Макаренко Антон Семёнович
План лекции "Режим и дисциплина"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4
   М.: Педагогика, 1984.
   

План лекции "Режим и дисциплина"

      -- Дисциплина -- результат воспитательного процесса.
      -- Дисциплиной должно гордиться.
   Дисциплина в старом обществе -- техническое удобство подавления.
   У нас -- нравственно-политическая категория.
   2. Сознательная дисциплина:
   а) достижение целей коллектива,
   б) защита и совершенствование отдельного человека,
   в) дисциплина коллектива выше интересов отдельных его членов,
   г) дисциплина украшает коллектив,
   д) дисциплина проявляется не только в приятных вещах.
   3. Дисциплина сопровождается сознанием, но не вытекает из сознания, вытекает из опыта.
   4. Как организуется опыт дисциплины:
   как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему.
   5. Требования. Развитие требований:
   а) требования организатора,
   б) требования актива,
   в) требования коллектива,
   г) требования к самому себе. Непреложность требования.
   6. Чего требовать:
   а) подчинения коллективу,
   б) поведения.
   7. Форма требований: а) привлечение,
   5) разъяснения -- теория,
   в) понуждение,
   г) волевое давление,
   д) угроза.
   8. Разная степень всех этих методов:
   а) привлечение прямым и внутренним удовлетворением,
   6) разъяснение,
   в) давление приказом и улыбкой,
   г) угроза наказания и угроза осуждения.
   9. Уважение. Внутренние формы. Внешние формы:
   незлопамятность,
   доверие,
   искренность,
   поручение,
   вежливость,
   специальные формы,
   всегда и на каждом шагу.
   10. Режим, его качества:
   целесообразность,
   точность,
   общность,
   определенность (завтрак),
   непреклонность.
   11. Высшие показатели дисциплины:
   специальные упражнения,
   доверие,
   коллективное единство.
   12. Наказания:
   общий взгляд: наказание -- зло. Терпимость,
   обязательность наказания,
   старое и новое наказание,
   значение общественного мнения,
   наказание имеет смысл в некоторых случаях,
   в других не имеет,
   какие наказания,
   кто должен наказывать,
   прощение,
   соревнование и поощрение,
   жестокость в наказании.
   

КОММЕНТАРИИ

   ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 169. Автограф, на первом листе: "Доклад в Наркомпросе". Впервые опубликовано: Макаренко А. С. Пед. соч. / Под ред. Е. Н. Медынского; Сост. А. Г. Тер-Гевондян. М.; Л., 1948.
   По стенограмме лекции "Дисциплина, режим, наказания и поощрения" видно, что А. С. Макаренко опустил 8-й пункт плана, а 9-й раскрыл лишь частично. Вопрос о режиме см. на с. 81--87 данного тома и в т. 1 настоящего издания, с. 287--289. См. также в т. 1 настоящего издания: Наказания и меры воздействия (в "Методике организации воспитательного процесса").
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru