Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
М.: Педагогика, 1983.
Проект организации трудового детского корпуса Харьковского округа
1
Трудкорпус [ТК] составляют все детские учреждения интернатного типа, получающие средства как по бюджетам окрисполкома, так и окрпомдета.
2
Своей целью трудкорпус ставит воспитание здорового, трудоспособного, дисциплинированного и политически грамотного гражданина Советского Союза.
3
Каждое отдельное учреждение трудкорпуса организуется по системе колонии им. M. Горького, а именно (в главных чертах):
а) все воспитанники делятся на производственные отряды с общей нумерацией по всему корпусу;
б) во главе каждого отряда стоит командир, назначаемый советом командиров;
в) совет командиров является главным органом управления детучреж-дением;
г) педагогически ответственным руководителем совета командиров является заведующий учреждением, кроме того, ему принадлежит исполнительная власть и право наказания;
д) хозяйственная работа каждого детколлектива организуется на началах единоличной ответственности командиров или отдельных воспитанников, которым поручается та или иная хозяйственная отрасль;
е) педперсонал кроме школьной работы участвует во всех решительно функциях детколлектива, в том числе и в физическом труде.
4
Все детские учреждения округа переименовываются в колонии и нумеруются по корпусу.
5
Во главе трудкорпуса стоит начальник корпуса, назначаемый окружной инспекцией народного образования, и его помощник, также назначаемый окрІНО по согласованию с начтрудкорпуса.
6
При начальнике корпуса может быть организовано управление трудкорпусом в таком составе:
начальник корпуса,
помощник начальника корпуса,
заведующий производственной частью,
заведующий школьной частью,
политруководитель,
педагог для поручений,
заведующий общей частью,
бухгалтер,
секретарь съезда секретарей советов командиров.
7
Один раз в месяц собирается корпусный совет [КС], в состав которого входят все секретари советов командиров. Собирается он под председательством начальника корпуса, и в него входят все должностные лица, перечисленные в п. 6.
8
Корпусный совет рассматривает и утверждает план работы на месяц и более длительные периоды, выслушивает отчеты начкорпуса, заведующих отдельными частями, завколов и ССК [секретарей советов командиров] отдельных колоний, распределяет средства, перераспределяет помещения, личный состав и движимое имущество.
9
Секретарь корпусного совета (СКС) избирается корпусным советом на неопределенное время и принимает постоянное участие в работе КС.
10
Реализация постановлений КС и вообще управление ТК осуществляются приказами по трудкорпусу (обязательными на каждый месяц) и личными указаниями начкорпуса и отдельных членов управления.
11
Помощник начальника трудкорпуса принимает участие во всех случаях действия корпусного управления и, кроме того, является главным контролером работы по трудкорпусу.
12
Заведующий общей частью руководит всеми операциями по заготовкам предметов потребления и ведет общий учет всему инвентарю корпуса.
13
Педагог для поручений является главным инструктором организационно-отрядной части и внутреннего быта всех колоний.
14
Бухгалтерский учет ведется только по целому корпусу, а в отдельных колониях ведутся только кассовые книги.
15
Все средства, какие поступают в распоряжение КУ от окріка [окружной исполнительный комитет], или окрПД [окрпомдет], или других органов, выдаются под ответственность начальника корпуса без разделения по параграфам и статьям равными месячными долями, а при возможности и квартальными долями и вносятся на текущий счет ТК в один из банков Харькова.
16
Общая сумма выдаваемых корпусу средств определяется без представления смет на 1927/28 год по контрольной цифре на одного воспитанника, определяемой окрисполкомом, а в последующие годы по представлении докладных записок о необходимости изменения контрольной цифры в ту или другую сторону.
17
Денежные суммы завколам выдаются или переводятся на каждый месяц в размерах, устанавливаемых корпусным советом под личную ответственность завколов в порядке авансов на один месяц.
18
Общая сумма ассигнований по контрольной цифре предполагает обслуживание всех решительно нужд ТК, в том числе и борьбу с беспризорностью, помощь выпускникам, стипендии и т. п.
19
В согласии с этим все операции окрПД и других учреждений могут иметь только один смысл: добывание средств для передачи их корпусу.
20
Организации ДД [общество "Друг детей"] в своей помощи не должны обращаться к отдельным колониям, а иметь дело только с корпусным управлением.
21
Из всех учреждений корпуса выделяются три колонии специального назначения:
а) первичная колония, принимающая детей с улицы или от Комиссии по делам несовершеннолетних и подготовляющая их для отправки в другие колонии;
б) выпускающая колония, из которой дети или подростки отправляются на производство или учебные заведения;
в) реформаториум, в который помещаются дети, нуждающиеся в принудительном воспитании. Из реформаториума дети вновь поступают в первичную колонию и в исключительных только случаях -- в обычную колонию.
22
Сверх того, ТК может организовать коммуну -- жилком для бывших воспитанников, работающих на производстве.
23
Детское население ТК определяется точно до одного воспитанника, и только по мере выпуска закончивших воспитание КУ набирает новых воспитанников.
24
Подбор беспризорных с улицы, сопровождение несовершеннолетних и вообще обслуживание комиссии по делам несовершеннолетних поручается исключительно ТК, который может для этой цели организовать собственную детскую милицию, на обязанность которой возлагается и наблюдение за жизнью патронируемых подростков.
25
Хозяйственные права КУ определяются следующим образом: КУ имеет право открывать производственные и торговые предприятия, организовывать артели и коммуны, перебрасывать отдельные предприятия из колонии в колонию, подписывать векселя и кредитоваться в банках и торговых фирмах, арендовать имущество и продавать его.
26
Весь персонал ТК приглашается начкорпуса и назначается приказом по корпусу. Права сотрудников корпуса определяются существующими коллективными договорами, но жалованье каждому сотруднику устанавливается индивидуальным договором в каждом отдельном случае.
27
ТК не имеет твердых штатов. Штат каждой колонии и КУ корпуса определяется КУ на год вперед и изменяется в случае нужды.
28
Увольнение сотрудников и перевод их из одной колонии в другую совершается распоряжением начальника корпуса.
29
Надзор за работой ТК лежит на ІНО, которая во всех случаях проводит его через КУ. Переписка между окрІНО и отдельными колониями не должна иметь места. Доклады отдельных сотрудников ТК и завколов непосредственно перед окрІНО могут происходить только с разрешения начкорпуса.
30
Настоящее положение вступает в силу с 1 октября 1927 г.
Комментарии
ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 98. Без даты. По содержанию и смежным документам относится к середине 1927 г. Впервые опубликован в издании: Макаренко А. С. Соч.: В 7-ми т. Т. 7 (М., 1952). Печатается по данной публикации.
Документ подготовлен А. С. Макаренко в период, когда он, заведуя колонией им. М. Горького, начал одновременно работать в Управлении детдомов, колоний и учреждений для рабочих подростков Харьковского округа. Есть основания полагать, что Макаренко спешил согласовать с руководством Главсоцвоса все детали своего проекта, так как только полное и последовательное осуществление разработанной в опыте колонии им. М. Горького воспитательной системы могло, по его мнению, принести желаемый успех.
В проекте привлекает внимание ряд новых идей, вызванных перспективой объединения столь большого количества различных интернатных учреждений округа. Мы видим замысел А. С. Макаренко дифференцировать функции колоний и детдомов, которые намечалось объединить в корпус, и по мере необходимости перемещать воспитанников из одного учреждения в другое. Это помогает понять, почему Макаренко так настаивал на том, чтобы проект был принят целиком, без каких-либо изменений и ограничений. Корпус, таким образом, должен был стать своеобразным экспериментальным социально-педагогическим комплексом.