Макаренко Антон Семёнович
Выступление в высшем коммунистическом институте просвещения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАКАРЕНКО А. С. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3.
   К.: Рад. шк., 1985.
   

ВЫСТУПЛЕНИЕ В ВЫСШЕМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

   Благодарю за внимание, которое вы оказали моей "Педагогической поэме", за положительные отзывы Ваши отзывы помогут мне.
   А теперь поговорим о педагогической теории, потому что я рассматриваю вас как представителей, посвятивших ей всю свою жизнь. Мы с вами стоим на одной позиции советской педагогики, но расположены по-разному. У нас нет оружия, нападать буду я, вы защищайтесь. Извинить меня может только то, что я один, а вас много. Бы говорите, что теория есть, а я прошу -- дайте ее мне! Нет ни одной деловой книги, по которой педагогу можно было бы воспитывать детей. Я работаю во всеукраинском масштабе в отделе трудовых коммун НКВД УССР. Под моим руководством несколько сот педагогов, и я ни одной строчки не могу рекомендовать им к руководству.
   Вы говорите учение марксизма-ленинизма. Верно. Но не прячьте педагогику за великими именами гениев марксизма. Ведь они не являются специалистами-профессорами педагогики. Их высказывания в области воспитания -- это высокие идеи человечества, а не практическая педагогическая наука Нельзя глубочайшмо философию их учения выдавать за педагогическую технику. Не закрывайтесь ими и не снижайте их учения. Они создали методологию и дали задание, а вы пока ничего не сделали, чтобы его выполнить, ничем не ответили на задание
   Почему несколько лет царила теория Шульгина?1
   Пока ЦК партии не сказал об этой антиленинской "теории" А ведь высказывания Маркса и Ленина о воспитании у вас были. Их цитировали и извращали подобные "теоретики". Где же вы были тогда с вашей эрудицией, почему не видели вреднейших ошибок Шульгина?
   А многие из нас -- практиков -- видели и понимали, что это грубейшее извращение марксизма.
   Почему медицина ищет, как лечить рак? Ведь медицина не ждет, что скажет ЦК партии об излечении рака. А в любом вопросе педагогики нет рецепта, нет метода, нет делового указания, как в реальной практике должен поступать педагог в том или другом случае. Есть только основные принципы без конкретных планов и разработки деталей. Вы -- теоретики -- отдали детей на полное усмотрение практиков.
   Практики воспитывают, а вы только говорите "не так". А как надо -- никто не говорит. Теоретики говорят только -- "не так", а доказать ничего не могут. Их утверждения -- это "нагорная проповедь", а не научная теория. На какую науку вы сами можете рассчитывать в вашей педагогической практике?
   Теория должна разработать педагогическую технику, она должна повернуться лицом к практике. Возьмем школу, хотя бы образцовую школу No 2 им. Ворошилова. Там ведь нет коллектива. Споры, сплетни, педагогические разглагольствования... А горьковцы гордились тем, что их учреждение носит имя Максима Горького... А я работаю тридцать лет. Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, она тоже не вооружена педагогически. Они знают и психологию, и физиологию, и педагогику, и другие науки, и даже "премудрости" педологии, а пусти их усмирить двух расшалившихся ребят, и они не знают не только как им поступить, а как подойти к этим ребятам. И в конце концов в работе опираются на ходячий, часто мещанский, так называемый "здравый смысл".
   Большая бедность в педагогической методике, в технике и поэтому окончившие педагогические вузы ничего не знают, как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, не знают, как надо пройти по лестнице. Вы скажете, что это пустяк.
   Тогда докажите, что это пустяк. А я утверждаю, что в педагогике это не пустяк. Вот у нас, у коммунаров, существуют правила: "сходя по лестнице, не держись за перила, не опирайся на стену". У дзержинцев много законов, которые и не снились теоретикам.
   Возьмем вопрос о наказании. В "педагогическом Олимпе" говорили, что не должно быть никаких наказаний, и что же получилось в результате, чем особенным можно похвастаться?
   "Теория безнаказанности" (ведь это тоже "теория") привела к тому, что когда я объезжал Киевскую область, во многих детских домах мне пришлось снять железные решетки на окнах. Вот до какого ужаса дошла практика. Почему же вы не помогли им, если у вас в руках есть научные методы работы? А у нас в колонии и коммуне с самого начала было единственное наказание: арест в моем кабинете под честное слово, и был полный порядок и дисциплина.
   Педагогика помогает получить общее развитие, но наша официальная "педагогическая теория", вернее ее надо еще назвать педагогической, не наука и не педагогическая техника. Мое выражение, которое я употребил в "Педагогической поэме", что педагогика -- "это вековечное шарлатанство", объясняется моим тогдашним состоянием, моими переживаниями, но я и сейчас стою на том, что старая и западная педагогика нам помочь не могут...
   А если говорить о прошлом, о так называемой "традиционной педагогике", педагогике "буржуазно-классической", то если бы мне сейчас предложили кандидатуру Песталоцци в качестве воспитателя в коммуне, я бы его, пожалуй, взял, а Руссо не пустил бы и на порог4.
   Труды Ленина я постоянно изучал, а вот у вас я никогда не встречал этих слов Ленина: "В 1921 г геоздем было отступление в порядке. Вот почему нугжна была сугубая дисциплина. "Рабочая оппозиция" говорила: "Вы недооцениваете рабочих, рабочие должны проявлять ботьше инициативы. Инициатива должна состоять в том, чтобы в порядке отступать и сугубо держать дисциплину" *.
   В системе НКВД, где я сейчас работаю, опираясь только на марксистско-ленинскую теорию, воспитывают "рекрасных людей, а педологическую теорию опыт НКВД игнорирует. Поэтому пока только в нашей системе детских домов принцип Маркса о соединении обучения с производственным трудом и физическим развитием проведен в жизнь и продолжен до конца. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского настоящая десятилетка и два первоклассных завода. Полная самоокупаемость, свой клуб, театр, спортзал и даже оранжерея. А в той же школе No 2 в Москве я спрашиваю. "Почему у вас нет цветов?" Отвечают: "Дорою". "А почему нет своей оранжереи?" Ничего не отвечают. Удивлены моим вопросом, потому что даже на организацию оранжереи не хватило трудового усилия в трудовой школе.
   Возьмем такой вопрос -- отношения между мальчиками и девочками, кем они направляются, регулируются, что говорит ваша теория по этому вопросу?
   Вот я был в 25-й образцовой школе. Там на каждом шагу слышишь: "мой папа нарком", "мой пала комкор", "мой папа директор". Знаете вы, чем это искоренить? Конечно, можно послать комсорга, хорошего комсомольца, он двадцать раз ошибется и выправит это как умеет, но где здесь наша помощь?
   Или каким методом надо воспитывать энтузиазм, героизм? Проповедью, размахиванием руками или какими-нибудь другими методами? Я утверждаю, что здесь нужна длительная работа детского коллектива, что надо коренным образом пересмотреть принятые сейчас в детских учреждениях методы создания детского коллектива и управления им.
   Давайте говорить прямо. Давайте создавать методику и методологию педагогической науки. Ее у вас тоже нет, я вам и это докажу. Приезжает ко мне в коммуну инспектор, у дверей стоит часовой-коммунар, в полной парадной форме, с винтовкой. Винтовка, конечно, без патронов. "Зачем часовой? -- спрашивает инспектор.-- Это вредно". Какая теория привела его к выводу, что этот мой метод плох? Логика простого усмотрения, а иногда и самодурство. Все принято на веру: методология, педагогические средства, которые умозрительно принимаются и бросаются, никем не проверенные. А я могу доказать, почему нужен часовой, и обязательно с винтовкой, и докажу это теоретически на основании марксистского учения логики нашей жизни и развития, становления и борьбы нашего общества.
   Еще пример со стахановским движением в школе. Так, как оно проводится сейчас в школах,-- это полнейшее извращение прекраснейшего начинания в производстве. И так всегда: вдруг какое-то средство кому-то кажется хорошим, начинают его применять, не проверяя результатов. Возьмем историю советской школы: сначала школа была трудовой, потом ста та политехнической, а теперь политехнизм на ущербе. Вы возражаете против этого. Докажите, что не на ущербе.
   Такая деталь: ученик хулиганит в классе. Удалить его из класса нельзя, а почему -- неизвестно, и "теория" ответа не дает.
   Что касается совместного воспитания, то я тридцать лет быт за него и сейчас думаю, что здесь возможны и нужны коррективы. Очевидно, к этому вопросу надо подходить разно в различных коллективах и проверить методы совместного воспитания не на одном только, а на многих коллективах.
   Организацию коллектива в колонии им. М Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского и сейчас еще называют "командирской педагогикой". А чем это плохо -- командир? Плохо потому, что сравнивают жизнь колонистов и коммунаров с казармой, но не с казармой Красной Армии, а с царской казармой. И дальше по нелепой некой аналогии идут до аракчеевской казармы. Вот почему с их точки зрения нехороша -- недопустима "командирская педагогика".
   Мне часто говорили разные теоретики: результаты у вас хорошие, а методы нехороши. И никто не потрудился даже за шестнадцать лет проверить мои методы по результатам работы. В самом деле, как же так: методы плохие, а результат хороший. Где же здесь самая обыкновенная житейская логика, я уже не говорю о научной. Ведь что получается: покажи вам настоящее дело, вы собственным глазам не верите, а где же точные измерители вашей науки? Нет у вас этих точных измерителей. Скажет Шульгин: это средство хорошее, будут его применять, не скажет -- не будут.
   Нет изобретательности, творческой мысли, нет опытной методологии, нет еще большевистской партийной логики в педагогике, а только старый беспомощный схоластический метод утверждения и проповеди.
   Дело создания настоящей материалистической марксистской педагогической теории и техники -- наше с вами дело. И мы обязаны по-новому его сделать. Есть великое культурное наследство, которое мы используем, но мысли великих педагогов прошлого -- только эстетика и проповедь, а не наука, не методика, не техника педагогики. На основе учения Ленина, его науки и тактики мы обязаны создать и создадим принципиально новую революционную науку и деловую педагогическую технику, не успокаиваясь на том, что сто лет тому назад дал Песталоцци. И в нашем творчестве мы должны брать за образец большевика, а не Песталоцци4.
   (Читает конец 3-й части "Педагогической поэмы", где высказывается уверенность, что через десять лет будет создана педагогическая методика, приглашает всех в коммуну им. Дзержинского).
   

КОММЕНТАРИИ

   В мае 1936 г. А. С. Макаренко присутствовал на обсуждении "Педагогической поэмы" в Высшем коммунистическом институте просвещения и выступил с заключительным словом, это выступление имеет резко полемический характер, но оно проникнуто настойчивым требованием создать на подлинно научных сочинениях методику и технику коммунистического воспитания. Впервые текст опубликован в сборнике А. С. Макаренко. Львов 1969, кн. 7. Печатается по указанному изданию.
   1 В. Н. Шульгин возглавил группу педагогов, которые насаждали и отстаивали антиленнинскую теорию "отмирания школы".
   2 А. С. Макаренко имеет в виду Руссо как создателя теории анархической педагогики, цен тральной фигурой которой является воспитатель одиночка В советской же педагогике воспитатель выступает прежде всего как член педагогического коллективаю.
   3 См. В. И. Ленин. Политический отчет Центрального Комитета РКП(б) на XI съезде партии.-- Полн. собр. соч., т. 45, с. 110--362.
   4 Выступая в Московском областном педагогическом институте, А. С. Макаренко говорил "Я не отрицаю науку педагогику Глубоко уважаю старых педагогов. Много их читал и многому научился у них, но нам нужно продолжать дело создания воспитательной методики (Макаренко А. С. Соч. 2-е изд., 1958, т 5, с. 515--516).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru