Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
М.: Педагогика, 1983.
Начальнику коммуны им. Дзержинского
Начальника педагогической части А. Макаренко1
Рапорт
По вопросу о так называемой кавсекции2 девочек считаю необходимым представить Вам следующее.
Эта кавсекция была организована во время моего отпуска в конце октября 1933 г. без какого бы то ни было критического рассмотрения желательности или полезности таких именно спортивных занятий для девочек и без всякого участия в решении этого вопроса со стороны педагогической части.
Как в самом решении вопроса, так и в порядке практического осуществления в коммуне пошли за группой девочек, удовлетворяя только их желания, не контролируя состав секции и не учитывая всех обстоятельств в других областях работы коммуны.
К сожалению, я не имел возможности представить свои соображения в момент организации секции. Соображения эти следующие:
1. Верховая езда в мужском седле не принадлежит к видам спорта, рекомендуемым для девочек, в некоторых руководствах она прямо противопоказана. Никаких серьезных аргументов в пользу верховой езды для девочек, настолько серьезных, чтобы очевидной становилась необходимость пожертвовать чем-либо в общем воспитательном процессе, приведено быть не может. Практическая польза, какая очевидна в верховой езде для мальчиков в отношении военной подготовки, в этом случае тоже отсутствует.
2. Как известно, в составе девочек-коммунарок наблюдается слабое развитие, чрезмерная погоня за удовольствиями, нелюбовь к книге, к учебе, к культурному отдыху. Стремление девочек в кавсекцию есть продолжение того же порядка, в этом стремлении нет ничего, кроме погони за простым удовольствием, некоторого фантазирования и уклонения от серьезных требований, которые к девочкам предъявляют рабфак и коммунарская общественность.
3. Поездка на занятия в кавсекцию отнимает вечером от 4 до 10 часов, т. е. пять с половиной часов, сопровождаясь большими неудобствами в использовании автотранспорта. Эта поездка один раз в пятидневку совершенно отрывает коммунарок от общественной жизни коммуны, от работы органов самоуправления и клубной работы, не говоря уже о подготовке уроков, чтении книг, совершенно недостаточном у девочек. Вместе с тем нужно отметить, что состав кавсекции девочек на 70% является неуспевающим на рабфаке: из 16 человек 11 было лишено в ноябре и в декабре стипендии за неуспеваемость.
4. Состав кавсекции мальчиков обычно характеризуется тем, что все члены ее зарекомендовали себя как активные физкультурники. Их работа в кавсекции является некоторым завершением физкультурной работы. Между тем у девочек замечается вообще уклонение от серьезной физкультурной работы, даже от физкультурной игры, до сих пор в коммуне нет и не было порядочной волейбольной команды. Это в особенности подчеркивает легковесность всего начинания с кавсекцией девочек.
Все вышеизложенное достаточно характеризует отрицательные обстоятельства всего начинания, не только не уравновешенные какой-нибудь определенной пользой, но и усиливаемые сомнительным спортивным значением верховой езды для девочек.
А. Макаренко
14/1--1934 г.
Комментарии
ХОГА, ф. Р-4511, оп. 1, д. 4, л. 8, с об. Авторская машинопись, с подписью-автографом
А. С. Макаренко и написанной его рукой датой. Публикуется впервые.
Документ свидетельствует, что к организации каждого вида культурно-массовой или физкультурно-спортивной работы А. С. Макаренко подходил с точки зрения интересов целостной системы воспитания, направленной на всестороннее развитие каждого воспитанника. Рапорт интересен и для характеристики дифференцированного подхода к воспитательной работе с мальчиками и девочками.
1 В связи с расширением производства Макаренко с 15 апреля 1932 г. был переведен с должности заведующего коммуной на должность начальника педагогической части.