Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
М.: Педагогика, 1983.
В отдел материального снабжения
Вследствие предложения No 4463 от 3 марта представляю сведения о некомплекте обмундирования по Полтавской трудовой колонии им. М. Горького.
Вместе с тем должен решительно не согласиться с полезностью централизованного порядка в деле обмундирования на основании следующих соображений:
1. Заготовка обмундирования в центре вырывает у колонии возможность регулировать нужду в обмундировании, пользуясь в каждый данный момент действительным ее состоянием. Централизованная заготовка была бы полезной только в том случае, если бы она могла сразу создать запасы обмундирования всех видов. Пока же этого не будет, централизованная заготовка, как уже показал опыт, всегда будет сопровождаться излишком одних предметов и недостатком других. Цифровые данные очень быстро теряют свою реальность по многим причинам.
2. При централизованной заготовке колония лишается возможности улучшить обмундирование за счет своих хозяйственных доходов. Так, например, в 1923 г. колония почти ничего не получила на одежду, однако и в этом году она, воспользовавшись урожаем и шкурами убитых животных, пошила колонистам 40 пар сапог (ботфорты), которые необходимы как спецодежда. При централизованной заготовке колония не имела бы этой возможности: она могла бы нечто добавить в количестве, но не в качестве. Вообще же заготовка в центре меньше всего способна считаться с условиями работы данного детского учреждения. Она будет изготовлять одежду для нормального детского дома, но вовсе не для колонии. Одежда должна быть более добротна, нужны полушубки, ботфорты, фартуки и пр. Четырехлетний опыт колонии в этой области никто не заменит в центре.
3. Заготовка в центре, наконец, просто невыгодна: колония имеет свою сапожную мастерскую и сама силами воспитанников шьет себе одежду. Заготовка в центре не только удорожит одежду, но и лишит мастерские колонии работы, необходимой в учебном отношении.
4. Наибольшие же потери при централизованной заготовке будут как раз не в хозяйственной области, а в воспитательной. Вообще этот вопрос не выходит за пределы педагогической заботы и не может быть решен без педагогического исследования. С одной стороны, напряженная работа и забота детского коллектива в деле планирования покупки, изготовления, носки, с другой -- получение готовых вещей из Харькова. Нет никакого сомнения, что второй способ параллелен1 линии соцвоса.
На основании изложенного ходатайствую о том, чтобы централизованная заготовка не применялась к трудовой колонии им. М. Горького.
Зав. колонией А. Макаренко
Комментарии
ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 4, д. 937, л. 10, с об. Автограф, датируется 15 марта 1924 г. Полностью публикуется впервые.
А. С. Макаренко вновь ставит вопрос о глубокой связи хозяйственной деятельности колонии и процесса воспитания. Здесь указывается также на опасения, которые могут возникнуть при централизации снабжения колонии. Известная хозяйственная самостоятельность коллектива (но не самоокупаемость) имеет, по мнению А. С. Макаренко, важное воспитательное значение, так как предупреждает развитие потребительских настроений среди воспитанников, дает возможность включить детский коллектив в отношения хозяйской заботы о своем благосостоянии (см. об этом также с. 11, 46--47, 298--305 и др. наст. тома и Макаренко А. С. Соч.: В 7-ми т. Т. V, с. 53--58).