Макаренко Антон Семёнович
Вроде методического плана клубной работы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
   М.: Педагогика, 1983.
   

Вроде методического плана клубной работы

   1. Каждый воспитатель берет на себя форму клубной работы с лабораторно-кружковой постоянной деятельностью и целевой установкой на частичную или периодическую временную работу в массе воспитанников.
   2. Воспитатель, взявший кружок или группу, отвечает за достижение цели кружком (драмкружок хорош только тогда, когда он даст хороший спектакль, хор -- концерты и т. д.).
   Рекомендую взять:
   В. Н. и Е. Г.1 -- кружок рукоделия, который, как и всякий кружок, только тогда может заинтересовать участников, когда он будет иметь периодические конкретные задания. Дело этого кружка можно поставить очень широко. Пример: вышить на все подушки красивые покрывала, ввести вышивание бисером и пр. и пр.
   В. Н., Е. Г., а может, Р. О. -- литературно-вокальный кружок с целевым заданием: устройство концертов, литературно-музыкальных вечеринок и т. п.
   Р. О. или Е. Г. -- группу подвижных игр (без лабораторно-групповой работы).
   За Л. Ф., очевидно, останется литкружок (цель выпуска журнала). С Т. Д. я поговорю, насколько он имеет возможность активно вести клубную работу.
   Каждый воспитатель должен выбрать только одну из рекомендованных или предлагающихся для выбора форму работы. Или по своей инициативе.. Я указываю тут бесспорно жизненные, опытом подтвержденные формы работы. Мог бы указать на новые формы работы, жизненность которых теоретически доказать нельзя, да и названия надо еще придумать. Не хочу также подкладывать коллегам "свиней", советуя, возможно, не жизненные формы работы.
   Для выбора: хоровой кружок, драмкружок, изо, спортивно-военный, литературный, стенгазеты, политграмоты, световой газеты, сказок, шахматно-шашечный, танцев.
   Последние два считаю малоценными. Шахматно-шашечный потому, что турниры будут устраивать конкурсные бюро. Обучение неумеющих играть в шашки и шахматы можно "прилепить" любому играющему хлопцу.
   Кружок танцев вообще не особенно важный кружок.
   Кроме того, обязательно должно быть конкурсное бюро по организации конкурсов, ребусников, турниров и пр.
   Учебно-театральный кружок (пластика, мимика, изучение искусства) и прочие кружки школьного типа пока что начинать не стоит. Лучше меньше кружков, но с настоящей работой.
   Каждый кружок должен быть налажен с таким расчетом, чтобы он работал все свободное время хлопцев каждый день, и особенно в воскресенье, и чтобы там воспитатель не торчал помногу, а наведывался бы по мере надобности (в первое время, конечно, почаще).
   
   Советы коллегам
   
   Организация формы (кружка или группы).
   А. Если вы уверены в том, что дело у вас пойдет, охотники найдутся, и вам ясна перспектива расширения и углубления работы, то хорошо начинать работу с "треском", одним ударом, т. е. объявить афишей или устно запись в какой-то кружок, но тогда следует сразу же объявить день, час и место первых занятий кружка и с места в карьер начать работу.
   Афишу в таких случаях надо делать по возможности яркую и большую. Неплохо повесить даже несколько. Одновременно пустить в газетке статейку о кружке и повести агитацию (беру заказы, выполняю бесплатно, быстро и в любом количестве).
   Б. Если форма работы вам мало [знакома] или совершенно незнакома, то ни в коем случае не следует начинать ее по А. Если перспектива работы туманна, настроение к данной форме работы не ясно, то следует начинать по принципу науки, а не искусства, т. е. не детализировать от общего, а обобщать от частности, конкретно и ясно и в процессе самой работы, оную изучаючи, стараться углублять и расширять работу, выбирать наиболее ценную и интересную цель и, вначале пропуская сквозь пальцы ряд мелочей, на которые следовало бы обратить внимание, постепенно повышать требования (вплоть до ежеминутного подметания пола).
   Организацию такого кружка следует начинать с одним-двумя воспитанниками и расширять постепенно без всякой записи, афиш и прочей помпы.
   
   Работа
   
   А. С самого начала работы не навязывайте своих убеждений и мнений и как можно меньше старайтесь лезть с указаниями, дайте полную инициативу и равняйтесь на мнение большинства,, стараясь быть образцовым и авторитетным товарищем и помощником всякому в кружке.
   Пусть вначале мнение большинства, не количественного, а волевого (кто шибче кричит, как на новгородском вече), даст нежелательный вам уклон, пусть, не ахайте. Как только собьется ядро, актив, сколотится сильно заинтересованная кучка, берите руль и начинайте гнуть беспощадно свою воспитательную линию, подчас диктаторски действуя в отношении "дураков", не понимающих своей пользы, которым словом доказать невозможно или нет времени.
   Помните всегда аксиому: "Ни один человек в кружке никогда не будет активнее вас самих работать, пока кружком руководите вы, и всегда будут хоть один-два человека, по активности равные вам".
   И еще одну: "Актив кружка всегда настолько же заинтересован делом, насколько заинтересован руковод2 математически".
   Б. В процессе работы, индивидуально изучая участников, старайтесь нагрузить каждого по его способностям и никогда не бойтесь перегрузки.
   Давши задание, требуйте точного выполнения (запоминайте, что кому вы сказали), и давайте всегда задания по способностям (чтобы мог выполнить при большом напряжении), но никогда не забивайте своим авторитетом инициативу каждого, а, наоборот, старайтесь давать "туманное" задание, пробуждая таким чином3 необходимую для расшифровки инициативу.
   Внимательно прислушивайтесь к толковым замечаниям и громогласно признавайте свои ошибки. (Я всегда говорю: "Ах, какой я дурак", -- и думаю, что авторитет мой от того не падает.)
   Многочисленные показы и указы совершенно не действуют, тогда как живой пример действует ураганно. Попробуйте поработать с воспитанниками и не глядеть на них, и потом понаблюдайте за работой. Они даже в момент раздумья бессознательно будут водить пальцем за ухом, если вы имеете эту привычку. Неосознанно они воспринимают очень сильно.
   В. Относитесь ко всем с одинаковым вниманием, но громогласно уважайте по активности, не давайте возможности "горлопанить" активистам, иначе вступление в кружок будет остановлено и самый кружок расползется от "периферии и до центра".
   Каждый активист должен быть тихим и не капризничать, в противном случае его необходимо выдворить, и с возможно большим треском, насколько бы он ни был ценным для всего кружка по своим способностям.
   Чересчур тихие ребята тоже нехороши.
   Г. В процессе работы, считаясь с условиями, старайтесь расширять задания. Если вы вышиваете коврик, то лучше вышить его хоть чуточку лучше, хотя бы для этого потребовалось в 25 раз больше работы. То же самое в отношении спектакля, концерта и пр.
   Никогда не забывайте аксиомы: "Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре". "Бить на красоту, -- значит, бить наверняка". "Красота -- самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивей спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат".
   Это не следует забывать. Лучше поставить один красивый концерт, чем восемнадцать отталкивающих, ибо уже на второй из последних нужно будет тянуть административно, а это совсем не достижение для клубной работы.
   Отсутствие воли и недостаточность трудового навыка требуют подчас влияния административного характера, но это, по-моему, допустимо лишь в том случае, если оно оправдывается целью (влиянием на массу, массовыми выступлениями) и требует интенсивной работы кружка, каковую создать иначе не хватает времени (но не может быть, чтобы не было возможности).
   Со злостными единичными бузотерами проще всего поступать административно, через завкола (дабы не терять времени), но надо помнить, что это совершенно к достижениям не относится, а как раз навпаки4 (в области клубной работы).
   Иногда возникает необходимость закричать диким голосом и выпялить страшно глаза, но это опять-таки допустимо, по-моему, в целях экономии времени, если оная экономия нужна для дела.
   Лучше всего говорить обыкновенно, спокойно, но настойчиво, не стараться говорить, дабы говорить, и давать высказываться побольше тем, кто говорит поумнее (но не поскладнее).
   В частных случаях по отношению к "дуракам" или слабовольным совершенно необходимо самое репрессивное и полезное насилие с помощью завкола, но следует пользоваться им осмотрительно, учитывая, здоров ли вполне хлопец, не ленится ли он по причине быстрого физического роста, физического или общего переутомления и слабости.
   Каждый воспитатель может смело браться за любой кружок, за любую форму работы (это не агитация, а моя искренняя и глубокая уверенность).
   Вы знаете, довольно противно слушать, что Терский спец по клубной работе, Терский знает, как и что, и Терский умеет.
   Терский именно всю свою жизнь берется за то, чего он не умеет, и его "недостаток", что у него не идет дело, уж когда-то им сделанное.
   И вот, заметьте, всякое дело, которое не умеешь делать, обязательно выйдет, если поднатужиться и добиваться своего во что бы то ни стало, верить так, как верят большевики в революцию, -- обязательно выйдет. Помешать может только землетрясение или ваша смерть.
   Организуйте кружок по способу Б, если вы вначале неясно представляете себе, как и что. И дуйте, и дуйте -- выйдет.
   Вот и вся психология.
   Достаньте литературу, облазьте музеи, клубы, пошевелите мозгами, побеседуйте с коллегами, хлопцами, посмотрите, почитайте, послушайте, пощупайте, подумайте, прикиньте, отмерьте, отрежьте, выкиньте, еще отрежьте, еще выкиньте, и еще, и еще и дуйте, и дуйте.
   Обязательно выйдет па-ять.
   По-моему, так: если вы делаете дело, которое у вас заведомо выйдет и которое вы уже десять раз делали, то вы только отдаете свои силы и знания и ничего не получаете, а если вы делаете дело, которое вам мало или совсем не знакомо, то вы очень много получаете (во всяком случае, больше, чем в любой школе), потому что вас само дело заставляет работать активно, и посему последнее в целях саморазвития гораздо лучше. Возьмитесь вы, например, по способу Б за организацию кружка английского языка. Самоучитель достать пустяк. Начните сами [подготовку]на два дня раньше [начала деятельности] кружка, и всегда будете впереди как объясняющий, лучше и скорее всех научитесь. Вас необходимость заставит научиться... А дело будет живое, я наблюдал, как хлопцы по часу разбирают в библиотеке английские буквы, правописание и пр.
   Только надо, чтоб в вас самих горел огонь. Вы смотрите: ну какое же мертвое дело стенография, а в условиях колонии им. Горького привлекало десятки первогруппников5, которые явно ни бельмеса не понимали и все-таки с охотой и добровольно посещали Збировского, потому что последний верил, дул, дул и выдул.
   За всяким советом и помощью технической, пожалуйста, обращайтесь ко мне.
   Если вам нужно что-нибудь нарисовать -- пожалуйста.
   И кроме того: кто искренне базируется в своей неуверенности на неумении рисовать, записывайтесь немедленно в художественный кружок, и я вам обещаю, что через месяц вы рисовать будете, хотя вам казалось, что у вас абсолютно нет никаких способностей (только при вступлении вы обязуетесь точно выполнять все те посильные задания "с перегрузочкой", какие вам будут даны).
   Художественный кружок, как кружок, именно теперь по некоторым условиям начинает работать с самого начала. Если вы сейчас не запишетесь, будет поздно -- мы уйдем вперед и больше начинать уже не будем, хоть гром греми.
   Вообще о методике клубной работы говорить можно долго, а писать нет времени, так что кто интересуется, пожалуйста -- я всегда свободен.
   Все почти новые формы клубной работы я представляю себе лабораторно-производственными с целевой установкой на игру или другое культурное развлечение, и поэтому весьма возможно, что некоторые из них сольются в мастеркой изо, сиречь6 свободной мастерской. Ежели на эту именно мастерскую будет хорошее большое помещение и на оборудование достаточно средств, то, по-моему, небывалый успех неминуем, а через год-полтора и доходная мастерская.
   По распределению форм клубной работы между воспитателями необходимо сейчас же выработать твердое расписание клубных занятий для увязки работы некоторых кружков, оркестра и гарантии работы минимум один час.
   Для формы работы весьма трудно брать такие громкие всеобъемлющие темы, как кружок культурного рабочего. Это должны представить в сумме все кружки, ибо иначе могут получиться нудные поучения и подтягивание в административном порядке, и внушают такие кружки слабым робость. Надо прежде всего внушить, что клубзанятия -- приятное, полезное и интересное отдохновение, и на этой почве строить как можно более ценные пункты клубной работы.
   Языком болтать надо умеренно и не больше, примерно, одной пятой всего времени занятий кружка, а самое главное -- всему педколлективу в этом направлении надо работать дружно и самим предлагать помощь друг другу, не ожидая зова, ибо иной раз неудобно просить, думаешь, устал человек, чего его тревожить.
   

Комментарии

   ЦГАЛИ, ф. 332, оп. 1, ед. хр. 26, л. 1--9. Авторская машинопись, не датирована. По тексту и смежным источникам можно отнести к началу 1928 г. (10 и 24 января 1928 г. на двух заседаниях педсовета коммуны им. Ф. Э. Дзержинского обсуждался вопрос об организации клубной работы). С сокращением опубликовано Ю. Л. Львовой: А. С. Макаренко / Отв. ред. Ф. И. Науменко. Кн. 5. Львов, 1963, с. 173--179. Печатается с небольшим сокращением.
   Развернутая постановка проблем методики организации клубной работы в самом начале деятельности коллектива коммуны дзержинцев свидетельствует, что А. С. Макаренко придавал ей важное значение.
   1 Здесь и далее даются инициалы воспитателей-учителей коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В их числе -- В. Н. Терский, работавший в колонии им. М. Горького со второй половины 1926 г. и затем в коммуне все годы ее существования. Прототип В. Н. Терского в "Педагогической поэме", "Марше 30 года", "ФД-1"; во "Флагах на башнях" -- Маленький, в "Типах и прототипах" -- Кубанов. В. Н. Терский -- автор ряда книг по методике клубной работы, развивал в этой области педагогические идеи д. С. Макаренко. Был удостоен звания заслуженного учителя школы РСФСР.
   2 Руковод -- так назывались в 20-е гг. педагоги, которые руководили отдельными группами.
   3 Таким чином (укр.) -- таким образом.
   4 Навпаки (укр.) -- наоборот, напротив.
   5 Так называли первоклассников, среди которых в колонии было много переростков.
   6 Сиречь (старослав.) -- то есть.
   См. "Докладную записку об организации свободной мастерской", с. 68 наст. тома.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru