Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 7
М., "Педагогика", 1986.
Командировка
1. Вид с аэроплана: просторная равнина, пересеченная большой рекой. От реки уходит приток, в устье которого небольшой судоремонтный завод -- несколько корпусов, доки, стоят суда, катера. Недалеко от завода поселок, -- он протянулся по берегу большой реки. В поселке избы и каменные флигеля. Здание школы заметно выделяется, выделяется и парк с хорошо расчерченными дорожками и зданием клуба. На этом здании узкий флаг на флагштоке. Через поселок бежит прямое, как стрела, шоссе, направляясь к большим городам. На берегу реки маленькая пристань.
Противоположный берег реки и берега притока за заводом покрыты лесом, в котором сосна и береза -- советский пейзаж в средней России поближе к западу.
2. В семье Орловых. Столовая -- чистая небольшая комната: стол, диван, цветы на окнах. На стене портрет Сталина, на другой стене небольшой портрет бритого человека.
Дверь во вторую комнату. В дверях стоит, прислонившись щекой к наличнику, Лена, девочка десяти лет. У нее мелкие черты, интересная косичка, связанная на затылке замысловатым бантиком. Лена внимательно наблюдает то, что происходит во второй комнате.
Из второй комнаты слышны голоса:
Борис. Надоело меня кормить? Рано!
Мать. Боря!
Борис. Вы попрекаете меня куском хлеба!
Мать. Боря! Что ты говоришь?
Из передней вошел Петя с книгами в руках. Ему двенадцать лет, он похож на сестру, но в его лице наклонность к серьезной мимике, и вообще в его движениях заметна некоторая раздумчивая сдержанность. Петя услышал спор во второй комнате, остановился, слушает.
Борис. Радуйтесь! Уеду в военное училище, не буду вас объедать!
Борис гневный, вышел из второй комнаты, по дороге небрежно отстранил Лену, не заметил брата, уступившего ему дорогу, вышел.
За ним из второй комнаты никто не выходит. Лена, оправившись от толчка, испуганно заглядывает туда. Потом она с заговорщицким видом оглядывается на Петю, он кивает ей головой -- подойди; она на носках подходит к нему. Петя смотрит на нее в упор, нацелившись не столько глазами, сколько лбом, и спрашивает тихо:
-- Плачет?
Лена. Нет...
Петя. А что?
Лена. Она... думает...
В противоположность брату Лена обладает очень выразительным движением лица. Сейчас она печальна и озабочена, и у нее нахмуренные брови.
Что-то стукнуло во второй комнате -- отодвинули стул. Дети напряженно ждут. Вышла мать, она комкает в руках носовой платок, но улыбается Пете, стараясь скрыть следы пережитого волнения. Она рада приходу младшего сына.
Лена встретила улыбку матери отраженно-искренно -- она просияла, ей даже захотелось подпрыгнуть, ударить в ладошки. Во всяком случае, она стоит уже рядом с матерью, и мать невольно положила ей руку на плечо.
Петя лучше разбирается в событиях. Он понимает, что мать расстроена, что она хочет скрыть это. Петя активно идет ей навстречу. Он говорит с звонким воодушевлением:
-- Мама! Ты знаешь, сегодня по географии "отлично"!
Мать (с теплой обыденной иронией). Какой ты у меня молодец! Лена, накрывай на стол.
Лена с готовностью присела возле буфета. Петя у окна раскладывает книги.
Петя. А по письму тоже "отлично"!
Чуть-чуть высунув язык, он картинно издали показывает матери тетрадь. Мать, направляясь к выходу, качнула головой:
-- Какие успехи!
Мать вышла. Лена поставила тарелки на стол. Петя спросил почти сурово, совершенно забыв о своих успехах:
-- А чего он кричал?
3. Улица. Палисадник у красного кирпичного заводского домика. Через палисадник ведет к дверям усыпанная песком дорожка. При входе в палисадник скамейка. На скамейке сидит Петя и смотрит вдаль. Лена стоит в калитке.
Петя. Главный инженер едет! Эх! Я тоже буду шофером!
Лена. А сколько Борис получает жалованья?
Петя. Начальник пристани! Это только так называется начальник!
К домику подкатил открытый газик. Главный инженер Василий Васильевич тяжело вышел из машины и направился к домику. Лена посторонилась и протяжно-нежно сказала:
-- Здравствуйте...
Василий Васильевич не заметил ее приветствия и прошел к дому. Лена проводила его взглядом, надулась и нахмурилась.
Петя. Сердитый какой!
Лена (сказала с нажимом и вызовом в поисках компенсации). Гриша! Здравствуйте...
Шофер Гриша, разворачиваясь, бросил на детей взгляд и ответил:
-- Здравствуйте, здравствуйте, детки! Газик убежал по дороге.
Лена (довольна. Она провожает машину искрящимся взглядом и смеется для себя). Как он сказал: детки!.. А женщины бывают шоферы?
4. Квартира главного инженера Василия Васильевича. Кабинет -- большая комната. На стенах портреты (в хороших репродукциях) Чайковского, Мусоргского, Пушкина, Дарвина. Большой ковер. На письменном столе бюст Ленина. Пианино. Строго и очень чисто.
Василий Васильевич в домашней курточке убирает на письменном столе -- большой белой тряпкой вытирает стекло, отдельные предметы. Он толстый, с небольшой одышкой, и лет ему не меньше пятидесяти пяти. Говорит басом хорошего наполнения, сдерживает голос. Вид у него почти всегда сердитый, и слова он произносит недовольным тоном, но в сущности он очень добрый и добродушный человек.
На диване красного дерева сидит мать Бориса. Она не старше сорока лет, лицо ее круглое и такой же дробной нежности, как у Лены, вообще склонно к радости, но в настоящее время мать имеет грустный вид.
Василий Васильевич (разводя руками: в одной -- тряпка, в другой пресс). Какой я советчик, соседка? Давно вижу, а только я не советчик.
Мать (с явным сожалением). У вас нет сыновей?
Василий Васильевич. Слава богу, нет. Ни сыновей, ни дочерей! Только теперь вижу, до чего это здорово! Вы подумайте: такой ужас! Окружить себя этими злодеями! На всю жизнь! Не-ет!
Мать. Они не злодеи!
Василий Васильевич. Ого!
Мать. Дети -- это радость, только...
Василий Васильевич. Пожалуйста! Кто хочет -- радуйтесь. Я -- пас!
5. Река. Высокий берег. У самого берега идет лодка. На ней одним веслом гребет Володя. Ему тринадцать лет. У него круглая стриженая голова, и он хорош собой, -- лицо серьезно-лукавое, из тех лиц, которые бывают у классных вожаков. В зависимости от нужды эти лица принимают самые разнообразные выражения -- от серьезно-внимательного до издевательски-веселого. Но вообще Володя человек дела, у него много энергии и прекрасная ориентировка. Он в трусиках и в нижней белой рубашке.
На краю берега, скрываясь от мира прибрежными кустами, сидят, обнявшись, Борис и Шура. Борис -- высокий, стройный, мохнатые брови и хорошая скульптура лица. Он в куртке Наркомвода, и рядом с ним лежит форменная фуражка.
Шура -- блондинка с перманентом. Она в том расцвете, когда каждая девушка кажется хорошенькой. Во всяком случае у нее пикантная фигурка. Юбка с некоторым усилием подчеркивает полноту бедер... Парочка заметила лодку и умерила объятия. Володя не обращает на парочку внимания. Его лодка приткнулась носом к берегу. Володя на корме устраивается с удочками. Насаживает червяка, посвистывает.
Борис. Эй ты, пацан!
Володя поднял лицо.
Борис. Ты отсюда... знаешь... проваливай!
Володя (встал в лодке, повернулся лицом к парочке). Я вам мешаю? (Он спросил приветливо, с некоторой прибавкой удивления).
Борис (угрожающе приподнялся). Ты... еще долго будешь разговаривать?
Володя (спокойно взялся за весло. Несколько раз гребнул, отплыл от берега и сказал громко). Это неправильно!
6. Другая часть берега. Лодка Володи подходит с реки. Здесь берег ниже. На берегу рядышком сидят Петя и Лена, они улыбаются, наблюдая, как действует Володя. Его лодка приткнулась к берегу. Володя стал в лодке в той самой позе, в какой он только что стоял перед Борисом, и тем же самым приветливо-удивленным голосом спросил:
-- Я вам мешаю?
Петя (ответил с мужественным понижением тона). Нет, вы нам нисколько не мешаете.
Лена (вежливо развела руками). Пожалуйста, пожалуйста. В общем они поддержали игру Володи.
7. Лодка отходит от берега, Петя гребет. Володя протягивает Лене маленькую удочку с пестрым покупным поплавком.
Володя. Только вы... женщины... разве вы можете ловить рыбу. Я еще не видел, чтобы женщина ловила рыбу. Отчего это так устроено, скажите, пожалуйста?
Лена. Потому, что женщина все время была рабой.
Володя. Отговорки. Рабы тоже ловили рыбу, если мужчины. А вы боитесь.
Лена. Я не боюсь.
Володя. Посмотрим, как вы не боитесь... Поедем на остров. (Лодка на середине реки.) Отчего твой брат так задается? Проваливай! Мой брат капитан, и то не задается.
Лена. Какой твой брат?
Володя. Какой! Капитан Тарасов!
8. Лодка плывет по реке. Слышен голос с берега острова.
Василий Васильевич. Эй, на лодке!
Петя. Есть, на лодке!
Володя (тихо), А кто это?
Василий Васильевич. Гребите-ка сюда!
Петя. Это Василий Васильевич -- главный инженер.
Володя (кричит). А чего нужно?
Василий Васильевич. Дело есть.
9. Лодка Володи подошла к берегу острова. Остров зарос березами, ивами и кустами. Ветви деревьев нависли над самой водой. Возле берега стоит маленькая моторка главного инженера. Сам Василий Васильевич, босой, в распоясанной рубахе, сидит на склоненном к воде стволе ивы и говорит недовольным голосом:
-- У вас есть черви?
Володя (стоя в лодке, несколько важно). Есть.
Василий Васильевич. Одолжите мне немного.
Володя. Вы, наверное, так хотите... без отдачи, да?
Василий Васильевич. А тебе жалко!
Володя. Нет, не жалко... Я могу дать, если вы., если вы, конечно, хороший человек.
Василий Васильевич (ухмыльнулся, бросил пристальный взгляд на Володю). Угу... Ну, что же... Я, кажется, человек... ничего себе.
Володя. А кто это может доказать?
Василий Васильевич (резко повернулся на стволе). Смотри ты какой! Да вот он меня знает.
Петя. Я знаю.
Лена. Вы с нами живете в одном доме и все ходите мимо. Я вам говорю "здравствуйте", а вы не говорите ничего. И молчите и даже не смотрите.
Все это Лена проговорила быстрым говорком, деловым и тем не менее немного смущенным, не отрываясь взглядом от лица Василия Васильевича. Володя захохотал, задрал руки. Петя поднял голову к сестре, доволен ее нападением. Василий Васильевич смотрит несколько ошеломленно на Лену, потом строго на Володю.
Володя. Ага! Видите, видите! А вы говорите: ничего себе. Не дам червей!
Василий Васильевич. Неужели? Я не отвечал тебе на поклон? (Лена пристально смотрит на Василия Васильевича и утвердительно кивает головой.) Это... действительно... свинство. Знаешь что, я очень прошу меня извинить. (Лена улыбается почти мечтательно.)
Володя (злорадно).Видите?
Василий Васильевич вовсе не подыгрывается к детям. Он совершенно серьезно раздражается и спорит. Его обижает придирчивость Володи. Он смотрит на Володю с негодованием и, забывая о своей просьбе, раздраженно говорит ему:
-- Вижу! Извинился! А ты, наверное, никогда не извиняешься! Володя (тоже обиделся. Этот толстяк просит червей и в то же время кричит). Не дам червей!
10. На берегу острова сидят рыболовы. Дети сидят рядышком. Возле Володи банка с червями. Василий Васильевич несколько отдельно. У Володи клюнуло. Он вытащил рыбку, лукаво посмотрел на Василия Васильевича, начал насаживать наживку.
Василий Васильевич забрасывает часто, поплевывает на крючок, наконец, говорит так, будто про себя:
-- Одна десятая червяка осталась. Угораздило с соседями... Мальчишки! Были бы охотники...
Пауза.
Володя что-то очень внимательно следит за поплавком. Потом не выдержал. Спросил спокойно, не глядя на собеседника:
-- А по-охотницки если... на моторке катают?
Василий Васильевич (так же угрюмо-хмуро, как будто ворчит про себя). По-охотницки... Охотник охотнику всегда поможет.
Володя. И на моторке.
Василий Васильевич. Ну а как же!
Снова пауза и более или менее специальные движения всех участвующих.
Василий Васильевич. Да... собственно говоря... у меня... такой самый...
11. Борис и Шура на том же месте на берегу. Он лежит, пристроив голову на ее коленях, задумчиво наворачивает на палец собственный локон. Слышен далекий шум пароходного винта.
Шура. Борис, слышишь? Пароход идет!
Борис. Пускай себе идет... Это не к нам...
Пауза.
Шура. Боря, сколько лет в военном училище?
Борис. 3 года.
Шура. Ты меня разлюбишь...
Борис. Брось.
Шура. И сейчас ты неласково... говоришь.
Борис (поднялся, сел. Ему хочется зевнуть, отвернулся). Меня дома расстроили.
Шура (нежно взяла его за руку). Кто тебя расстроил?
Борис (оживился и обозлился). Как же! Дождались сына, жалованье получает -- кормилец, поилец!
Шура. А ты не обращай внимания.
Борис. Обидно, Шура. Родная мать... жизни моей не хочет видеть... Серый костюм пошил... ты знаешь, сколько он стоит?
Шура. Тебе очень замечательно в сером костюме!
Борис (обрадовался). Вот! А она свое...
12. На берегу острова смятение. Дети забыли об удочках, смотрят в одну сторону, показывают...
Володя. Канонерка! Честное слово, канонерка!
Василий Васильевич. Не может быть!
Петя. Да посмотрите, посмотрите! Это канонерка "Буря"!
Володя. Канонерка "Буря"!
13. Довольно далеко видна на реке приближающаяся военная канонерка.
14. Канонерка "Буря" проходит по реке. Борис и Шура стоят, смотрят.
Борис. Военная! Красота!
На канонерке звонок.
Шура (с тревогой). Она причаливает!
Борис. Не понимаю... Причаливает! (Он надел фуражку, на ходу пожал Шуре руку.) Надо бежать...
Шура. Не успеешь...
Борис быстро пошел по берегу. Шура с одинаковым восторгом смотрит и ему вслед, и на канонерку.
15. На реке, догоняя канонерку, спешит моторка Василия Васильевича. Он сам стоит за рулем. В моторке все ребята. Лодка Володи идет пустая на буксире.
16. Пристань. "Буря" причалила. На ней редкие фигуры краснофлотцев. На капитанском мостике капитан Сергей Иванович. Он небольшого роста человек с круглым лицом, бритый. Кажется, что он полон доброты, но, когда он начинает говорить, у него находится очень богатый набор модуляций, и тогда его лицо может казаться и очень строгим, и очень холодным. У него высокий, несколько носовой тенор определенно иронического оттенка. На пристани стоит Нечипор, человек лет сорока пяти, -- рабочий на пристани. Он давно работает на реке, и его даже канонеркой нельзя удивить. У Нечипора настоящее украинское лицо с подстриженными усами, лицо народного мудреца и человека бывалого.
Капитан. Где начальник?
Нечипор. Никого нэма...
Капитан (возмущенно, резко). Как это "нэма"? Почему?
Нечипор (оглядывается с явной иронией. Он понимает, что должен кто-то быть на пристани к приходу канонерки, но ему не хочется вступать в спор, дело безнадежное). Нэма... тай годи.
Капитан. Где начальник?
Нечипор. У них свои дела... может, поважнее...
Капитан. Да телеграмму получили?
Нечипор. Та я неграмотный, товарищ капитан!
17. К пристани подходит моторка. Она причаливает у маленькой деревянной площадки, где стоит несколько лодок. Это приходится почти у самой кормы канонерки, и над всей картиной чувствуется большой военный флаг канонерки.
Василий Васильевич. Володька, привяжи моторку.
Володя. Есть привязать моторку!
Василий Васильевич прыгнул на берег.
18. Капитан Сергей Иванович уже на пристани. К нему подходит обрадованный Василий Васильевич.
Василий Васильевич. Сергей Иванович! Чему обязаны?
Сергей Иванович. Что у вас за порядки?
Василий Васильевич. Порядки комсомольские! Надолго к нам?
Сергей Иванович. Ого! Перевооружение! Да где этот ваш... начальник, черт бы его побрал!
Василий Васильевич. Ты у меня остановишься. Я вызываю машину. (Он ушел в контору к телефону.)
На пристань быстро, запыхавшись, вбегает Борис. Приложил руку к фуражке.
Сергей Иванович. Паршивая провинциальная дыра! Я же давал телеграмму. Где телеграмма?
Борис (улыбаясь невинно, смущенно). Телеграмма? Не было... Стой, стойте... где-то есть... (Роется в карманах.) Вот телеграмма!
Сергей Иванович. Это... это утреннее чтение, товарищ начальник. Это обычно читается в момент получения! Борис. Верно! "Буря"!
Сергей Иванович. Чего вернее, если "Буря" у вас под носом! В затон сообщили? Лоцманов вызвали?
Борис. Да... черт его знает... запутался... с делами! Сергей Иванович. Довольно изображать из себя угорелую кошку... или угорелую ворону! Распорядитесь.
19. У моторки. Мальчики прислушиваются.
Володя. Вот долбает так долбает!
20. С другой стороны к пристани подкатил газик. Гриша выходит из него и направляется на пристань. Гриша в сапогах и рубашке, туго подпоясанной узким поясом. Гриша имеет вид вообще добродушный, он скромен и неразговорчив. Но в каждом деловом его движении совершенно естественно всегда выступает на первый план точная ухватка и строгое отношение к делу, хотя Гриша как будто ничего и не подчеркивает.
21. На канонерке Василий Васильевич стоит у трапа. Сергей Иванович отдает распоряжение одному из краснофлотцев. Борис, расстроенный, стоит рядом.
Сергей Иванович. Через час эта курица...
Борис (просительно). Товарищ капитан!
Сергей Иванович. ...Этот начальник даст лоцмана, проведете судно в затон.
Краснофлотец. Есть, товарищ капитан!
Гриша (подошел, сдержанно вытянулся перед Василием Васильевичем). По вашему распоряжению прибыл.
Василий Васильевич. Едем, Сергей Иванович.
22. Василий Васильевич, Сергей Иванович, Борис и Григорий проходят через пристань к машине. Нечипор останавливает идущего последним Григория.
Нечипор. Тебе письмо, Гриша.
Гриша (остановился, взглянул на письмо, обрадовался). От Кати, ей богу, от Кати!
Нечипор (провел пальцем под усами). Ага! От Кати, значит...
Григорий (быстро вскрыл письмо). Приезжает с "Лермонтовым"! (Побежал вниз к машине.)
Нечипор (смотрит вслед ему). Хороший був шофер... А теперь Катя...
23. Василий Васильевич входит в машину с Сергеем Ивановичем. К машине подбегает Григорий -- радостный, в руках у него письмо. Василий Васильевич. Письмо получил? Гриша. Катя приезжает. На практику, понимаете. Василий Васильевич. Понижаю, голубчик, понимаю. Григорий. Нет, вы ничего не думайте. Она к тете приезжает.
Василий Васильевич. Все ясно: к тете и на практику. Ты в стороне.
Он смеется. Смеется и Сергей Иванович. Улыбается и Гриша, трогая машину с места. Борис один остается на пристани.
24. Машина подошла к домику Василия Васильевича. Из нее вышли все, Гриша с некоторым смущением обращается с просьбой.
Гриша. Василий Васильевич, вечером Катя... с "Лермонтовым". Василий Васильевич. Да... слышал... Гриша. Разрешите... я подам машину... у нее все-таки вещи. Василий Васильевич. Ну... если вещи... подавай. Гриша. Спасибо.
Он отъехал на своем газике. Василий Васильевич и Сергей Иванович у входа в дом.
Сергей Иванович. Влюблен? Василий Васильевич. Золотой парень!
25. Театральный зал в клубе. В зале пусто. Драмкружок собрался для репетиции. Присутствуют Алексей, Надя, Иван, Борис, еще несколько девушек и юношей. Руководит Алеша. В сторонке тихо сидят в креслах Володя и Петя.
Алеша сердит. Он небольшого роста, у него прямые брови и строгий взгляд, тонкие подвижные губы и мужественный точный голос.
Алеша. Как записываться в драмкружок, так целые сотни, а как репетиция, так одно бюро остается.
Надя. Многие на работе!
Алеша. А где Шура?
Иван. Шура расстроена. Ей попалась плохая любовная роль...
Алеша. Плохая роль?! Марья Антоновна?
Иван. Да... нет, другая роль, вообще любовная!
Все с улыбками, довольно холодными, оглянулись на Бориса. Борис встречает эти улыбки с привычным пренебрежением.
Алеша. Почему она не пришла, Борис?
Борис (насмешливо передвинул плечами). Я не сторож!
Алеша. Кто за нее будет играть? Все заняты!
Он оглянулся. Его строгий взгляд переходит с лица на лицо в поисках выхода, и когда он машинально пробегает взглядом по линии Володя -- Петя, Володя говорит, держа голову на кулаках:
-- Я свободен.
Алеша. Что?
Володя (с трудом пересиливая смущение и даже охрипнув). Я могу сыграть.
Надя. Марью Антоновну?
Володя. Ага.
Все смеются.
Алеша. А почему? Может! Честное слово, может!
Надя. Да нет, он маленький.
Алеша. Как раз... А ну, идем, я тебя наряжу...
26. В одной из артистических уборных. Алеша, Надя и Володя. Надя -- серьезная девушка, лучший тип комсомольского лица. У нее вьющиеся мягкие волосы, тонкое лицо. При первом взгляде на такое лицо оно кажется не вполне женственным, зато, когда эта женственность неожиданно проявляется, она кажется счастливым и замечательным нежным подарком.
Володя уже одет в какое-то женское платье, никакого отношения не имеющее к "Ревизору".
Алеша (натягивая на круглую голову Володи парик). Ну и башка у тебя!
Володя смущенно поглядывает на свои голые ноги.
Надя. Только ты ходи правильно! Помни, что ты женщина.
Володя. Так? (Прошелся мелким шагом.)
Надя (смеется). В этом роде.
27. На сцене Иван, изображающий Хлестакова, и Володя -- Марья Антоновна. Иван -- высокий юноша с насмешливым лицом. У него большой выразительный рот.
Борис (из зала). А хорошенькая девчонка, просто прелесть!
Иван (со сцены). Ты, Боря, смотри, не влюбись.
Алеша. Продолжаем! Марья Антоновна!
Володя -- Марья Антоновна. Для чего же близко, все равно и далеко.
Иван, -- Хлестаков. Отчего же далеко. Все равно и близко.