Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 7
М., "Педагогика", 1986.
Письмо А. Ромицыну
Москва, 31 августа 1938 г.
Уважаемый тов. Ромицын!
Ваше письмо огорчило меня в ином плане. Я и без того точно знал, что сценарий "Флаги на башнях" принят не будет, и знал, что причины этого заключаются в отходе от тех тематических, а еще более сюжетных, а еще больше идейных стандартов, которые приняты в нашей кинематографии и от которых почему-то мы никак не можем избавиться. Я хорошо знал, что нужно писать нечто похожее на сценарий "Семиклассники" (сейчас по этому сценарию снимается фильм), где обязательно модельный кружок, благословенные пионеры и добрые дяди.
Меня огорчило другое. Что общего можно найти в моем сценарии и в "Аристократах" или в "Путевке в жизнь"?1 Я изображаю счастливый и активный детский коллектив в моменты наивысшего и красивого подъема его жизни, изображаю настоящий, живой уголок социализма, в котором как в фокусе отображаются все явления нашей "взрослой" жизни и, прежде всего, отражается борьба с врагом. Я рассчитывал, что такой уголок жизни, показанный детям, даст очень много живых политических и этических толчков для их духовного развития, сообщит им начала того советского благородства, которое так необходимо. Я мог ожидать письма о том, что эта художественная цель выполнена в сценарии плохо, я никак не ожидал сравнения моей работы с "Путевкой в жизнь". В моем сценарии действуют "нормальные" дети и юноши, и тема перековки вообще не поднимается.
Все это меня так удивляет, что я склонен даже сомневаться, прочитан ли мой сценарий с достаточным вниманием.
Впрочем, в этом случае спорить -- совершенно излишнее дело. Я глубоко убежден, что после выхода из печати книги "Флаги на башнях" одна из студий по собственной инициативе предложит переделку повести в сценарий.
Что касается вопроса о новом сценарии, предлагаю следующее. У меня есть тема о советской семье и школе, намеченная для 2-го тома "Книги для родителей". В центре темы лежит политическое и моральное развитие двух мальчиков, затрудненное отдельными обстоятельствами. На деле именно эти затруднения диалектически вызывают мобилизацию энергии воспитателей и приводят к успеху выдающемуся. Тема развивается в остром сюжетном плане.
Сценарий могу представить к 1 декабря.
Сейчас я нездоров (был обморок на улице) и раньше как через две недели приступить к работе не могу.
О Вашем согласии прошу написать.
Привет А. Макаренко
Москва 17,
Лаврушинский пер., 17/19, кв. 14
Комментарии
ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 280. Впервые опубликовано Л. Ю. Гординым и Е. С. Долгиным в "Учительской газете", 1969, 13 марта.
1 В данном письме нашел яркое и лаконичное, выражение подход А. С. Макаренко к кинофильму о школе и для школьников: как и в педагогике, ведущей должна быть идея воспитания в коллективе. Здесь отражена и характерная особенность макаренковского взгляда на воспитательный коллектив: это "активный детский коллектив", неотделимый от жизни взрослых, их труда и борьбы за новое общество. В этом суть "педагогики параллельного действия" (см. т. 1 настоящего издания, с. 323--324).
2 Связь кинофильма "Путевка в жизнь" (поставленного на материале Болшевской коммуны) с ведущими принципами коммунистического воспитания и перевоспитания А. С. Макаренко показал в статье "Болшевцы" (см. с. 9--11 данного тома).