Макаренко Антон Семёнович
Областному инспектору учреждений Харьковской области

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1
   М.: Педагогика, 1983.
   

Областному инспектору учреждений Харьковской области

   По проекту штатов для Полтавской трудовой колонии, выработанному в Главсоцвосе, полагаются должности:
   
   Заведующий -- 1
   Помощник заведующего -- 1
   Воспитатели -- 12
   Помощники воспитателей -- 3
   Запасные воспитатели -- 4
   Учителя ремесел -- 6
   Медработник -- 1
   Завхоз -- 1
   Техперсонал -- 9
   
   Всего 38 лиц, оплата труда которых выражается в 239 тарифных единицах.
   Организация Полтавской трудовой колонии, существующей уже более трех лет, эволюционируя в порядке опыта и слагаясь из постепенных опытных приближений к наиболее экономной и полезной системе, к настоящему дню настолько далеко разнится от организации по приведенной выше сетке должностей, что почти не представляется возможным удовлетворительно согласовать эти две формы без существенных изменений в той или другой. Кроме того, индивидуальные условия работы Полтавской колонии, а именно размещение ее в двух имениях, приводит к необходимости [учета] некоторых [моментов], не предусмотренных в проекте штатов.
   Основные пункты несогласованности, в общем, таковы:
   1. Общее руководство работой колонии, как в области хозяйственной, так и педагогической, сосредоточено в руках заведующего колонией, что вполне согласно с принципиальными положениями организации соцвоса. Это обстоятельство, с одной стороны, требует от заведующего значительного напряжения сил, с другой -- делает излишней специальную должность помощника заведующего. В то же время учреждение такой должности означало бы усиление административных функций, освобожденных от педагогических форм работы. Независимо от этого, особенности устройства Полтавской колонии приводят к необходимости иметь в колонии трех заместителей заведующего, исполняющих обычную воспитательную работу. Эти три заместителя следующие:
   1) заместитель по I колонии, принимающий заведование во время отсутствия зав. колонией;
   2) заместитель по II колонии, являющийся старшим из воспитателей этой колонии;
   3) воспитатель, руководящий с/х работой колонии.
   То обстоятельство, что означенные три лица при своих индивидуальных обязанностях остаются в то же время воспитателями, делает работу всего коллектива более цельной и единой.
   2. По проекту штатов Главсоцвоса общее число воспитательского персонала, считая и заведующего, установлено в 21 лицо. Такое большое число воспитателей не вызывается необходимостью. Обеспечить при таком числе хорошее качество воспитательского персонала совершенно невозможно, наконец, увеличение числа воспитателей уменьшит приближение каждого из них к обществу воспитанников, создаст толпу воспитателей. Колония в настоящее время кроме завкола имеет всего 12 воспитателей, считая и запасных.
   Экономию, образующуюся от уменьшения числа воспитателей, необходимо обратить на:
   а) увеличение специального инструкторского персонала;
   б) увеличение окладов инструкторского персонала;
   в) увеличение числа технического персонала, вызываемого размещением колонии в двух имениях;
   г) добавку к жалованью пяти воспитателям, имеющим двухлетний стаж по колонии;
   д) увеличение оклада делопроизводителю, ведущему учет по двум колониям;
   е) оплату дополнительного труда воспитателей по секретарству в педсовете (обязанности по учету воспитанников, по учету педагогической работы, по отчетам воспитательному и образовательному), по руководству библиотекой и по руководству музеем (пособиями, театром);
   ж) оплату труда старшего инструктора (вместо завхоза, объединяющего хозяйственную работу по двум колониям).
   В итоге колония просит утвердить следующее распределение 239 тарифных единиц:
   Заведующий -- 1, ставок -- 2
   по 14-му разряду
   -- 12,4 тар. ед.
   Ему же за руководство педчастью
   1/2 ставки по 14-му разряду
   -- 3,1 " "
   5 старших воспитателей
   по 1 3/4 ставки по 13-му разряду
   -- 48 " "
   7 младших воспитателей
   по 1 1/2 ставки по 13-му разряду
   -- 58,1 " "
   Ст. инструктор
   1 1/2 ставки по 11-му разряду
   -- 6,9 " "
   8 инструкторов
   по 1 1/4 -- " -- 11 -- " --
   -- 5,2 " "
   Делопроизводитель
   1 Ќ -- " -- по 11 -- " --
   -- 5,2 " "
   Медработник
   1 1/2 -- " -- по 13 -- " --
   -- 8,3 " "
   5 лиц техперсонала
   по 1 ставке по 8-му разряду
   -- 15,5 " "
   8 лиц техперсонала
   по 1 -- " -- 6 -- " --
   -- 20 " "
   1 лицо техперсонала
   по 1 -- " -- 1 -- " --
   -- " "
   3 заместителя завкола
   по 1/2 ставки по 14-му разряду
   -- 9,3 " "
   Дополнительное вознаграждение трем руководителям педагогического учреждения
   по 1/4 ставки по 13-му разряду
   -- 4,2 " "
   
   Всего
   239 тар. ед.
   Согласно означенному распределению, представляются требовательные ведомости на ноябрь, декабрь и январь. К 1 января все должности по колонии заполнены, за исключением должности фельдшера. Колония не имеет отдельного фельдшера, а обязанности его выполняет один из воспитателей, которому поэтому испрашивается 1/2 ставки по 13-му разряду.

Зав. колонией А. Макаренко

   

Комментарии

   ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 4, д. 937, л. 51--52, с об. Автограф, по содержанию текста и при сопоставлении с другими документами датируется сентябрем-октябрем 1923 г. Опубликовано с сокращениями А. А. Фроловым в книге "Организация воспитательного процесса в практике А. С Макаренко: Учебное пособие" (Горький, 1976, с. 28--29).
   В этом и последующих официальных письмах А. С. Макаренко в органы народного образования отсутствует наименование "инспектор дефдетучреждений", что свидетельствует о ликвидации в учреждениях соцвоса понятия "морально дефективные" дети. Весьма интересны соображения о необходимости сокращения общего числа воспитателей и использовании высвободившихся средств на оплату педагогов-инструкторов, увеличение доплаты воспитателям за стаж работы в колонии. Здесь просматривается важная идея дифференциации функций воспитателей с учетом конкретно выполняемой ими образовательной работы, руководства библиотекой, театром колонии и т. п. Большое значение в воспитании колонистов А. С. Макаренко придавал работе инструкторского персонала в мастерских колонии.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru