Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
М.: Педагогика, 1983.
Письмо заведующему Главным управлением социального воспитания НКП УССР
Глубокоуважаемый Василий Алексеевич!
Я очень благодарен Вам за внимание, которое Вы оказали мне, приехав в колонию 11 июля. Наша беседа помогла и мне окончательно выяснить то, что от меня требуется и как мне нужно поступить. Независимо от того, какие меры могут быть ко мне применены, я продолжаю быть уверенным в правильности моего варианта детской организации. Я считаю и теперь, что в колонии им. М. Горького настоящий советский соцвос, основными моментами которого являются:
1. Организация первичных коллективов по производственному принципу (отряды, а не школьные группы)1.
2. Самоуправление, основанное не только на выборности, но и на назначении. К этому приводит наличие серьезно-делового трудового процесса, в котором должны принять участие не только выборные представители интересов детей, но и более опытные колонисты-организаторы.
3. Это сложное выборно-назначенное самоуправление (назначенное не заведующим, а органом самоуправления) должно быть не надстройкой над фактическим управлением взрослых (как в Ахтырке2), а действительным руководителем колонии, действующим по двум линиям: по линии действия коллективного органа и по линии действия в качестве уполномоченных этого органа отдельных организаторов-колонистов в первичном коллективе (командир).
4. Воспитание не только трудовых, но и организационных навыков, для чего все работы, не требующие специальной инструментальной квалификации, исполняются временными отрядами с временными командирами, меняющимися как можно чаще (система сводных отрядов).
5. Открытое признание права коллектива, как общего, так и первичного, на принуждение, а как последствие этого -- существование института наказаний. Считаю вообще, что осуществление какой бы то ни было дисциплины при настоящем моральном состоянии общества невозможно без наказания.
6. Дисциплина, основанная на принуждении от имени коллектива, в то же время должна быть связана с уважением к воспитаннику и к его работе. Это уважение должно быть проявляемо на каждом шагу и заключаться не только в явлениях личной вежливости, но и в создании специальных форм внутриколлективных отношений (особые формы назначения на работу, отчета и контроля, специальные выражения доверия и полномочия).
7. Я считаю совершенно необходимыми организационные оформления эстетического порядка, подчеркивающие значение общеколлективных движений, то, что по отношению к колонии им. Горького почему-то называется военизацией (салют, знамена, оркестр).
8. В работе самоуправления и всего коллектива мы опираемся на комсомол, как это естественно вытекает из более взрослого среднего возраста. Политическое воспитание (именно воспитание, а не политическое образование) заключается в организации постоянных связей между колонией и окружающим миром. Эту связь можно представить в виде двух путей: связь с политическими организациями и деловая (коммерческо-производственная) связь с производственными, потребительными и распределительными организациями.
9. Воспитание классового чувства я представляю себе исключительно как результат приведенных выше начальных моментов. Жизнь детской коммуны, пропитанная действиями хозяина и рабочего и освещенная экономической связью с производственной жизнью республики, и является единственным путем к воспитанию сознательного члена рабочего общества.
10. Переходная ступень преданности своему коллективу не вредна, если коллектив не обособлен в своем успехе и в своей стройности. Выпяченная гордость "горьковцев" имеет нездоровый вид только потому, что по крепости своей организации колония не имела сколько-нибудь заметных конкурентов между другими колониями. Но уже появление коммуны им. Дзержинского, построенной по тому же плану и живущей с горьковцами в постоянном дружном общении, много внесло интересного и нового в жизнь колонии. За полгода одних общеколлективных визитов было около десяти, кроме того, чисто деловая связь между колониями проявляется почти ежедневно. Наблюдение многих деталей этой связи приводит меня к глубокому убеждению, что все детские колонии могут переживать гордость своей организацией на фоне общего развития. Я на это и рассчитывал в своем проекте "Трудового детского корпуса".
Все перечисленное составляет предмет моей педагогической веры. Я уверен, что в колонии им. Горького осуществлен настоящий советский соцвос. Не имею никаких оснований усомниться хотя бы в одной детали. И поэтому по совести не могу ничего изменить, не рискуя делом.
Все это заставляет меня просить Вас привести в исполнение Ваше решение снять меня с работы. Я понимаю, что в дальнейшем будет поставлен вопрос о снятии меня и в коммуне им. Дзержинского, находящейся в таком же цветущем состоянии, как и колония им. Горького. Все же я предпочитаю скорее остаться без работы, чем отказаться от организационных находок, имеющих, по моему мнению, важное значение для советского воспитания.
Комментарии
ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 251. Без даты, по содержанию можно предположить, что оно написано не ранее 11 июля -- не позднее августа 1928 г. Впервые опубликовано в издании: Макаренко А. С. Соч.: В 7-ми т. Т. 7 (М., 1952).
Письмо адресовано заведующему Главсоцвосом Наркомпроса Украины В. А. Арнаутову, который при посещении колонии во время приезда туда А. М. Горького предложил А. С. Макаренко пойти на "минимальные уступки" в сложившейся к тому времени системе организации воспитательного процесса в колонии, согласиться с некоторыми из замечаний, высказывавшихся в адрес Макаренко сотрудниками Наркомпроса и НИИ педагогики, чтобы предотвратить таким компромиссом его отстранение от заведования колонией (см. с. 251--252 наст. тома).
Материал примечателен как свидетельство того, что даже в столь критической ситуации А. С. Макаренко считал невозможным отступление от каких-либо "деталей" сложившейся к тому времени системы работы в колонии, рассматривая эту систему как органическое целое. С 1 сентября 1928 г. согласно поданному Макаренко ранее заявлению он был освобожден от работы в колонии им. М. Горького и продолжал развивать "горьковскую" систему в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.
1 Вопрос о том, какой коллектив в том или ином воспитательном учреждении является первичным, А. С. Макаренко решал в зависимости от конкретных условий и уровня развития воспитательного коллектива в целом. В массовой школе он видел первичный коллектив в классе. В его трудовой колонии и коммуне первичным коллективом был отряд, организованный главным образом по производственному принципу, а также по принципу учебному и разновозрастному.
2 Говорится об Ахтырском детском городке УССР; детскими городками назывались воспитательные учреждения системы соцвоса с большим числом воспитанников.