Докладная записка об организации свободной мастерской
В составе производственной части трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского состоит сапожная мастерская. Когда строилась и организовывалась коммуна, мы только с трудом могли представить себе реальные условия работы в трудкоммуне, ибо мы привыкли к другой обстановке работы. После месячного функционирования трудкоммуны оказалось:
1. Сапожная мастерская в ряду других мастерских коммуны оказывается слишком непривлекательной для воспитанников, слишком кустарной по сравнению с серьезно поставленными электрифицированными деревообделочной и слесарно-механической мастерскими. Коммунары 1-го отряда (сапожники) представляются поэтому поставленными в слишком узкие производственные условия: несложный сапожный инструмент, однообразная и простая работа составляет чересчур большой контраст с другими мастерскими. Этот контраст при этом не только кажущийся: и в действительности комплекс воспитывающих и организующих влияний в сапожной мастерской слишком беден среди других влияний коммуны.
2. Так как средний возраст коммунаров невелик и так как все население коммуны на 100 процентов охватывается мастерскими, то получается, что весь средний и старший возраст поглощается деревообделочной и слесарной мастерскими и на долю сапожной остается младший возраст, совершенно к ней не подходящий.
Между тем ясно, что в составе наших мастерских должна быть одна мастерская легкого типа для возраста 11--12--13 лет. Проблема такой мастерской появляется впервые в практическом соцвосе именно в нашей коммуне, благодаря ее идеальной обстановке.
В решении вопроса, какую именно легкую мастерскую открыть вместо сапожной, для меня подсказывалось несколько решений (картонажная, переплетная), но ни одно из них не представляется вполне решающим приведенные два вопроса.
Я было совсем остановился на переплетно-портфельной мастерской, но при более глубоком анализе отказался от нее.
Наконец я пришел к заключению, что наилучшим решением, вопроса будет универсальная свободная мастерская, основные черты которой должны быть следующие:
а) Она назначается для регулярных занятий младшего возраста и свободных занятий в клубные часы всех коммунаров.
б) В ней сосредоточены материалы и первичные инструменты по всем видам работы: по дереву, металлу, коже, гипсу, картону, электричеству и пр.
в) Она имеет целью подойти к ребенку со стороны его вкусов и способностей и дать ему возможность проявить себя в свободном трудовом усилии.
г). Она не может иметь никакого производственного уклона, но из нее могут выходить интересные вещи, как-то: игрушки, модели, мелкие вещи комфорта, детали.
д) Она вначале может быть бедная, но с течением времени обогащаться новыми видами работы и инструмента.
е) Будучи свободной мастерской, она должна все же обязательно приучать воспитанника к серьезному отношению к работе, к ответственности.
ж) Вокруг нее должно расположиться теоретическое изыскание по формуле: "Что из чего делается".
Такая мастерская потребует единовременного расхода до 700 рублей и ежемесячного до 100 рублей.
Мастерская эта будет новеллой в области трудового воспитания, и поэтому окончательные, ее формы могут быть найдены только в процессе работы.
Прошу об утверждении этого предложения.
А. Макаренко.
ПРИМЕЧАНИЯ
Докладная записка об организации свободной мастерской. В 1928 г., в начальный период работы коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, А. С. Макаренко обращается к правлению коммуны с предложением о создании свободной мастерской, которое вскоре было осуществлено на практике. Впервые "Записка" была опубликована в седьмом томе второго издания сочинений А. С. Макаренко (М., 1958).