Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
М.: Педагогика, 1983.
Программа учетного отдела педагогической части коммуны им. Ф. Э. Дзержинского
1. Вести аккуратно карточки всех коммунаров, записывать своевременно (и не позже, чем через три дня) вновь прибывших и отмечать на карточках в такой же срок выбывших коммунаров, заполняя графы, какие следует.
2. В течение каждого месяца составлять и вносить в карточки-характеристики коммунаров не менее, как 40 человек, пользуясь для этого данными учета и затребывая отдельные отзывы от преподавателей и начальника педчасти.
3. Некоторую часть их этих 40 характеристик делать во второй раз, для тех коммунаров, которые уже имеют характеристики, отмечая изменения в характере и поведении.
4. В карточках коммунаров за каждый месяц отмечать средний балл1, число полученных замечаний2 и заработок на производстве и в школе.
Примечание. Если карточки не хватает, ввести вкладочные листики. - 5. Вести списочный или карточный учет распределения коммунаров по курсам3, бригадам, спальням, отрядам. Желательно ввести такую форму учета, чтобы можно было иметь историю передвижения каждого коммунара в течение его пребывания в коммуне. Этот учет можно делать отдельно от карточек.
6. В течение трех месяцев восстановить историю каждого коммунара в деле его участия в активе, собрав сведения путем опроса или просмотра старых документов коммуны; отметить, сколько раз и когда был командиром какого-либо отряда или членом другого органа самоуправления.
7. Вести карточный или списочный учет распределения коммунаров по полу, возрасту, социальному происхождению, стажу по коммуне и пр.
8. Вести регулярный учет дисциплинарных взысканий и замечаний и выдавать командирам записки об этом.
9. Вести учет успешности каждого коммунара по группам школы, выводя один раз в месяц средние баллы и составляя для объявления в коммуне списки в порядке успеваемости.
10. Время от времени составлять графики успешности по отрядам.
11. Вести учет свободных мест в коммуне с указанием отряда и спальни.
12. Иметь план спален и план расстановки кроватей в каждой спальне с указанием, кому они принадлежат.
13. Составлять сводки по отдельным заданиям в случае надобности.
Комментарии
Авторская машинопись А. С. Макаренко, хранящаяся у Е. П. Треневой, которая в 1932--1933 гг., будучи студенткой, во время педагогической практики преподавала в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского русский и украинский языки. Одновременно была "педагогом по учету", о чем свидетельствует выданная ей А. С. Макаренко справка от 7 мая 1933 г. Документ не датирован; по свидетельству Е. П. Треневой, относится к концу 1932 г. Публикуется впервые.
Широкий, систематический и оперативный учет сведений, характеризующих воспитанников и их развитие, те изменения, которые происходят с личностью в процессе воспитания, -- важная черта педагогической системы А. С. Макаренко. Такой учет способствовал индивидуализации воспитательного процесса (см.: Макаренко А. С. Соч.: В 7-ми т. Т. II, с. 429--435; т. V, с. 16, 49, 296).
1 Средний индивидуальный балл учебной успеваемости.
2 Замечания делали командиры отрядов и дежурные в исключительных случаях, отмечая их в устных и письменных рапортах.