Макаренко Антон Семёнович
Отчетная ведомость о состоянии Полтавской трудовой колонии им. М. Горького за 1923 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
   М.: Педагогика, 1983.
   

Отчетная ведомость о состоянии Полтавской трудовой колонии им. М. Горького за 1923 г.

   ...Б. Группа правонарушителей
   
   I. Состав детей
   Штатное количество мест -- 120
   Числилось к 1/I 1923 г. -- 70
   В течение 1923 г. выбыло -- 42
   Поступило вновь -- 70
   Состоит на 1/I 1924 г. -- 98
   Мальчиков -- 89
   Девочек -- 9
   По возрасту:
   от 7 до 14 лет -- 7
   свыше 14 лет -- 91
   Имеющие обоих родителей -- 13
   Полусироты -- 27
   Круглые сироты -- 58
   
   По поступкам, послужившим основанием к помещению в учреждение
   Воровство -- 51
   Бродяжничество -- 39
   Убийство -- 2
   Бандитизм1 -- 6
   
   Характер
   Устойчивые -- 86
   Раздражительные -- 4
   Инертные -- 6
   Патологические -- 2
   
   II. Состав персонала
   
   Всего -- 35
   Педагогический -- 12
   Медицинский -- 1
   Учебно-ремесленный -- 7
   Технический -- 15
   
   Пол и возраст педагогического персонала
   Женщины -- 6
   Мужчины -- 6
   От 20 до 30 лет -- 4
   От 30-40 -- 6
   Свыше 40 -- 2
   Холостые -- 9
   Женатые -- 9
   Стаж
   общий педагогический до 3 лет -- 8
   от 3 до 5 лет -- 4
   Ценз
   общий педагогический -- 9
   средний -- 122
   
   Отчет о состоянии учреждения в 1923 г.
   1. Личный состав воспитанников. Истекший год колония начала при составе 62 мальчика и 8 девочек, распределенных между колониями так: в I колонии -- 51, во II -- 19. Предполагалось, что к лету будут капитальные ассигнования на ремонт II колонии, и поэтому проектировалось к осени увеличить число воспитанников II колонии до 70, считая для I колонии предельной нормой 50. Ожидания не оправдались: на ремонт были получены ничтожные суммы, и с большим трудом удалось довести число воспитанников II колонии до 30 к январю 1924 г. Но постоянное требование губкомиссии принять новых воспитанников принудило нарушить норму [и довести численность воспитанников] I колонии до 70 (68 к 1 января 1924 г.). Это создало к осени такую тесноту, что колония не имеет возможности дать каждому воспитаннику кровать, ее негде ставить.
   Всего в течение года в колонию прибыло 70 новых воспитанников (68 мальчиков и 2 девочки). Уволено из колонии в течение года 26 (25 мальчиков и 1 девочка). Из этого числа: отправлено на рабфаки -- 5, отдано родителям -- 12, поступили на командные курсы -- 3, нашли самостоятельный заработок -- 5, выдана замуж -- 1. Убежало из колонии в течение года 15 воспитанников, почти исключительно только что прибывших. Тяжелым был случай побега кладовщика II колонии Гончарова, старого колониста. Его побег окончательно заставил отказаться от использования т. Радивончика3 в качестве зав. II колонией (февраль). Умер в течение года 1 (от малярии). Изменение качественного состава воспитанников явно сказалось к осени. В конце лета ушли почти все "старики" набора 20-го и 21-го гг. Массовые присылки (70) почти исключительно состояли из детей, близких к тупоумию, почти сплошь неграмотных и запущенных. В последнем счете все это повело к некоторому огрублению общего тона коло-нийской общины. Это огрубление удалось ликвидировать при особенном напряжении только к последним дням. В течение осени колония вообще пережила тяжелый кризис, когда, казалось, педагогическому совету не удастся образовать новое ядро. К концу года эта опасность миновала, однако не для II колонии, в которой общее настроение до сих пор оставляет желать лучшего.
   2. Личный состав воспитателей. Основное ядро старых колонистов из 6 человек за истекший год уменьшилось только на 1 после ухода Л. Н. Никифоровой. Из новых назначений казалось одним из ценных приобретений приглашение И. П. Раковича на должность заведующего II колонией. Его огромная энергия и кипучая натура при условии замечательного честного, искреннего отношения к колонии, однако, не дали того, что обещали, отчасти по причине личных событий, отчасти из-за слабости персонала II колонии. Из числа этого персонала только Весич4 достаточно удовлетворителен, остальные слабы, и от работы т. Архангельской и Илляшевич, вероятно, придется отказаться.
   Зато в I колонии все три новых лица оказались очень удачны как в отдельности, так и в общей гармонии. Особенно нужно отметить А. П. Сагредо, работника не из первых, но прекрасного по тону и точности. Двое совсем молодых людей, т. Чаплян и Грейер работают весело, скромно и доверчиво, так, как и нужно молодым.
   3. Воспитательный процесс.
   Общее развитие воспитательной системы колонии совершалось по прежнему плану: от авторитарно-требовательного тона к рабочему самоуправлению. В течение 1923 г. многие части хозяйства и административной заботы перешли в руки воспитанников. В августе педагогический совет нашел возможным и самое заведование хозяйством передать воспитаннику. С середины лета начал функционировать совет командиров5 в качестве высшего хозяйственного органа. Большое значение приобрели заседания товарищеского суда, окончательно получившего форму кафедры по теории поступков. Нечто совершенно необходимое в колониях, типа нашей.
   В других областях жизни колонии продолжалось дальнейшее развитие прежних схем, детализирование и квалификация деталей. Утончилось и стало более удобным сечение общины6. Улучшен тон и взаимоотношения. К концу года заметно стало быстрее движение вперед, задержанное качественным понижением детского состава. Вообще истекший год нужно признать наиболее благополучным. Наказания почти забыты в колонии, даже выговоры и замечания стали редкостью. За год почти не было случая воровства в колонии и абсолютно ничего не было взято у соседей. Тон веселый, жизнерадостный, простой. Отношения прекрасные. Рабочее настроение с заметной долей пафоса. К сожалению, во II колонии нет ядра, и там до сих пор все случайно. Но фактически ускорить чем-либо развитие воспитанников II колонии трудно.
   4. Хозяйственная обстановка.
   Все хозяйственные работы были исполнены своевременно, но засуха и, вероятно, ошибки агронома привели к катастрофически малому урожаю яровых, что поставило колонию в очень затруднительное положение в вопросе о корме скота. Колония продолжает настойчиво подвигаться к правильному шестиполью и к культурному животноводству.
   Главная нужда колонии -- отсутствие капитала. Не с чем развернуться. Даже обменять инвентарь почти нет возможности.
   Ремонт II колонии становится вопросом чести. Со всех сторон на развалины посматривают наши конкуренты.
   Необходимо во что бы то ни стало получить в аренду мельницу.
   Необходимо принять меры к оборудованию колонии. Она никогда не была оборудована...7
   

Комментарии

   ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 4, д. 937, л. 5--6, с об. Бланк стандартной отчетной ведомости, напечатанный типографским способом и заполненный А. С. Макаренко. Автограф, датировано 6 февраля 1924 г. Фрагменты документа опубликованы в книге Н. А. Морозовой (А. С. Макаренко: Семинарий. Л., 1961, с. 87). Часть документа опубликована на украинском языке Н. П. Нежинским в упоминавшейся выше книге (с. 57) и на русском языке А. А. Фроловым (А. С. Макаренко: Сборник. Львов, 1978, с. 125--126). Печатается с сокращениями.
   Помимо цифровых данных, позволяющих конкретизировать картину жизни колонии на конец 1923 г., отчет содержит ряд важных педагогических положений. А. С. Макаренко приходит к выводу о недопустимости одновременного выпуска из колонии большого числа старших воспитанников, составлявших ядро коллектива, и приема массы новичков, ибо это приводит коллектив к кризисному состоянию. Впервые вводится понятие "воспитательный процесс", впоследствии широко использовавшееся Макаренко. Центральное место в характеристике воспитательного процесса занимает развитие самоуправления, расширение его функций в жизни коллектива. Вместе с тем в отчете, как и в ряде предшествовавших материалов, коллектив характеризуется еще как "колонийская община". Весьма интересны данные о резком сокращении к концу организационного периода жизни колонии случаев грубых нарушений дисциплины и наказаний.
   1 Графа обозначена рукой А. С. Макаренко.
   2 Опускаются данные о количестве помещений в I и II колониях, жилой площади и площади двора, сада, огорода, полевых угодий. Далее вместо заполнения граф, предусмотренных отчетной ведомостью, Макаренко делает сплошную запись, выделяя приведенные ниже параграфы отчета.
   3 Радивончик -- прототип Родимчика в "Педагогической поэме".
   4 Весич В. А. -- воспитатель-учитель колонии с августа 1923 г., был одним из заместителей А. С. Макаренко. Прототип П. И. Журбина в "Педагогической поэме".
   5 Совет командиров собирался в колонии еженедельно по субботам для распределения работ на следующую наделю, комплектования сводных отрядов. В дальнейшем его функции расширились. Решения совета о распределении работ и по другим вопросам проводились приказом по колонии (позднее -- по коммуне им. Ф. Э. Дзержинского) за подписью А. С. Макаренко и секретаря совета командиров, после чего эти решения вступали в силу. Такой порядок определялся принципом взаимосвязанных полномочий, который действовал в рамках единого коллектива воспитателей и воспитанников, являясь одним из путей осуществления педагогического руководства с помощью органов самоуправления коллектива.
   Сечение общины (коллектива) -- понятие, употребляемое А. С. Макаренко прежде всего в значении деления общего коллектива колонистов на первичные. Имелась в виду утвердившаяся к этому времени практика сочетания постоянных отрядов воспитанников и сводных, создававшихся временно для выполнения отдельных работ.
   Опускается раздел отчета "5. Список воспитателей". Более полные данные о персонале колонии см. с. 36--37 наст. тома.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru