукихъ стараній "выслужиться передъ Англіей".
   

I.
Что подвержено было голосованію и съ какими результатами.

   Выборы 6 ноября были первостепенными но важности и значенію своему, за тѣмъ единственнымъ ограниченіемъ, что на нихъ не происходило выбора президента Соединенныхъ Штатовъ, т.-е. главы исполнительной власти въ странѣ.
   Начать хотя бы съ того, что страна давно томится отъ финансовыхъ кризисовъ и недочетовъ, а теперь шли выборы конгрессмэновъ, т.-е. членовъ палаты представителей, которые въ полномъ составѣ избираются каждое двухлѣтіе. По закону, всѣ финансовые законопроекты должны исходить изъ этой нижней палаты конгресса, члены которой выбираются простымъ всеобщимъ голосованіемъ по всѣмъ штатамъ: однѣ территоріи, которыхъ остается теперь четыре, выбираютъ и отправляютъ отъ себя въ конгрессъ не конгрессмэновъ, а делегатовъ, имѣющихъ голосъ не законодательный, а лишь совѣщательный. Штатовъ въ Союзѣ въ настоящее время насчитывается 44, и изъ нихъ 41 штатъ выбиралъ конгрессмэновъ 6 ноября, тогда какъ въ трехъ штатахъ (Мэнѣ, Орегонѣ и Вермонтѣ) выборы состоялись еще въ сентябрѣ. Выбранные этою осенью 356 конгрессмэновъ (вмѣсто теперешнихъ 351) уже не попадутъ въ теперешній 53-й конгрессъ, а составятъ палату представителей 54-го конгресса, первая сессія котораго откроется въ первый попедѣльникъ декабря 1895 года, въ томъ случаѣ, если президентъ не вздумаетъ воспользоваться своимъ правомъ созыва 54-го конгресса на экстренную сессію 4 марта 1895 года,-- срока, когда заканчивается легальное двухлѣтнее существованіе 53-го конгресса.
   Верхняя палата конгресса, называемая федеральнымъ сенатомъ, пополняется по третямъ каждое двухлѣтіе, такъ что въ полномъ своемъ составѣ сенатъ возобновляется черезъ каждыя шесть лѣтъ. Сенаторы выбираются не прямо избирателями, а законодательными собраніями отдѣльныхъ штатовъ, по два отъ каждаго штата, причемъ, въ случаѣ смерти или выбытія какого-нибудь сенатора, губернаторъ его штата назначаетъ ему временнаго преемника, пока не соберется на очередную сессію законодательное собраніе того штата и не произведетъ выборъ сенатора обычнымъ порядкомъ.
   Раннею осенью уже состоялись выборы членовъ мѣстныхъ законодательныхъ собраній въ пяти штатахъ Союза, а 6 ноября состоялись выборы членовъ таковыхъ еще въ 21 штатѣ; въ большинствѣ этихъ штатовъ законодательныя собранія станутъ выбирать по одному сенатору въ конгрессъ, а въ четырехъ штатахъ -- по два сенатора.
   Общенаціональная важность состава законодательныхъ собраній отдѣльныхъ штатовъ проявляется въ воздѣйствіи таковыхъ на составъ федеральнаго сената, куда, конечно, посылаются сенаторами выборные той политической партіи, которая располагаетъ въ данномъ собраніи штата большинствомъ.
   Въ 21 штатѣ 6 ноября выбирались губернаторы и вице-губернаторы, а въ девяти штатахъ еще и другія должностныя лица. Въ девяти штатахъ подавались голоса по вопросамъ о поправкахъ къ конституціямъ тѣхъ штатовъ, а въ числѣ таковыхъ въ Канзасѣ вотировали еще по вопросу о распространеніи всѣхъ избирательныхъ правъ на женщинъ, и вопросъ этотъ рѣшенъ былъ въ отрицательномъ смыслѣ.
   Во множествѣ городовъ, притомъ, происходили 6 же ноября муниципальные выборы мэровъ, альдермановъ и проч., еще болѣе усложняющіе задачи избирателей. Однимъ изъ благихъ результатовъ выборовъ 6 ноября является то, что отнынѣ въ штатѣ Нью-Йоркъ отмѣняется обычай одновременно производить городскіе и федеральные выборы.
   Разберемся теперь въ данныхъ, получаемыхъ въ результатѣ народныхъ выборовъ 6 ноября, которые безъ преувеличенія могутъ быть названы революціей.
   Для вящаго уясненія переворота слѣдуетъ припомнить, какъ обширны были полномочія, которыми партія демократическая располагала и будетъ располагать до 4 марта 1895 года. Въ 1892 г. демократы выбрали своего президента и огромное большинство въ 53-й конгрессъ. Въ этомъ конгрессѣ при открытіи его насчитывался 351 конгрессмэнъ, а именно: 214 демократовъ, 125 республиканцевъ и 12 народниковъ; съ прибавленіемъ за послѣдніе года новыхъ штатовъ къ союзу число конгрессмэновъ возвысилось до 356 человѣкъ.
   Теперешнее демократическое большинство 53-го конгресса исчисляется въ 82 человѣка; грядущее республиканское большинство 54-го конгресса исчисляется въ 132 человѣка.
   Нѣкоторые изъ выбранныхъ народниковъ сами себя причисляютъ къ завзятымъ поборникамъ "свободнаго серебра", тогда какъ другіе внесены въ списки демократовъ или республиканцевъ, т.-е. партіи временной коалиціи, которой они обязаны своимъ избраніемъ. Помимо этихъ "спорныхъ" народниковъ, въ 54мъ конгрессѣ будетъ народниковъ шесть человѣкъ. Таковы цифры, полученныя при первомъ счетѣ голосовъ; оффиціальный счетъ только что начался и нѣсколько измѣнить эти цифры; къ тому же, правильность избранія 28 конгрессмэновъ оспаривается ихъ оппонентами и имѣетъ порѣшиться самимъ 54-мъ конгрессомъ. По наиболѣе въ настоящую минуту достовѣрному списку членовъ 54-мъ конгресса, только что появившемуся изъ конгрессіонпой типографіи, слѣдуетъ, что республиканское большинство доходить до 132 чел.: эта партія будетъ имѣть въ конгрессѣ 244 члена, демократы -- 104; отъ народниковъ будетъ всего 6 членовъ; одинъ конгрессмэнъ-"серебреныикъ" и одно мѣсто въ конгрессѣ освободилось со смертью одного новоизбраннаго въ Нью-Йоркѣ конгрессмэна и еще не замѣщено.
   Для того же, чтобъ уяснить себѣ сущность народнаго вердикта, выражаемаго этими цифрами, слѣдуетъ припомнить въ общихъ чертахъ, что именно изображала собой до сей поры республиканская партія. За послѣдніе годы она является поборницей расширенія сферы вмѣшательства федеральнаго правительства -- протекціонизма, въ видахъ огражденія отечественной промышленности отъ конкурренціи Европы, и -- на Востокѣ -- горою стоить за золотой монометаллизмъ.
   На Западѣ же республиканцы, равно какъ и демократы, поддались повѣтрію требованій свободной чеканки серебра. Несмотря, однако же, на теоретичную приверженность протекціонизму, республиканцы едва ли скоро тронутъ только что проведенный тарифный билль, такъ какъ они сознаютъ, что протекціонизма и въ немъ достаточно, что страна утомлена агитаціей въ пользу покровительственныхъ тарифовъ и рады оставить отвѣтственность за это законодательство на демократахъ. Законодательная работа конгресса, уже намѣченная посланіемъ президента при открытіи конгресса, обѣщаетъ, главнымъ образомъ, сосредоточиться теперь на обсужденіи финансовыхъ реформъ, а по этимъ вопросамъ въ конгрессіонномъ большинствѣ должна проявиться серьезнѣйшая разноголосица.
   Демократическая партія всегда стояла за возможно большую независимость отдѣльныхъ штатовъ отъ федеральнаго правительства; признавая въ теоріи, что протекціонизмъ допустимъ лишь съ цѣлью покрытія ввозными пошлинами расходовъ по экономному управленію страной, демократическая партія, по вступленіи во власть, испугалась, однако же, своей отвѣтственности передъ избирателями и едва тронула республиканскій протекціонизмъ, чѣмъ заслужила презрѣніе какъ друзей, такъ и враговъ. Что касается финансовыхъ вопросовъ, то по отношенію къ нимъ партія эта раздѣлена не меньше республиканской: люди знающіе даже говорятъ, что на дальнемъ Западѣ если не двѣ трети, то уже навѣрное половина всего состава демократической партіи затронута "ересью" свободнаго серебра.
   Что же касается "партіи народа", то вотъ главныя ея требованія, какъ они сказались въ "платформахъ" этой партіи за послѣдніе два года ея существованія:
   1) Выпускъ всѣхъ денегъ правительствомъ, безъ участія частныхъ корпорацій, именуемыхъ "національными банками", какъ дѣлается это теперь.
   2) Свободная чеканка серебра и узаконеніе выпуска серебряныхъ денегъ, съ сохраненіемъ теперешняго соотношенія этихъ металловъ (16-ти къ 1-му).
   3) Требованіе, чтобы количество денегъ, обращающихся въ странѣ, было въ возможно скоромъ времени доведено до 50 долларовъ на каждаго ея обитателя.
   4) Установленіе подоходнаго налога.
   5) Сокращеніе всѣхъ правительственныхъ съ народа поборовъ.
   6) Учрежденіе правительствомъ сохранныхъ кассъ при почтовыхъ конторахъ.
   7) Выкупъ правительствомъ въ свои руки всѣхъ желѣзно-дорожныхъ линій, а также и
   8) Линій телеграфныхъ и телефонныхъ.
   9) Отобраніе у желѣзно-дорожныхъ компаній розданныхъ имъ земель, которыми тѣ не пользуются, а равно и запрещеніе иностранцамъ владѣть въ странѣ земельною собственностью.
   Въ платформахъ народнической партіи, принятыхъ за прошлое лѣто, требуется, вдобавокъ къ этому, чтобы правительство выкупило въ свое владѣніе всѣ каналы и угольныя копи и само же ихъ эксплуатировало, равно какъ захватило бы въ свои руки и продажу хмѣльныхъ напитковъ.
   Кромѣ того, этою партіей требуется установленіе общественныхъ работъ для заработка празднымъ рабочимъ, обязательное предоставленіе всѣхъ стачекъ разбирательству и рѣшеніямъ третейскихъ судовъ, учрежденіе пенсіонныхъ кассъ отъ правительства для обезпеченія престарѣлыхъ или потерпѣвшихъ увѣчья рабочихъ и запрещеніе найма частными лицами и корпораціями "дивкертоновъ" и отрядовъ иныхъ вольнонаемныхъ сыщиковъ.
   Народная партія въ громадномъ большинствѣ своихъ членовъ набирается изъ природныхъ американцевъ, которые неизмѣнно протестуютъ, когда ихъ зовутъ соціалистами. Между тѣмъ, платформа ихъ настолько удовлетворяетъ соціалистическія требованія, что соціалистической партіи не существуетъ внѣ самыхъ большихъ городовъ, да и въ Нью-Йоркѣ за соціалистовъ подано на выборахъ всего 8,000 голосовъ.
   Уяснивъ себѣ, такимъ образомъ, сущность требованій различныхъ національныхъ партій, мы теперь снова вернемся къ республиканскому большинству и посмотримъ, въ какихъ мѣстностяхъ союза эта партія снискала себѣ наибольшее число прозелитовъ.
   По мѣстности конгрессіональное республиканское большинство распредѣляется слѣдующимъ образомъ: на восточные штаты Новой Англіи приходится по 26 человѣкъ; на старые средніе штаты -- 66 чел.; на среднезападные штаты -- 92 ч.; на штаты далекаго Запада -- 28 чел. и на южные штаты -- 32 человѣка. Весьма важно это географическое распредѣленіе республиканскаго большинства, которое имѣетъ рѣшать всѣ важные вопросы вплоть до 4 марта 1897 года; оно, главнымъ образомъ, набралось помимо восточныхъ и старыхъ штатовъ сѣверной и средней полосы, настаивающихъ на золотомъ монометаллизмѣ, поэтому, несомнѣнно, 54-й конгрессъ будетъ болѣе склоненъ къ исполненію воли штатовъ западныхъ. Въ общей же сложности республиканцы пріобрѣли теперь за себя два милліона болѣе голосовъ, чѣмъ числилось на ихъ сторонѣ въ 1892 году.
   Полное затмѣніе демократической партіи въ конгрессѣ какъ нельзя ярче представляется изъ слѣдующаго: отъ девятнадцати штатовъ Союза, у республиканцевъ будутъ полныя делегаціи въ конгрессѣ, а у демократовъ таковыя будутъ только отъ шести штатовъ; двадцать одинъ изъ штатовъ союза не отправили отъ себя въ конгрессъ ни одного демократа, такъ что демократія этихъ штатовъ не будетъ имѣть въ конгрессѣ ни одного представителя. Самая серьезная и вліятельная демократическая газета Нью-Йорка Sun такъ опредѣляетъ положеніе: "республиканская партія стала подавляющей въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ до того была сильна и проявила свою энергію въ такихъ мѣстахъ, гдѣ о ней до сей поры не имѣли почти никакого понятія".
   Безпомощность демократовъ въ конгрессѣ еще усугубляется тѣмъ, что почти всѣ ихъ конгрессіонные лидеры забаллотированы: не попалъ въ конгрессъ даже Уильсонъ, авторъ послѣдняго тарифнаго билля и правая рука президента Кливелэнда.
   Вся печать страны сходится на томъ мнѣніи, что демократическая партія такъ жестоко разбита демократическими же голосователями. Главный органъ республиканской партіи въ Нью-Йоркѣ, N.-Y. Tribune, сопоставляя данныя послѣднихъ выборовъ, не только приходитъ къ тому выводу, что власть передана республиканцамъ въ руку цѣлою арміей избирателей, никогда не принадлежавшихъ къ республиканцамъ, но и указываетъ на чрезвычайно курьезное по своей равномѣрности уклоненіе демократическихъ голосовъ въ пользу республиканцевъ.
   Перебирая подтвержденныя цифры голосовъ, поданныхъ изъ наиболѣе густо населенныхъ 12 штатовъ Востока и серединной полосы, Tribune доказываетъ, что въ каждомъ изъ этихъ штатовъ около одной четверти голосовъ, поданныхъ въ 1892 г., уклонилось въ этомъ году въ сторону республиканцевъ, что въ общей сложности въ этихъ 12 штатахъ въ 1892 году подано было 4.119,000 голосовъ и изъ нихъ 1.116,000 голосовъ (т.-е. немногимъ болѣе одной четверти всего) перешло на сторону республиканцевъ.
   Огромное большинство губернаторовъ, которые избирались въ двадцати штатахъ, оказываются республиканцами; въ Небраскѣ выбранъ губернаторомъ народникъ Holcomb, за то въ Колорадо прежній губернаторъ народникъ Waite забаллотированъ и на его мѣсто выбранъ республиканецъ.
   Республиканское же большинство, во многихъ случаяхъ подавляющее, установилось послѣдними выборами и во многихъ изъ законодательныхъ собраній, которыя избирались въ полномъ составѣ въ 21 штатѣ, а этимъ законодательнымъ собраніямъ придется выбирать многихъ сенаторовъ въ федеральный сенатъ, который пополняется черезъ каждое двухлѣтіе по третямъ; теперь же, кромѣ обычной трети всѣхъ членовъ сената, сенаторы имѣютъ быть выбраны на мѣсто нѣсколькихъ умершихъ сенаторовъ, а также и отъ нѣсколькихъ нововключенныхъ въ союзъ штатовъ, по два отъ каждаго.
   Предполагаютъ, что сенатъ 54-го конгресса будетъ состоять изъ 43 республиканцевъ, 39 демократовъ, 4 народниковъ и 2 "серебренниковъ" -- прежнихъ республиканцевъ, Jones и Stewart, которые отдѣлились отъ своей партіи потому, что являются горячими поборниками свободной чеканки серебра. По вопросу объ организаціи сената и многимъ другимъ эти два сенатора, конечно, будутъ всегда вотировать за одно съ республиканцами, такъ что у тѣхъ при случаѣ будетъ положительное большинство -- 45 голосовъ -- въ сенатѣ, насчитывающемъ въ общей сложности 88 членовъ. По демократы за сессію конгресса, открывшуюся 3 декабря новаго стиля, непремѣнно постараются включить въ союзъ территорію Новой Мексики, откуда присланы бы были въ сенатъ демократы. Пока та или другая партія не усилитъ своего положенія въ федеральномъ сенатѣ, рѣшающій голосъ въ немъ легко можетъ доставаться на долю четырехъ сенаторовъ-народниковъ.
   Такимъ образомъ, законодательная работа въ Вашингтонѣ оказывается порученной на послѣдующіе два года чрезвычайно странному составу дѣятелей: въ палатѣ представителей будетъ царить огромное республиканское большинство, въ сенатѣ рѣшающій голосъ во всѣхъ важнѣйшихъ вопросахъ, главнымъ образомъ, финансовыхъ, будетъ принадлежать какимъ-нибудь тремъ-четыремъ народникамъ, а окончательно скрѣплять своею подписью проводимые конгрессомъ законы и предлагать порою новое законодательство предстоитъ выбранному демократами президенту Кливелэнду. Невольно припоминается басня о лебедѣ, ракѣ и щукѣ. Не лишено юмора, что ни одна изъ трехъ партій не соглашается признавать президента Кливелэнда за своего. Демократы всего союза приписываютъ Кливелэнду въ значительной мѣрѣ понесенное ими пораженіе, обвиняя его въ томъ, что онъ, будто бы, перешелъ въ вѣру народниковъ, взявъ себѣ въ статсъ-секретари Грэшама, которому народники предлагали въ 1892 г. кандидатуру на президентство, и настоявъ на томъ, чтобы къ демократической реформѣ тарифа присоединенъ былъ въ конгрессѣ подоходный налогъ, который рекомендовали въ своей національной платформѣ одни народники: подоходный налогъ теперь сталъ закономъ, весьма на Востокѣ непопулярнымъ, и вотъ демократы величаютъ Еливелэнда соціалистомъ-народникомъ. Но народники отъ Кливелэнда открещиваются обѣими руками, утверждая, что президентъ -- покорный слуга Англіи, ненавистныхъ народникамъ корпорацій и ньюйоркскихъ биржевиковъ, которымъ онъ набиваетъ мошну всякаго рода новыми финансовыми мѣрами (изъ нихъ послѣдней по счету является выпускъ пятидесяти-милліоннаго займа, который всецѣло переданъ былъ синдикату ньюйоркскихъ банкировъ, такъ называемому Stewart trust. Этотъ послѣдній, захвативъ 14/26 ноября въ свои руки прямо изъ казначейства весь заемъ сполна, въ теченіе какихъ-нибудь двухъ недѣль затѣмъ положилъ въ карманъ своихъ участниковъ свыше милліона чистаго барыша, перепродавая бумаги государственнаго банка публикѣ по возвышенной цѣнѣ).
   И вотъ народники, отказываясь отъ преподносимаго имъ демократами въ даръ Кливелэнда, въ свою очередь утверждаютъ, что Кливелэндъ, какъ поборникъ до сей поры золотого монометаллизма (въ интересахъ поддержки котораго имъ и выпущенъ былъ вышеупомянутый заемъ на свой страхъ, изъ боязни оппозиціи ему демократовъ на очередной сессіи 53-го конгресса, открывшейся всего недѣлю спустя, 3 декабря), по праву долженъ быть сопричисленъ къ республиканской партіи, являющейся пока главною защитницей золотого монометаллизма, требуемаго Востокомъ.
   Но республиканцы хотя и одобряютъ финансовыя мѣры Кливелэнда, тѣмъ не менѣе, умываютъ руки въ другихъ его дѣйствіяхъ и говорятъ, что краеугольнымъ камнемъ всего славнаго прошлаго республиканской партіи былъ ея всегдашній горячій патріотизмъ и что въ рядахъ республиканцевъ не можетъ быть мѣста Кливелэнду, который, всегда стараясь плясать подъ дудку Англіи, попралъ ногами всѣ лучшія традиціи страны, оттолкнувъ предложенія Гавайи присоединиться къ союзу Сѣверо-Американскихъ Штатовъ (чего въ теченіе 50 лѣтъ желала американская дипломатія) и употребивъ всѣ силы на то, чтобы подкопать установившуюся на этихъ островахъ республику съ президентомъ американцемъ и реставрировать тамъ тронъ распутной, лѣнивой королевы-негритянки Лиліукалани.
   

II.
Броженіе въ старыхъ и въ новой политическихъ партіяхъ.

   Едва ли не самымъ знаменательнымъ, важнымъ и неожиданнымъ результатомъ выборовъ 6 ноября была произведенная республиканцами брешь въ непоколебимо-демократической до сей поры твердынѣ Юга.
   Съ самаго времени междоусобной войны Сѣвера съ Югомъ въ 1861--65 годахъ, за исключеніемъ слѣдовавшихъ за нею нѣсколькихъ лѣтъ, когда на подавленномъ Югѣ самовластно распоряжались разные республиканскіе авантюристы, южные штаты всегда оставались за демократами, и въ конгрессъ оттуда неизмѣнно отправлялись одни только демократы. Въ одной лишь Сѣверной Каролинѣ два года назадъ избранъ былъ губернаторомъ народникъ изъ рабочихъ, Тильманъ. На этихъ же выборахъ за демократами уцѣлѣло всего шесть штатовъ рабовладѣльческаго Юга; въ двухъ южныхъ штатахъ, въ Западной Виргиніи и въ Делаверѣ, республиканцы выбрали всѣхъ конгрессмэновъ, а въ остальныхъ восьми штатахъ "твердыни Юга" выбрано въ конгрессъ 59 демократовъ, 26 республиканцевъ и 8 народниковъ и приверженцевъ свободной чеканки серебра. Если бы передъ послѣдними выборами кому пришло въ голову утверждать, что противъ демократовъ возстанутъ такіе штаты, какъ Теннесси, Миссури, Кентёкки и Сѣверная Каролина, его бы приняли за сумасшедшаго, теперь же это -- совершившійся фактъ.
   Важности политическаго переворота, совершившагося въ "твердынѣ Юга", здѣсь не умаляетъ никто. Нужды нѣтъ, какія къ тому повели причины: на первомъ планѣ стоитъ тотъ фактъ, что закончилась эра междоусобной войны и что отнынѣ предстоитъ по всему Союзу новая и болѣе цѣлесообразная группировка политическихъ партій, сообразно съ экономическими требованіями той или другой мѣстности Союза. Югъ и Западъ все болѣе и болѣе тяготѣютъ другъ къ другу: богатые, главнымъ образомъ, естественными продуктами, они въ требованіяхъ своихъ являются антагонистами интересамъ мануфактурной восточной и средней части Союза. Западъ съ каждымъ годомъ все настойчивѣе и настойчивѣе требуетъ свободной чеканки серебра и федеральнаго узаконенія серебра на одной доскѣ съ золотомъ въ пропорціи 16 унцій серебра на одну золота, а къ этому требованію присоединяется теперь и Югъ, въ противовѣсъ Сѣверу и Востоку, изо всѣхъ силъ настаивающимъ на удержаніи золотого монометаллизма.
   Группировка политическихъ партій, установившаяся за время междоусобной войны 1861--65 гг., распалась теперь, главнымъ образомъ, по вопросу о тарифѣ, а новая группировка совершится болѣе раціональнымъ порядкомъ, сообразно экономическимъ и финансовымъ тенденціямъ штатовъ. Все указываетъ на то, что тарифъ до поры до времени оставленъ будетъ въ покоѣ и всѣ интересы сосредоточатся теперь на преобразованіи финансовой политики Соединенныхъ Штатовъ въ другихъ отношеніяхъ. Требованіе этихъ преобразованій сказалось съ такою силой на ноябрьскихъ выборахъ, что его не смѣетъ игнорировать даже президентъ Кливелэндъ, и въ годовомъ докладѣ своемъ при открытіи конгресса онъ рекомендуетъ немедленную реформу теперешней системы доставленія народу денежныхъ знаковъ. Конечно, поборниковъ свободной чеканки серебра, требующихъ огромнаго увеличенія суммы обращающихся въ народѣ денегъ, предложеніе Кливелэнда совсѣмъ не удовлетворяетъ, поэтому и новой группировкѣ партій предстоитъ идти своимъ чередомъ.
   До сей поры приверженцы свободной чеканки серебра держались партіи народниковъ, но теперь число ихъ возростаетъ такъ быстро и требованія ихъ находятъ такой мощный отголосокъ въ сельскихъ массахъ, что поговариваютъ объ организаціи независимой серебряной партіи, которая бы выступила на президентской кампаніи 1896 года со своимъ кандидатомъ: въ скоромъ времени предполагаютъ созвать большой съѣздъ приверженцевъ серебра для обсужденія этого самаго вопроса.
   Многіе, однако же, держатся того мнѣнія, что союзъ приверженцевъ свободной чеканки серебра съ народниками не расторгается, тѣмъ болѣе, что предполагается перестройка на новыхъ началахъ самой народнической партіи, съ тѣмъ, чтобы освободить ее отъ разныхъ присосавшихся къ ней сумасбродныхъ "измовъ" и сдѣлать ее тѣмъ, чѣмъ она является по своему существу: партіей государственнаго соціализма на подкладкѣ требованій, предъявляемыхъ американскими условіями жизни. Обсуждая спѣшное, по необходимости, сведеніе итоговъ только что состоявшихся выборовъ, большинство наиболѣе вліятельныхъ газетъ восточныхъ штатовъ, признаютъ огромные уроны, понесенные народниками, и указываютъ на то, что эта скороспѣлая партія такъ же быстро испарится, какъ быстро и возникла. Выводъ этотъ, однако, оказывается, на основаніи провѣренныхъ данныхъ, совершенно ошибочнымъ. Правда, что народническая партія, которую N.-Y. Sun называетъ "партіей соціализма на подкладкѣ безумія", разбита въ Колорадо и въ Канзасѣ, въ тѣхъ самыхъ штатахъ, гдѣ успѣла, казалось, за послѣдніе годы утвердиться наиболѣе твердою ногой; но за то она распространилась по множеству штатовъ, гдѣ о ней дотолѣ не было и слышно, а въ особенности въ штатахъ южныхъ, гдѣ ею одержаны очень крупныя побѣды. Въ добавокъ къ этому за кандидатовъ народнической партіи подано на этихъ выборахъ почти вдвое болѣе голосовъ, нежели подано таковыхъ въ 1892 году: тогда голоса народниковъ составляли лишь 1/12 голосовъ, поданныхъ за выборы по всему Союзу, а этою осенью за народниковъ подано уже 1/6 всѣхъ голосовъ въ штатахъ. Это ли не гигантскій ростъ для молодой партіи?
   Всего подано было 6 ноября по всему Союзу около десяти милліоновъ голосовъ, а въ 1892 г.-- около двѣнадцати милліоновъ голосовъ, такъ какъ совершавшееся въ томъ году избраніе президента обострило интересъ народа къ политикѣ. И вотъ мы видимъ, что въ 1892 году подано было за кандидата на президентство отъ народной партіи 1.041,028 голосовъ; въ томъ же году въ общей сложности подано народниками 1.636,000 голосовъ т.-е. они, повидимому, перетянули на свою сторону за два года почти 600,000 человѣкъ избирателей. И эта цифра общаго роста новой партіи несомнѣнно оказалась бы еще много внушительнѣе, если бы на далекомъ Западѣ, въ самой твердынѣ народниковъ, обѣ старыя партіи не сдались передъ всеобщимъ въ той мѣстности требованіемъ свободной чеканки серебра и не надавали обѣщаній въ этомъ смыслѣ, что привлекло къ нимъ массу отшатнувшихся было отъ нихъ избирателей. Потерявъ массу голосовъ на Западѣ, народники съ лихвой возмѣстили эти утраты побѣдами въ штатахъ Юга, которые страдаютъ тою же болѣзнью недостатка денежныхъ знаковъ въ обращеніи, на которую жалуется Западъ.
   Теперь вопросъ въ томъ, найдетъ ли Югъ себѣ исходъ помимо вступленія въ народную партію, или нѣтъ? Зависѣть же разрѣшеніе этого вопроса будетъ отъ того, какому методу леченія подвергнутся въ ближайшемъ будущемъ финансовыя немощи Юга и Запада. Насколько можно было судить за послѣдніе годы, главная мощь народнической партіи крылась въ томъ, что она была единственною партіей, открыто возставшею противъ существующаго въ странѣ золотого монометаллизма, неизмѣнно поддерживаемаго штатами восточными. И самый этотъ престижъ ученія народниковъ указываетъ на то, что главное зло но въ тарифѣ, надъ которымъ вотъ уже столько лѣтъ ломаютъ себѣ голову обѣ старыя политическія партіи, а въ ошибочной постановкѣ національныхъ финансовъ со времени введенія въ 1871 году золотого монометаллизма. Мы не станемъ здѣсь, за недостаткомъ мѣста, вдаваться въ подробный разборъ аргументовъ финансистовъ народнической партіи; въ подтвержденіе вѣрности своего діагноза болѣзни національнаго организма народники указываютъ на то, что, несмотря на всяческіе пересмотры тарифа, времена для народа за послѣднія двѣнадцать лѣтъ становятся съ каждымъ годомъ все тяжелѣе и тяжелѣе, и все это, по ихъ увѣренію, потому, что, съ увеличеніемъ численности населенія страны, недостача денежныхъ знаковъ въ обращеніи становится все чувствительнѣе. Такъ, въ 1868 году денегъ, обращавшихся въ странѣ, приходилось по 52 доллара на человѣка, теперь же, когда населеніе страны почти удвоилось и дѣловые обороты впятеро возросли, денегъ въ обращеніи приходится по 25 долларовъ на человѣка, а на Югѣ и того менѣе: въ южномъ штатѣ Алабамѣ денегъ въ обращеніи имѣется по 3 доллара 60 сентовъ на человѣка, а долгу -- по 26 долларовъ на человѣка.
   И вотъ, какъ утверждаютъ, народники, подъ вліяніемъ этого-то невыносимаго финансоваго гнета, причиняющаго нужду и безработицу, съ каждыми новыми національными выборами совершался переворотъ: народъ, не зная, въ чемъ искать облегченія, выгонялъ изъ власти одну партію за другою, и все же облегченія не получалъ, а политическія сотрясенія съ каждыми выборами становятся все значительнѣе.
   До сей поры возставала противъ финансовой политики Востока одна лишь партія народниковъ, набиравшаяся, главнымъ образомъ, изъ мелкихъ фермеровъ и иного разношерстнаго люда, имѣющаго весьма смутное понятіе о финансовомъ дѣлѣ. Теперь же на Западѣ обѣ старыя партіи, уступая народнымъ требованіямъ, высказались за свободную чеканку серебра и тѣмъ нанесли тамъ огромный подрывъ народникамъ. И вотъ многіе опытные политики предсказываютъ, что къ 1896 году серебряный вопросъ долженъ настолько обостриться, что если республиканская партія, надававшая теперь на Западѣ обѣщаній, откажется въ 1896 г. вставить въ свою національную платформу требованіе свободной чеканки серебра, то всѣ делегаты отъ Запада разомъ оставятъ республиканскій національный конвентъ и выставятъ кандидатовъ на президентство отъ образуемой ими новой, серебряной, партіи, къ которой пристанутъ, само собою разумѣется, и демократы Юга, тогда какъ приверженцы монометаллизма на Востокѣ сами собою сплотятся съ республиканскою партіей, и такъ-де "совершится упраздненіе демократической національной партіи".
   Нечего, я полагаю, и присовокуплять, что эти предсказанія идутъ отъ народниковъ и отъ республиканцевъ; демократы пока не собираются производить надъ собою hari-kari: они тоже заигрываютъ съ поборниками свободнаго серебра, видя въ ихъ лицѣ грозную тучу, надвигающуюся на нихъ съ Запада и Юга. Насколько страстенъ въ массахъ далекаго Запада спросъ на финансовое облегченіе, становится очевидно уже и изъ того, какъ онѣ обошлись съ народниками, въ политической платформѣ которыхъ они провидѣли возможность для себя облегченія, но которые затѣмъ оттолкнули ихъ тѣмъ, что оказались готовыми исполнять требованія всякихъ фантазёровъ и диллетантовъ экономической науки.
   Два года тому назадъ только что организованная тогда народническая партія одержала на выборахъ побѣду: въ Орегонѣ, Колорадо, Канзасѣ и Невадѣ избраны тогда были губернаторы отъ народниковъ; отъ Невады, Канзаса и Южной Дакоты отправлены были народники сенаторами въ конгрессъ, а Орегонъ, Колорадо, Айдахо, Невада и Сѣверная Дакота избрали всею полностью или отчасти народническій списокъ президентскихъ выборщиковъ.
   Правда, что эта побѣда одержана была народниками съ помощью западныхъ демократовъ, которые, давно состоя въ безнадежномъ меньшинствѣ, рѣшились на это средство, чтобы смѣстить республиканцевъ. Но двухъ лѣтъ народническаго режима было достаточно, чтобъ оттолкнуть народъ отъ этой партіи, не успѣвшей еще проложить себѣ надежное русло и представляющей изъ себя пока какую-то хаотическую силу: пристали къ ней и прежніе гринбэкеры, предлагавшіе наводнить страну бумажными деньгами, поборники принудительной трезвости, женскаго голосованія, правительственныхъ вспомоществованій фермерамъ денежными ссудами, проповѣдники необходимости экономическаго и законодательнаго отложенія запада Союза отъ востока, люди, исповѣдующіе доктрины Генри Джорджа, всякіе адепты мѣръ государственнаго соціализма,-- однимъ словомъ, составилась партія "чего хочешь, того просишь". Народникъ губернаторъ Колорадо -- Waite -- дошелъ даже до того, что сталъ подстрекать одни классы народа противъ другихъ, всенародно, притомъ, заявляя, что "самъ готовъ вести массы впередъ, хотя бы ему пришлось для того ѣхать бродомъ въ потокахъ крови, доходящей его коню до уздечки..."
   Провозглашая эту нелѣпую фразу, облетѣвшую затѣмъ весь Союзъ и ставшую затѣмъ эпитетомъ кровожаднаго губернатора, -- bloody bridle Waite,-- Уайтъ упустилъ изъ вида ту своеобразность коренныхъ американскихъ народныхъ массъ, что онѣ вовсе не извѣрились въ дѣйствительность своихъ свободныхъ учрежденій, гордятся ими и презираютъ призывы къ порѣшенію дѣлъ путемъ грубой силы и кровопролитія, какъ вещи, налагающія тѣнь на доброе имя республиканской формы правленія.
   Представители народниковъ въ конгрессѣ своею дѣятельностью заставили въ то время всѣхъ мыслящихъ людей призадуматься надъ тѣмъ, не маніаки ли эти представители? За двѣ первыя сессіи 53-го конгресса горсть народниковъ,-- ихъ тамъ не было и двѣнадцати человѣкъ, -- запрудили конгрессъ разными сумасбродными биллями, изъ числа которыхъ девять,-- стань эти билли законными,-- вызвали бы страну на затрату 35.527.300,000 долларовъ, т.-е. слишкомъ семидесяти билліоновъ русскихъ рублей.
   Нужно ли удивляться тому единодушію, съ которымъ старыя партіи сплотились этою осенью въ штатахъ Запада для сверженія народниковъ?
   Въ виду настоятельности общей опасности, люди Запада не постояли за самыми радикальными уступками: обѣ старыя партіи принимали на себя обязательство содѣйствовать установленію свободной чеканки серебра; демократы, сознавая свое безнадежное меньшинство, вездѣ примкнули къ республиканцамъ, подавая голоса за ихъ кандидатовъ. Въ нѣкоторыхъ штатахъ дѣло дошло до безпримѣрнаго въ здѣшней политикѣ явленія: демократы за время кампаніи, предшествовавшей выборамъ 6 ноября, упразднили даже свою отдѣльную политическую организацію, исполняя лишь предначертанія своихъ союзниковъ республиканцевъ, и этимъ до извѣстной степени объясняются подавляющія побѣды республиканцевъ на Западѣ и полное тамъ затмѣніе демократической партіи. Въ штатѣ Колорадо, гдѣ стараніями народниковъ только что распространены были избирательныя права на всѣхъ женщинъ, достигшихъ совершеннолѣтія, эти самыя женщины явились мощными и неутомимыми дѣятелями въ сверженіи народническаго управленія. Какъ отчаянна была въ данномъ штатѣ борьба противъ народниковъ, можно судить по тому, что хотя теперь республиканцы и восторжествовали тамъ по всей линіи, но за послѣдніе выборы народники Колорадо все же подали 67,000 голосовъ, тогда какъ въ 1892 году ими подано было всего 54,000 голосовъ.
   Но тогда какъ на Западѣ имъ приходилось выдерживать уронъ за урономъ, народники, какъ мы уже показывали, стяжали большія побѣды въ южныхъ штатахъ. И надо сказать, вопреки утвержденію нѣкоторыхъ газетъ, что народная партія является и понынѣ силой, съ которою приходится считаться. И какъ ростетъ эта партія, несмотря на понесенные ею уроны! Какъ уже сказано выше, за два года число голосовъ народниковъ при выборахъ возросло на 600,000, т.-е. численность ихъ въ этотъ короткій срокъ возвысилась на цѣлыхъ 57 процентовъ, и это въ такую пору, когда у партіи не было опытности, когда къ ней прицѣпились всякіе психопаты, когда она производила ошибку за ошибкой!... Трудно и предсказать будущее этой партіи при теперешнемъ недовольствѣ въ народѣ обѣими старыми политическими партіями. Многое, конечно, будетъ зависѣть отъ того, на какихъ основахъ будетъ утверждена перестройка партіи при проектируемомъ ея преобразованіи въ партію свободной чеканки серебра по преимуществу. Утверждаютъ, вѣдь, люди знающіе, что въ западныхъ штатахъ отъ половины и до двухъ третей всего числа демократовъ заражено "серебряною горячкой"; не мало приверженцевъ свободной чеканки насчитывается тамъ и среди республиканцевъ.
   Въ сущности, только что опредѣлившіеся результаты ноябрьскихъ выборовъ 1894 года являются яркимъ доказательствомъ того, что народныя массы въ Соединенныхъ Штатахъ извѣрились въ обѣ старыя партіи,-- доктрины обѣихъ этихъ партій сильно обветшали и утратили свой интересъ: ни та, ни другая народныхъ требованій не удовлетворяютъ; народъ просто чуть не каждое двухлѣтіе теперь передаетъ власть изъ рукъ одной партіи въ руки другой, зная, что "обѣ хуже", ища лишь болѣе способныхъ исполнителей законовъ, людей отзывчивыхъ хотя бы на самыя коренныя стремленія націи.
   И вотъ всѣ себя спрашиваютъ: какими перемѣнами скажется новая группировка избирателей на партіи,-- удержится ли народничество, или оно будетъ поглощено серебряною партіей?
   

III.
Существуетъ ли de facto образовательный цензъ для американскихъ избирателей?

   Во многихъ органахъ партій, потерпѣвшихъ пораженіе, причиною его при водится невѣжество массы избирателей, не способныхъ вникнуть въ сущность предлагаемыхъ имъ нововведеній.
   Посмотримъ теперь, насколько можетъ быть правды въ этихъ объясненіяхъ.
   Въ Соединенныхъ Штатахъ, какъ извѣстно, не существуетъ ни образовательнаго, ни имущественнаго ценза въ дѣлѣ подачи голосовъ при федеральныхъ выборахъ; на самомъ же дѣлѣ въ большинствѣ штатовъ голосованіе является дѣломъ настолько сложнымъ, что человѣку темному или непривычному приходится поступаться своимъ голосомъ, такъ какъ малѣйшей неисправности въ формѣ подачи избирательнаго билета или помѣтки такового достаточно для того, чтобы билетъ выбросили изъ счета.
   Взять хотя бы для примѣра штатъ Нью-Йоркъ. Каждый штатъ самъ установляетъ форму и правила для подачи избирателями голоса въ своихъ предѣлахъ, Нью-Йоркъ же я беру для примѣра потому, что здѣсь имѣется наибольшее число невѣжественныхъ избирателей въ числѣ прибывающихъ изъ Европы эмигрантовъ (однихъ русскихъ и польскихъ евреевъ въ штатѣ насчитывается до трехсотъ тысячъ душъ, изъ которыхъ уже навѣрное до 30,000 человѣкъ заручились правомъ голоса), а также и потому, что въ этомъ году на рѣшеніе избирателей представлено было здѣсь особенно много вопросовъ, помимо обычнаго комплекта кандидатовъ на выборныя должности.
   Голосованіе иногда происходить въ табачныхъ или иныхъ мелкихъ лавкахъ, закрытыхъ для публики въ этотъ день, но по большей части въ особыхъ домикахъ, сколоченныхъ изъ тесу для того, чтобы служить на одинъ день выборовъ, и поставленныхъ на самой улицѣ, у тротуара; въ такомъ домикѣ, за деревянными перилами, сидятъ избирательные клерки, которые спрашиваютъ у каждаго входящаго избирателя его имя и адресъ, справляются, занесено ли такое имя въ книгу предварительной регистраціи, ставятъ противъ него отмѣтку и вручаютъ избирателю полный комплектъ билетовъ. Получивъ билеты, избиратель удаляется въ одну изъ четырехъ или пяти будокъ, устроенныхъ, какъ стойла, вдоль одной изъ стѣнъ того же домика, и за нимъ затворяются коротенькія дверцы, оставляющія на виду его голову и ноги. Въ такой будкѣ каждому избирателю позволяется оставаться никакъ не болѣе десяти минутъ: если въ это время онъ не справился съ билетами, то голосъ его пропадаетъ и онъ обязанъ уступить мѣсто другому.
   Между тѣмъ, задача, представлявшаяся избирателю въ день выборовъ 6 ноября, была далеко не шуточная. Каждому изъ входящихъ выборные клерки вручали отъ 22 до 24 избирательныхъ билетовъ, 6 X 8 дюймовъ или 6 Х 10 величины каждый,-- размѣръ зависѣлъ отъ того, длиненъ ли списокъ мѣръ или именъ кандидатовъ той или другой партіи на билетѣ, или на немъ напечатано одно какое предложеніе, подлежащее въ данный день голосованію. Этою осенью интересъ къ выборамъ въ самомъ городѣ Нью-Йоркѣ чрезвычайно былъ обостренъ вслѣдствіе энергическаго вмѣшательства въ политику людей и организацій, стремившихся свергнуть иго Таммани Холлъ и разславившихъ порочные методы этой старой организаціи демократической партіи на весь штатъ, на весь, можно сказать, союзъ штатовъ... И вотъ 6 ноября, въ числѣ 22 билетовъ, предлагаемыхъ избирателю въ большинствѣ кварталовъ города, было восемь билетовъ со списками кандидатовъ различныхъ партій: кандидата на губернатора штата, мэра города и другихъ должностныхъ лицъ, членовъ законодательнаго собранія и конгрессмэновъ отъ партій регулярно-демократической, республиканской, отъ Empire State Democracy, отъ Democratic Reform Organization, отъ New-York State Democracy, отъ рабочей соціалистической партіи, отъ партіи народнической и отъ прогибиціонистовъ, т.-е. партіи принудительной трезвости. Тамъ, гдѣ новые волонтеры-реформаторы предъявляли своихъ кандидатовъ, избирателямъ выдавались еще добавочные билеты отъ партіи хорошаго управленія -- Good government party. Кромѣ того, кандидату выдавалось пять билетовъ за и пять билетовъ противъ пяти различныхъ поправокъ къ конституціи штата или группы предлагаемыхъ новыхъ мѣръ; затѣмъ по два билета за и противъ желательности постройки на счетъ города подземной желѣзной дороги и соединенія подъ однимъ муниципальнымъ управленіемъ Нью-Йорка и смежныхъ съ нимъ городовъ того же штата Нью-Йорка: огромнаго Бруклина и около двадцати мелкихъ городковъ, занимающихъ въ общей сложности площадь въ 317,7 мили. Чтобы не возвращаться уже къ этому вопросу, скажемъ теперь же, что избиратели высказались за желательность этихъ двухъ послѣднихъ предложеній, и новоизбранное законодательное собраніе штата выработаетъ теперь способы къ осуществленію того и другого: городу разрѣшается произвести на первый разъ заемъ въ пятьдесятъ милліоновъ долларовъ на по. стройку подземной дороги. На одномъ изъ избирательныхъ билетовъ предлагалось высказаться разомъ касательно принятія или отверженія 31 поправки къ конституціи штата.
   Когда избиратель, держа въ рукахъ пачку изъ 22-хъ или 24-хъ билетовъ, удалялся въ будку, то онъ тамъ въ теченіе десяти минутъ долженъ былъ не только отобрать тѣ билеты, которые желалъ вотировать, но и сложить каждый изъ этихъ билетовъ въ отдѣльности не иначе, какъ предписаннымъ закономъ способомъ, т.-е. чтобы не видно было снаружи ничего, кромѣ нумера билета, затѣмъ сложить вмѣстѣ всѣ остальные билеты, вручить тѣ и другіе, при выходѣ изъ будки, выборному клерку и посмотрѣть за тѣмъ, какъ тотъ разорветъ, броситъ отверженные избирателемъ билеты и, оторвавъ нумера билетовъ, имъ вотируемыхъ, опуститъ ихъ въ надлежащіе избирательные ящики. Въ избирательныхъ будкахъ имѣются пюпитры, чернила и перья, и избиратель можетъ по желанію вычеркивать какія хочетъ имена въ спискахъ кандидатовъ, вписывая на ихъ мѣсто другія, или же наклеивая на билетъ ленточки съ напечатанными на нихъ именами кандидатовъ иныхъ группъ; эти ленточки именъ съ пластомъ клея на оборотной сторонѣ даромъ предлагаются агентами различныхъ партій избирателямъ въ самыхъ мѣстахъ голосованія; агентамъ этимъ, впрочемъ, не дозволяется подходить ближе, чѣмъ на полтораста футовъ къ самимъ будкамъ. Помимо этого каждый голосователь передъ выборами получаетъ отъ заправителей различныхъ партій такія ленточки (pasters) цѣлыми дюжинами по почтѣ и онъ можетъ захватить ихъ съ собой въ будку. Одинъ мой знакомый получилъ по почтѣ 22 различныхъ такихъ списка при воззваніяхъ отъ различныхъ организацій.
   Для того, чтобы разобраться во всей этой массѣ билетовъ, бѣгло просмотрѣть ихъ, вставить въ нихъ новыя имена, сложить билеты и подать ихъ, требуется не малое знакомство съ дѣломъ и расторопность, тѣмъ болѣе, что даже помогать избирателю выбирать или складывать билеты не позволяется никому, иначе какъ когда тотъ слѣпъ или же не владѣетъ руками, о чемъ, впрочемъ, долженъ представить формальное свидѣтельство.
   Удивляться ли въ виду всего этого тому, что въ городѣ Нью-Йоркѣ записано было въ регистрахъ свыше 285,000 избирателей, а 6 ноября правильно поданныхъ и сочтенныхъ голосовъ оказалось не болѣе 265,000? И это число свидѣтельствуетъ о столь высокомъ уровнѣ развитія избирателей, который едва ли найдется въ какомъ другомъ большомъ городѣ цивилизованнаго міра: въ Нью-Йоркѣ, вѣдь, насчитывается теперь 1.900,000 жителей, а одинъ голосователь приходится здѣсь, среднимъ числомъ, на каждыя шесть или семь душъ населенія.
   Конечно, множество билетовъ портилось избирателями, имѣвшими право требовать въ такомъ случаѣ свѣжіе билеты, но ихъ и напечатано было для одного города Нью-Йорка, на счетъ штата, двадцать милліоновъ штукъ, на изготовленіе которыхъ пошло, какъ говорятъ, свыше ста тоннъ бумаги, а на связываніе ихъ въ пачки -- до восьми сотъ фунтовъ тонкой бичевы.
   Таммани Холль,-- организація, имѣющая наибольшее число невѣжественныхъ и безграмотныхъ приверженцевъ,-- заблаговременно выдавала инструкціи насчетъ того, чтобъ эти люди не мѣшкали въ будкахъ надъ билетами, а выбирали бы скорѣе списки кандидатовъ Таммани Холлъ и подавали бы эти одни, не тратя времени на вотированіе поправокъ къ конституціи и по другимъ предложеннымъ вопросамъ. Такимъ порядкомъ троимъ послѣдователямъ Таммани удавалось вотировать въ теченіе десяти минутъ, которыя у другихъ, притомъ, просвѣщенныхъ избирателей цѣликомъ уходили на подачу одного голоса.
   Надо сказать, что такая сложная система голосованія, по всей вѣроятности, въ послѣдній разъ дѣйствуетъ въ Нью-Йоркѣ: требованія на ея упрощеніе слишкомъ велики. Весьма также вѣроятно, что принято будетъ и узаконено вотированіе посредствомъ машинъ, недавно здѣсь изобрѣтенныхъ и оказывающихся весьма практичными. При этихъ машинахъ выставляются списки именъ кандидатовъ всѣхъ партій и тѣхъ мѣръ, которыя предлагаются на выборъ избирателямъ: избирателю предоставляется лишь нажимать пуговку при каждомъ имени или предложеніи, за которыя онъ желаетъ вотировать, и голосъ его заносится въ списки механическимъ способомъ. Правда, что стоимость этихъ машинъ исчисляется по сорока долларовъ каждая, но расходы на нихъ окупятся въ короткое время, такъ какъ машины могутъ служить многіе годы, а ими устраняется обычный расходъ въ 40,000 долларовъ на одно печатаніе оффиціальныхъ билетовъ при каждыхъ выборахъ, да, притомъ, ими чуть ли не втрое сокращается число выборныхъ участковъ. На-дняхъ здѣсь произведены были пробы этимъ машинамъ, и въ результатѣ оказалось, что на каждой изъ нихъ свободно могутъ вотировать до 500 человѣкъ за тѣ десять часовъ, что, обыкновенно, опредѣляются закономъ на подачу голосовъ, а сочтены могутъ быть поданные голоса въ теченіе какихъ-нибудь 35-ти минутъ времени, причемъ результаты не могутъ ни мошеннически подтасовываться, ни подвергаться какому-либо сомнѣнію.

В. Макъ-Гаханъ.

(Продолженіе слѣдуетъ).

"Русская Мысль", кн.II, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru