Мак-Гахан Варвара Николаевна
Злобы дня в Соединенных Штатах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ПИСЬМА ИЗЪ АМЕРИКИ.

XXIX.
Злобы дня въ Соединенныхъ Штатахъ.

Подготовленіе строгихъ ограниченій относительно эмиграціи.-- Права иностранцевъ на недвижимую собственность.-- Чѣмъ не угодили японцы.-- Странная подкладка американскаго ригоризма.-- Докторъ Р. Реннсфордъ и поднятая имъ буря.-- Борьба съ пьянствомъ.-- Политическая сила кабака.-- Знаменательныя явленія въ средѣ протестантскаго духовенства.-- Учрежденіе римско-католической Чатокуа.

   Въ одномъ изъ послѣднихъ моихъ писемъ я упомянула о все возростающихъ въ образованныхъ классахъ Америки опасеніяхъ по поводу огромной эмиграціи изъ Европы. Но пока дѣло ограничивалось газетной агитаціей, обсуждалось въ университетахъ и съ церковныхъ каѳедръ -- конгрессъ бездѣйствовалъ. Когда же, вслѣдъ за тѣмъ, протесты стали раздаваться изъ рабочихъ союзовъ и изъ печатныхъ органовъ, заявляющихъ, что протекціонизмъ существуетъ лишь фиктивный, на пользу капиталистовъ, тогда какъ приливу неограниченнаго числа рабочихъ рукъ изъ Европы, подрывающихъ здѣсь цѣны на трудъ, не ставятся никакія преграды,-- конгрессъ принялся дѣйствовать энергично. Въ настоящее время, когда въ восточныхъ штатахъ Союза возникла упорная, жестокая стачка каменоломщиковъ, грозящая перейти въ стачку рабочихъ во всѣхъ отрасляхъ строительнаго дѣла и лишить заработка многія сотни тысячъ американцевъ, замѣняемыхъ пришлыми изъ Европы эмигрантами, -- конгрессъ напрягаетъ всѣ усилія, чтобъ какъ можно скорѣе провести билль, который успокоилъ бы рабочія массы.
   И вотъ въ настоящее время конгрессъ занялся выработкою новаго эмиграціоннаго билля, разсчитаннаго на то, чтобъ по возможности затруднить приливъ эмиграціонной волны въ Соединенные Штаты. Надъ этимъ биллемъ усиленно работаетъ общій комитетъ, наряженный совмѣстно обѣими палатами конгресса -- сенатомъ и палатою представителей; комитетъ этотъ располагаетъ неограниченными средствами и на него возлагаются большія надежды.
   Надо замѣтить, однако, что комитетъ преслѣдуетъ въ данномъ случаѣ и одну частную цѣль -- именно, выработкою мѣръ противъ эмиграціи задобрить рабочія массы страны, тяготѣющія къ новой политической партіи, принявшей названіе народной партіи.
   Энергія комитета, работающаго надъ новымъ эмиграціоннымъ биллемъ, еще подстрекается петиціей, представленной 31-го мая конгрессу сенаторомъ отъ Нью-Іорка Хискокомъ. Петиція эта, снабженная подписями многихъ видныхъ гражданъ Нью-Іорка, ходатайствуетъ передъ конгрессомъ о томъ, чтобъ немедля назначенъ былъ комитетъ для изслѣдованія теперешнихъ методовъ натурализаціи иностранцевъ,-- какъ эти методы практикуются въ Нью-Іоркѣ. Указывается при этомъ на тотъ общеизвѣстный фактъ, что передъ каждыми выборами агенты той или другой политической партіи устраиваютъ здѣсь натурализацію иностранцевъ "гуртомъ", вопреки всѣмъ ограниченіямъ, постановляемымъ законами, и тотчасъ же затѣмъ сгоняютъ ихъ къ мѣстамъ подачи голосовъ, научая ихъ, какъ и за кого подавать голоса.
   Конечно, въ виду этой усиленной дѣятельности конгресса, обѣщающей установить драконовскія мѣры противъ эмиграціи, не бездѣйствуютъ и ревнители безпрепятственнаго допущенія сюда европейцевъ. Эти послѣдніе пустили въ ходъ новый весьма вѣсскій аргументъ, указывая на то, что естественный приростъ населенія среди коренныхъ американцевъ такъ малъ, что, будь они предоставлены самимъ себѣ, Соединенные Штаты были-бы столь-же незначительною страною, какъ Канада.
   И, дѣйствительно, не будь со времени американской революціи никакого прилива эмигрантовъ изъ Европы, въ Соединенныхъ Штатахъ насчитывалось-бы не 65 милліоновъ населенія, какъ теперь, а всего лишь какихъ-нибудь 25 милліоновъ, которые уже, конечно, не смогли-бы устроить тѣ 170,000 миль желѣзныхъ дорогъ и обширныхъ водяныхъ путей, которыми славятся американцы теперь; также не удалось-бы имъ, конечно, и заселить за одно столѣтіе 1.500,000 квадратныхъ миль территоріи.
   Тѣмъ не менѣе народное предубѣжденіе противъ наплыва иностранцевъ такъ велико, что постоянно отзывается на дѣйствіяхъ законодательныхъ палатъ страны. Особенно ярко проявился фактъ этотъ въ конгрессѣ, когда поднятъ былъ вопросъ о правахъ собственности иностранцевъ: при этомъ случаѣ палата отказалась удѣлить хотя-бы полчаса на дебаты и подавляющимъ большинствомъ рѣшила запретить иностранцамъ владѣть недвижимой собственностью, какъ въ Колумбійскомъ округѣ (включающемъ городъ Вашингтонъ), такъ и во всѣхъ территоріяхъ -- т. е. во всѣхъ частяхъ страны, подчиненныхъ юрисдикціи федеральнаго конгресса; единственное изъ этого правила исключеніе было сдѣлано въ пользу иностранныхъ посольствъ, которымъ дозволено владѣть землею и домами для своего помѣщенія въ федеральной столицѣ Союза.
   Противъ этого билля въ конгрессѣ вотировали всего 6 представителей, а 210 человѣкъ высказалось за него безо всякихъ дебатовъ.
   Вслѣдъ затѣмъ той-же политикѣ попытались было слѣдовать и отдѣльные штаты: угрожающее странѣ истощеніе публичныхъ земель, которыя до сей поры предоставлялись даромъ въ распоряженіе поселенцевъ, во многихъ вызывало неодолимое желаніе устранить иностранцевъ-землевладѣльцевъ. И вотъ, штаты Айова, Иллинойсъ и Техасъ одинъ за другимъ стали проводить законы, запрещающіе иностранцамъ владѣть въ ихъ предѣлахъ земельною собственностью; эти законы однако-же были затѣмъ объявлены верховными судами данныхъ штатовъ противными ихъ конституціи и отмѣнены. Что-же касается территорій, въ которыхъ по волѣ конгресса эта мѣра утверждена, -- то тамъ ею чрезвычайно недовольны съ той поры, какъ, благодаря этому запрещенію, эмигранты стали обходить территоріи, и ростъ населенія и разработка богатствъ этихъ послѣднихъ замедлились изъ-за недостатка на мѣстѣ рабочихъ рукъ и иностранныхъ капиталовъ.
   Такого рода колебанія -- между стремленіемъ американцевъ охранить теперешній характеръ своей національности и боязнью подвергнуть себя невознаградимому финансовому ущербу -- производятъ большое замѣшательство въ странѣ.
   Чтобы объяснить такое настроеніе американцевъ по отношенію къ иностранцамъ, нужно принять во вниманіе тѣ жизненные факты, которые раздражаютъ народное воображеніе, не дисциплинированное въ духѣ гуманности и терпимости. Изо дня въ день газеты и оффиціальныя бюллетени публикуютъ слѣдующія, напримѣръ, сообщенія, которыя я извлекаю, на удачу, изъ массы имъ подобныхъ.
   "Болѣе половины населенія штата Уисконсина состоитъ изъ переселенцевъ изъ Европы"... "Многія изъ графствъ Миннесоты можно пройти изъ конца въ конецъ, не услышавъ англійскаго слова"... "2,114 эмигрантовъ изъ Европы прибыло въ Нью-Іоркъ 25 апрѣля на пароходѣ Дармштадтъ, компаніи Nord Deutscher Lloyd; эти эмигранты прибыли сюда изъ Германіи, Швеціи, Россіи... За всю настоящую недѣлю прибыло въ одинъ портъ Нью-Іорка свыше десяти тысячъ эмигрантовъ"... "Въ одной изъ публичныхъ школъ города Нью-Іорка" (безплатныхъ) "насчитывается 710 учениковъ, изъ которыхъ всѣ, за исключеніемъ десяти человѣкъ -- иностранцы по мѣсторожденію и языку... Для удобства учениковъ въ этой школѣ, какъ и въ другихъ ей подобныхъ, преподаются, помимо англійскаго, и иностранные языки"...
   Въ виду этихъ фактовъ становится понятнымъ, что законы, закрывающіе китайцамъ доступъ въ страну, проведены именно подъ тѣмъ предлогомъ, что китайцы селятся особнякомъ, держатся своего языка и обычаевъ и не сливаются съ мѣстнымъ населеніемъ. Между тѣмъ, такія-же тенденціи проявляются норвежцами, шведами и нѣмцами въ штатахъ далекаго запада и итальянцами, поляками, венгерцами по большимъ городамъ востока. Съ другой стороны не мѣшаетъ отмѣтить и то, что прибывающіе сюда японцы держатся совершенно иной тактики, чѣмъ китайцы, а между тѣмъ и противъ нихъ поднимаются за послѣднее время протесты, грозящіе установленіемъ закона, закрывающаго сюда доступъ японцамъ наравнѣ съ китайцами. Причины антипатіи къ японцамъ такъ своеобразны, что на нихъ стоитъ здѣсь остановиться.
   Японцы, какъ уже сказано выше, по образу жизни составляютъ совершенную противоположность китайцамъ: вмѣсто того, чтобы селиться, подобно послѣднимъ, по трущобамъ, особнякомъ отъ американцевъ -- японцы, съ перваго дня прибытія въ страну, стараются держаться американскаго общества, изучаютъ англійскій языкъ, одѣваются въ американское платье, проявляютъ добродушіе, большую общительность, чистоплотность, тактъ и сообразительность. Притомъ, японцы сюда пріѣзжаютъ не ради работы, какъ китайцы, а съ тѣмъ, чтобы учиться. Огромное большинство прибывающихъ въ Соединенные Штаты японцевъ -- молодые люди, отчасти въ отроческомъ возрастѣ: такъ, напримѣръ, въ теченіи апрѣля настоящаго года въ портъ Санъ-Франциско прибыло 341 чел. японцевъ, изъ числа которыхъ 335 мужчинъ и всего 6 женщинъ, а въ самомъ городѣ Сан-Франциско проживаетъ -- по сообщенію японскаго консула -- 3,866 японцевъ и 200 японокъ.
   Какъ-бы то ни было, но пріѣзжающіе сюда японцы -- все молодежь интеллигентная; возбуждаютъ же они антагонизмъ американскихъ рабочихъ союзовъ тѣмъ, что готовы работать за пустяшную плату: многія американскія семьи, въ штатахъ запада, недостаточно богатыя, чтобы держать прислугу, теперь берутъ къ себѣ на домъ японцевъ, которые, за столъ и комнату, справляютъ разныя домашнія работы, однако-же, съ правомъ посѣщать школы днемъ и учиться у себя въ комнатѣ по вечерамъ.
   Такое отношеніе къ бѣдной учащейся молодежи объясняется отчасти и общими жизненными взглядами американцевъ. Обыкновенно, молодые американцы, стремящіеся къ высшему образованію, но не имѣющіе на то денежныхъ средствъ, задумавъ поступить въ высшее учебное заведеніе, принимаются усиленно работать на первомъ открывающемся имъ поприщѣ за обычную плату, или же нанимаются на время въ сельскіе учителя, пока не скопятъ извѣстную сумму для обезпеченія себѣ существованія на все время пребыванія въ высшемъ учебномъ заведеніи. Тѣ же, которые сразу поступаютъ въ учебное заведеніе -- на-авось, расчитывая кое-какъ просуществовать заработкомъ за года ученья, недосыпая и недоѣдая -- не внушаютъ американцамъ ни уваженія, ни довѣрія.
   Вообще американскія рабочія массы чуждаются незванныхъ гостей-европейцевъ и стараются не плодить многочисленныхъ семей -- дабы, какъ они заявляютъ, "не вынуждать нашихъ дѣтей состязаться на рабочихъ рынкахъ съ ордами эмигрантовъ, привычки и обычаи которыхъ возбуждаютъ наше отвращеніе"...
   Эту новую тенденцію американской жизни слѣдуетъ теперь принимать во вниманіе, судя обо всемъ, что дѣлается въ Америкѣ -- и не въ одной лишь сферѣ законодательства, отвѣчающей на прямые запросы избирателей. Нельзя удивляться и тому, что, подъ вліяніемъ опасеній за цѣльность своего національнаго характера, американцы склонны подчасъ поддаваться всяческой нетерпимости и даже очень своеобразному ригоризму. Взять хотя бы для примѣра волнующій здѣсь теперь публику вопросъ о томъ: оставлять-ли всемірную выставку въ Чикаго открытою по воскреснымъ днямъ, или же обязательно закрывать ее, ради "святости субботняго дня", столь ревниво оберегаемаго первыми американскими переселенцами. Что пуританскія идеи о требованіяхъ воскреснаго дня вымираютъ -- это ясно изъ того, что въ Нью-Іоркѣ, напримѣръ, по воскресеньямъ играетъ городской оркестръ въ Центральномъ Паркѣ, открыты музеи и даются даже концерты, а въ Чикаго, по воскреснымъ днямъ даже и театры открыты, какъ въ Европѣ, чего нѣтъ ни въ одномъ другомъ большомъ городѣ Соединенныхъ Штатовъ. На что уже блюдетъ свое поведеніе въ настоящее время президентъ Харрисонъ, притомъ еще какъ строгій протестантъ-пресвитерьянецъ, привыкшій держаться строгости пресвитерьянскаго воскресенья; однако-же на-дняхъ, очутившись въ воскресенье въ одномъ провинціальномъ городѣ Нью-Іорка, въ Рочестерѣ, президентъ Харрисонъ, дѣйствительно, два раза въ день посѣтилъ церковь, но въ тотъ же день осмотрѣлъ и мѣстную картинную галерею -- вещь неслыханно скандалезная съ пуританской точки зрѣнія.
   Какъ-бы то ни было, а конгрессъ уже постановилъ, что правительственный отдѣлъ на выставкѣ Чикаго имѣетъ быть по воскреснымъ днямъ закрытъ; а теперь въ конгрессъ поступаютъ со всѣхъ сторонъ петиціи, съ сотнями тысячъ подписей, ходатайствующія о томъ, чтобы совсѣмъ не допускать открытія выставки въ Чикаго по воскреснымъ днямъ.
   Въ разговорѣ съ вами американцы либеральнаго воззрѣнія либо обходятъ этотъ вопросъ, либо же говорятъ, что это дѣлается по примѣру укоренившагося обычая въ протестантскихъ странахъ; напоминаютъ о томъ фактѣ, что какъ лондонская всемірная выставка, такъ и филадельфійская закрывались совсѣмъ по воскреснымъ днямъ. Да и то сказать -- говорятъ они -- слишкомъ и безъ того много уступокъ дѣлается въ Америкѣ за послѣдніе годы европейскому міровоззрѣнію; не мѣшаетъ поэтому хотя бы въ чемъ-нибудь обнаружить самостоятельность и твердость національныхъ принциповъ.
   Поразительное "знаменіе времени" проявлено было на-дняхъ однимъ изъ самыхъ популярныхъ и вліятельныхъ протестантскихъ пасторовъ -- Dr. Rainsford, дѣятельность котораго проявилась особенно блистательно на поприщѣ сближенія и взаимодѣйствія образованной богатой молодежи и молодыхъ ремесленниковъ въ организованныхъ имъ клубахъ при его церкви Св. Георгія. Въ клубахъ этихъ молодые свѣтскіе люди и богатыя дѣвушки прихода доктора Рейнсфорда дежурятъ поочередно, занимая бесѣдами и развлеченіями молодыхъ ремесленниковъ и фабричныхъ дѣвушекъ, съ цѣлью облагораживать характеръ и дѣятельность послѣднихъ.
   Самъ докторъ Рейнсфордъ -- англичанинъ изъ Канады и личность весьма оригинальная. Онъ пасторъ епископальнаго толка -- такъ называемой "высокой церкви", которая лѣтъ двадцать назадъ дѣлала попытки къ соединенію съ православной русской церковью. Рейнсфордъ -- человѣкъ еще молодой и истый англичанинъ по вкусамъ, энергіи и независимости характера; въ повседневной жизни онъ не проявляетъ ничего клерикальнаго и этимъ нерѣдко скандализируетъ своихъ менѣе прогрессивныхъ собратьевъ. Такъ, между прочимъ, онъ страстный охотникъ и при всякой возможности предается этой страсти, чего никто изъ другихъ духовныхъ лицъ себѣ не позволяетъ. Отъ прихожанъ своихъ докторъ Рейнсфордъ требуетъ не столько набожности и щедрости на милостыню, сколько личныхъ услугъ и денежныхъ пожертвованій на лучшее устройство быта неимущихъ прихожанъ.
   Этого бѣглаго очерка личности доктора достаточно для того, чтобы дать понятіе о той сенсаціи, какая произведена была имъ въ Нью-Іоркѣ, когда недѣли двѣ тому назадъ онъ |съ церковной каѳедры Св. Георгія заявилъ, что, по его мнѣнію, склонность къ хмельнымъ напиткамъ въ народныхъ массахъ неискоренима и что, слѣдовательно, вмѣсто всякихъ стараній "упразднить" кабакъ, пасторамъ и пособникамъ ихъ изъ прихожанъ лучше было бы стараться забрать питейныя заведенія въ свои руки и вести ихъ такъ, чтобы превратить ихъ въ приличныя мѣста, гдѣ бы продавались легкія вина и пиво, но отнюдь не уиски и подобные тому крѣпкіе напитки.
   Заявленіе это вызвало цѣлую бурю въ клерикальныхъ и общественныхъ слояхъ; объ этомъ теперь говорятъ и спорятъ по всему пространству Соединенныхъ Штатовъ, такъ какъ въ затронутомъ вопросѣ косвенно замѣшаны интересы вліятельныхъ людей самыхъ различныхъ категорій. Огромное большинство духовенства всѣхъ церквей и религіозныхъ толковъ въ Соединенныхъ Штатахъ -- ревностные противники пьянства и борцы за искорененіе привычки къ хмельнымъ напиткамъ. Духовныя лица -- и навѣрное, девять десятыхъ таковыхъ по всему пространству страны -- совершенно искренни въ этой борьбѣ съ пьянствомъ; большинство ихъ положительно въ ротъ хмельного не беретъ, употребляя всѣ усилія къ устройству при своихъ приходахъ клубовъ и обществъ трезвости и сильно склонны къ прогибиціонизму -- воспрещенію закономъ выдѣлки и продажи спиртныхъ напитковъ. И такимъ-то людямъ, послѣ многолѣтней борьбы съ пьянствомъ, пришлось услышать такое удивительное заявленіе ихъ же собрата. Приверженцы Рейнсфорда стараются истолковать его рѣзкое предложеніе тѣмъ, что онъ, будто, имѣлъ въ виду превращеніе кабаковъ въ нѣкоторое подобіе нѣмецкихъ Bier-Garten, куда нѣмцы, въ сопровожденіи своихъ семействъ, сходятся выпить стаканъ пива и послушать музыку.
   Если огромное большинство американцевъ -- особенно въ провинціи -- люди непьющіе и готовые всячески содѣйствовать дѣлу распространенія въ народѣ трезвости, то въ большихъ городахъ востока они составляютъ меньшинство, и тутъ вліяніе съ одной стороны собственниковъ кабаковъ и съ другой ярыхъ политиканъ слишкомъ велико, чтобы допустить кабаки -- эту силу въ рукахъ политиканъ -- перейти въ руки духовенства и добропорядочныхъ гражданъ. Какое для политиканъ имѣютъ значеніе кабаки, можно судить хотя-бы изъ слѣдующаго: въ Нью-Іоркѣ, напримѣръ, насчитывается до 9,000 кабаковъ всѣхъ разрядовъ, начиная съ грязной, прирѣчной пивной и кончая чистыми привлекательными, даже роскошными питейными заведеніями, которыя здѣсь имѣются не только въ богатыхъ кварталахъ, но и тамъ, гдѣ обитаютъ исключительно бѣдные ремесленные классы. Эти 9,000 кабаковъ въ Нью-Іоркѣ содержатся по преимуществу лицами весьма сомнительнаго прошлаго и далеко не богатыми: подтвержденіемъ этого является тотъ фактъ, что въ 5,000 этихъ кабаковъ вся движимость заложена крупнымъ пивоварамъ и винокурамъ города, которыхъ здѣсь насчитывается двадцать человѣкъ. Кабатчики же, въ свою очередь, опутываютъ съ головы до ногъ своихъ завсегдателей. Все это вошло въ строгую систему. Политиканы состоятъ съ винокурами, пивоварами и кабатчиками въ крѣпкой дружбѣ. Опираясь на защиту политиканъ, кабатчики ни въ грошъ не ставятъ законовъ и въ благодарность за эту независимость они предоставляютъ въ распоряженіе городскихъ политиканъ тѣ 40,000 голосовъ избирателей, которые находятся подъ ихъ контролемъ. Сорока тысячъ голосовъ въ Нью-Іоркѣ болѣе чѣмъ достаточно для того, чтобы при выборахъ перетянуть побѣду въ сторону той или другой политической партіи -- вслѣдствіе чего обѣ главныя партіи ухаживаютъ за кабатчиками и ихъ патронами. Голоса же города Нью-Іорка во многихъ случаяхъ рѣшали и исходъ національныхъ выборовъ.
   Какимъ способомъ вырвать питейное дѣло изъ рукъ нынѣшнихъ его заправилъ -- докторъ Рейнсфордъ не говоритъ, но рѣшительно настаиваетъ на необходимости измѣненія акцизныхъ законовъ-въ томъ смыслѣ, чтобы продажа на выносъ пива разрѣшена была въ извѣстные часы воскреснаго дня, такъ, чтобы рабочій могъ брать напитокъ на домъ. Эта мѣра предлагалась, впрочемъ, еще раньше эксъ-мэромъ Хюэттъ и однимъ виднымъ проповѣдникомъ Нью-Іорка, но не приводилась въ исполненіе, хотя вплоть до послѣднихъ двухъ мѣсяцевъ во всѣ почти запертые по воскреснымъ днямъ кабаки можно было безо всякаго затрудненія проникать съ бокового хода и получать напитки безъ ограниченія.
   Противъ этого обхода закона возсталъ также пасторъ Rev. Mr. Parkhurst, пресвитерьянецъ, состоящій президентомъ Общества предупрежденія преступности. Докторъ Паркхёрстъ произвелъ сенсацію несравненно большую, чѣмъ докторъ Рейнсфордъ. Въ качествѣ президента упомянутаго общества онъ имѣлъ возможность близко ознакомиться съ городскими порядками и, мѣсяца съ два тому назадъ, съ церковной каѳедры сталъ говорить по этому поводу, указывая на ту неблаговидную роль, какую играетъ въ данномъ случаѣ мѣстная полиція, которая беретъ съ содержателей кабаковъ, игорныхъ домовъ и другихъ вертеповъ взятки и всячески охраняетъ ихъ отъ законной кары. "А полиція,-- присовокуплялъ докторъ Паркхёрстъ,-- чувствуетъ себя въ полной безопасности, заручившись покровительствомъ сильной политической (демократической) организаціи Таммани Халлъ, съ которой она дѣлится взятками, такимъ образомъ полицейскимъ капитанамъ удается, при скромномъ жалованьи въ какихъ-нибудь 2,000 долларовъ въ годъ, строить себѣ цѣлыя каменныя палаты"...
   Понятно, какую сенсацію произвело заявленіе доктора Паркхёрста. но послѣдній не ограничился этимъ. Онъ явился со своими. обвиненіями передъ Grand Jury и, сверхъ того, въ сопровожденіи двухъ своихъ прихожанъ изъ числа богатыхъ, свѣтскихъ и уважаемыхъ людей обошелъ нѣсколько вертеповъ, гдѣ присутствовалъ при самыхъ ужасныхъ представленіяхъ, даваемыхъ въ этихъ домахъ на утѣху посѣтителей. При нѣкоторыхъ изъ этихъ домовъ докторъ засталъ даже и полисменовъ, которые, за плату отъ содержательницы вертепа, сторожили у входа въ то время, какъ промышляющія тамъ особы выходили на улицу и зазывали прохожихъ, за что въ Нью-Іоркѣ полагается арестъ, такъ какъ проституція по законамъ здѣсь строго воспрещена.
   Въ слѣдующее затѣмъ воскресенье докторъ Паркхёрстъ -- опять же съ церковной каѳедры -- оповѣстилъ, въ общихъ чертахъ, объ ужасахъ, которыхъ былъ свидѣтелемъ въ самыхъ даже респектабельныхъ кварталахъ нижняго города. Сенсація, произведенная этой рѣчью, не поддается описанію. Но докторъ Паркхёрстъ не только изложилъ свои наблюденія передъ тайнымъ совѣтомъ Grand Jury, но довелъ дѣло до судебнаго преслѣдованія хозяекъ двухъ посѣщенныхъ имъ вертеповъ. Обѣ, признанныя виновными, сосланы въ рабочій домъ -- одна на десять мѣсяцевъ, другая на годъ. Вещи, обнаружившіяся на судѣ, были до того возмутительны, и скандалъ вышелъ такой, что одинъ изъ сопровождавшихъ доктора Паркхёрста въ его экскурсіяхъ заболѣлъ отъ нервнаго возбужденія и не оправился еще до сихъ поръ; одно время опасались даже за его разсудокъ.
   Въ результатѣ этихъ разоблаченій предсѣдателя Общества предупрежденія преступности, явилось то, что Byrnes, новый, крайне энергичный начальникъ нью-іоркской полиціи, употребилъ всѣ зависящія отъ него средства, чтобы прекратить наиболѣе вопіющія нарушенія законовъ въ городѣ. Въ теченіе нѣсколькихъ недѣль аресты въ средѣ кабатчиковъ производились сотнями и, наконецъ, Байрнсъ добился того, что по воскреснымъ днямъ не только никому нельзя пробраться въ кабакъ, но и въ ресторанахъ и отеляхъ нельзя получить вина или пива иначе, какъ заказывая притомъ порцію какого-нибудь кушанья. Почти всѣ игорные дома и другіе вертепы закрыты, причемъ, по заявленію полиціи, проститутокъ, обитавшихъ въ этихъ вертепахъ, оказалось до 40 тысячъ.
   Въ концѣ концовъ Паркхёрстъ восторжествовалъ по всей линіи. На прошлой недѣлѣ въ Cooper Union собрался митингъ monstre для выраженія ему благодарности за его безстрашную службу на пользу общества. На митингѣ присутствовало свыше 3,500 человѣкъ, и доктору сдѣланы были восторженныя оваціи. А что одобреніе пастору выражается не одними зажиточными классами, видно хотя-бы изъ слѣдующаго инцидента: въ настоящее время въ восточныхъ штатахъ возникла упорная стачка, захватившая 50,000 человѣкъ рабочихъ и грозящая огромнымъ развитіемъ по всей странѣ. И вотъ стачешники недавно обратились къ доктору Паркхёрсту съ просьбою уладить ихъ распри съ хозяевами,-- заявляя, что на его умъ и честность они вполнѣ полагаются... Къ сожалѣнію, докторъ Паркхёрстъ уѣзжалъ на лѣто въ Европу и исполнить просьбу стачешниковъ не былъ въ состояніи.
   Этими проявленіями независимой и замѣчательной по смѣлости дѣятельности протестантскихъ пасторовъ далеко не исчерпывается рядъ фактовъ, свидѣтельствующихъ о зарожденіи въ средѣ духовенства новаго, высокаго сознанія гражданскаго долга. Самые видные протестантскіе пасторы выступаютъ теперь передовыми борцами на жизненной аренѣ, пособниками властей въ утвержденіи законности, посредниками между различными классами гражданъ, слугами угнетенныхъ и пособниками всякаго, искренно посвятившаго себя борьбѣ съ бѣдностью, несправедливостью и невѣжествомъ.
   И такъ могуча эта волна прогресса, захватившая протестантское духовенство и удесятерившее его вліяніе на общество, что противъ нея не устояло и римско-католическое духовенство.
   Католическая церковь въ Соединенныхъ Штатахъ рѣзко отличается отъ таковой-же въ Европѣ: католическое духовенство въ Америкѣ значительно независимѣе и прогрессивнѣе европейскаго и римская курія ясно сознаетъ необходимость дѣлать уступки здѣшнему общественному мнѣнію, сообразуясь съ обычаями страны.
   Однимъ изъ самыхъ мощныхъ факторовъ распространенія протестантизма въ невѣжественныхъ массахъ были такъ называемые camp meetings, религіозныя сборища въ лѣсу, куда стекались массы людей на молитву. Опытъ показалъ, что эти сборища являются великимъ подспорьемъ протестантскихъ церквей, тѣмъ болѣе, что вносятъ, по характеру своему, весьма желательное душевное удовольствіе въ однообразную жизнь сельскаго люда и невѣжественныхъ негровъ.
   Съ теченіемъ времени при этихъ "лагерныхъ религіозныхъ митингахъ" выработались лѣтнія школы, установлены были систематическія чтенія по наукамъ и искусствамъ, съѣзды учителей и прочее, изъ чего въ концѣ концовъ образовалось извѣстное на весь міръ религіозно-образовательное учрежденіе Чатокуи (Chautoqua).
   А теперь вотъ и католики рѣшили воспользоваться опытомъ протестантскаго духовенства и примѣнить тѣ-же методы въ интересахъ католицизма въ Америкѣ. Высшіе представители католической іерархіи въ Соединенныхъ Штатахъ заявили, что наступающимъ лѣтомъ откроется католическая Chautoqua въ прелестномъ приморскомъ мѣстечкѣ Нью-Лондонъ, часахъ въ двухъ ѣзды отъ Нью-Іорка. И богатые католики жертвуютъ на это дѣло щедрою рукою, радуясь тому, что римская курія согласилась, наконецъ, признать тотъ фактъ, что церкви слѣдуетъ бороться противъ зла новыми орудіями, что "вѣра безъ дѣлъ -- мертва есть".

В. Макъ-Гаханъ

   "Сѣверный Вѣстникъ", Кн. 10, 1892
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru