Макаренко Антон Семёнович
Инспектору учреждений дефективного детства Харьковской области

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 8
   М., "Педагогика", 1986.
   

Инспектору учреждений дефективного детства Харьковской области

19 марта 1923 г.

   Считаю необходимым представить Вам нижеследующий отчет о состоянии колонии к началу сельскохозяйственного сезона и краткий обзор жизни колонии за истекший год. Независимо от этого в самое непродолжительное время мною будет представлен педагогический отчет за 1922 г.
   К началу посевной кампании прошлого года колония не имела в своем распоряжении абсолютно никаких ресурсов, ни денежных, ни материальных, и поэтому нуждалась в поддержке со стороны органов наробраза даже в таком деле, как обеспечение колонии посевным материалом. Колонийские лошади почти издыхали без корма. Вообще состояние колонии со стороны перспектив было довольно неопределенное. Бедная почва и теснота казарменных помещений в первом, основном имении колонии заставляли держаться прежних планов о переносе базы и главного пункта колонии в более просторную, богатую и красивую обстановку бывшего имения Трепке. Правда, неудача строительного сезона 1921 г., когда колония, начав капитальный ремонт целого ряда домов разрушенного помещичьего гнезда, не получила ниоткуда обещанной поддержки, неудача, явным образам подчеркнутая прежним хаосом руин, -- несколько охлаждала наш строительный пыл.
   Это неуверенное настроение поддерживалось и затянувшейся волокитой с получением земли и жалким состоянием колонийского скота и машин. Мы очень благодарны т. Козловой1, которая первая помогла нам своим вниманием и благодаря которой мы получили от Наркомпроса [УССР] 2 миллиарда рублей2 на продолжение ремонта. Обычная волокита с получением денег, как всегда, обесценила их: они были получены колонией только осенью, но тем не менее благодаря этим деньгам колония далеко продвинула ремонт, и уже в октябре мы поселили во второй колонии почти третью часть воспитанников. Все-таки у нас не хватило денег, чтобы окончить ремонт даже главного дома: он остался незастекленным.
   Несмотря на отсутствие основного капитала и слабость инвентаря, колония все-таки приступила к полевому хозяйству и сравнительно успешно окончила сельскохозяйственный сезон.
   Правда, мы сами гораздо больше ожидали от урожая. Еще больше ожидали в губнароб-разе. Там прямо говорили о возможности нашего перехода на самоокупаемость. Мы теперь ясно видим, что это были химеры: нельзя говорить о самоокупаемости с 30 десятин для нашего учреждения, имеющего 120 иждивенцев.
   Урожай 1922 г. обеспечил нас:
   а) семенами на 1923 г. (больше чем в 2 раза мы увеличили запашку);
   б) фуражом, зерновым и объемным. Мы даже могли бы свободно увеличить количество живого инвентаря, если бы у нас были средства;
   в) урожай позволил нам обменять плохих, запущенных коров на молочных и выкормить 5 свиней (к сожалению, эпидемия краснухи унесла двоих), так что к [моменту] полевых работ наши дети уже смогли получить усиленное довольствие;
   г) урожай помог нам приобрести жатвенную машину и кое-что из инструментов;
   д) мы заплатили за размежевание и другие работы по отводу земли;
   е) наконец, мы обеспечили себя картофелем, капустой и свеклой на круглый год и имели еще 100 пудов ржи на всякий случай.
   Мы ожидали большего только потому, что предполагали высокие цены на хлеб. Кроме того, земля, бывшая лет 5 в пользовании крестьян, оказалась очень засоренной и истощенной неправильным плодосменом, и мы получили урожай ниже ожидаемого.
   Истекший хозяйственный год в колониях характеризуется вообще образованием основного капитала. К сожалению, это образование совершалось почти исключительно за счет труда воспитанников и не было поддержано вложением капитала со стороны высших хозяйственных органов. Накопление же капитала в процессе трудового сбережения естественным образом было связано с сознательным отказом от многих видов прямого потребления. Вследствие этого, например, не удалось детей одеть так, как это требовалось по характеру их работы, не удалось обеспечить колонию мебелью и сколько-нибудь украсить жизнь колонистов со стороны обстановки.
   Указанные достижения не ставились как очередная задача, так как очень много оставалось зияющих отверстий в основном капитале колонии.
   Живой инвентарь и к настоящему дню далеко не полон. На две лошади, переданные нам весной 1921 г. т. Ганенко3, одновременно занимавшим должности завгубоно и председателя РКИ, до сего дня претендует Госконтроль и грозит их отобрать в самый разгар посевной кампании. Колония находится в таком затруднительном положении, что ей остается только одно: не отдавать лошадей, рискуя всякими неприятностями, но зато с надеждой выиграть несколько рабочих дней.
   Колония имеет только двух лошадей, из которых одной 30 лет, и трех волов, которые в работе, разумеется, идут только за пару. Таким образом, мы ежеминутно находимся под угрозой остаться на 60 десятинах [земли] при одной паре лошадей и при одной паре волов, при постоянных поездках в город.
   Только в последние дни, не дождавшись ассигнования из Харькова на посевную кампанию, колония приобрела одну лошадь, но зато за февраль уплатила служащим только 65% жалованья.
   Недохватка основного капитала особенно ощущается в мастерских, в которых очень мало инструментов.
   Пользуясь небольшими кредитами на учебную часть, колония в последнее время оборудовала вторую сапожную мастерскую (во второй колонии) и там же литейную мастерскую, но обе они, как и основные колонийские мастерские, очень бедны инструментами (за исключением сапожной мастерской первой колонии).
   Недостаток инструментов и оборудования можно было бы постепенно восстановить частными заказами, но, как показал опыт, частные заказы не оправдывают ожиданий по следующим причинам:
   а) из-за отсутствия близких к колонии сел, откуда могли бы .поступать заказы с материалом заказчика;
   б) из-за отсутствия оборотного капитала для работы на продажу в городе;
   в) из-за плохо организованной системы оплаты труда инструкторов и мастеров.
   В то же время, когда в городе средний молодой слесарь зарабатывает в месяц более миллиарда рублей, квалифицированный инструктор колонии получает всего 200--300 миллионов рублей, и колония принуждена отдавать мастеру право увеличивать свой заработок частными заказами. Вообще говоря, хозяйственное положение колонии характеризуется отсутствием капитала и неприспособленностью финансово-материальной системы.
   Материальная база необходима и для образовательной работы в колонии. Здесь нужно еще указать на отсутствие библиотеки, тем более ощутимое, что в колонии с успехом проводится опыт занятий [с воспитанниками] по отдельным учебным темам без учебников. В особенности нам необходимы книги по географии (этнографии сравнительной, путешествия), по исторической беллетристике, элементарной механике и технологии, сельскому хозяйству, истории технической культуры и изобретений и, наконец, справочные книги.
   Организация перевоспитания малолетних правонарушителей с самого начала, по моему мнению, была поставлена в колонии на правильный путь, доказательством чего являются очевидные воспитательные достижения: это путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни.
   Однако нужно признать, что решающим моментом в процессе организации [колонии] все-таки была организация [ее] материальной части. Работа воспитателей, при всем своем направляющем значении, все-таки всегда приспособлялась к системе материальных отношений и вследствие этого теряла или приобретала, смотря по тому, насколько система, так сказать, экономических настроений была удобна или не удобна.
   В настоящее время особенно ощущается эта зависимость. Можно сказать, что напряжение чисто воспитательной работы в ее абсолютном значении достигло некоторого максимума.
   Дальнейшее развитие нашей общины зависит теперь главным образом от назревшей переорганизации финансово-материальной обстановки. Поэтому если говорить о возможности дальнейшего движения колонии вперед, то приходится обусловливать его почти исключительно следующими обстоятельствами:
   1. Обеспечение колонии основным капиталом в форме снабжения ее живым инвентарем (1 вол и 3 лошади) и инструментами для мастерских.
   2. Обеспечение [колонии] оборотным капиталом для организации работы на свободный рынок.
   3. Организация более удобной системы финансирования колонии, так как получение денег, переводимых из Харькова по ассигновкам губоно, отнимает не меньше 50% времени и энергии заведующего] колонией.
   4. Организация более удобной системы зарплаты инструкторов и мастеров в общем направлении к сдельному расчету с прибавкой на успешность обучения воспитанников.
   Все эти мероприятия позволят уничтожить значительную потерю полезной работы воспитательского коллектива, замечаемую в настоящее время.
   Независимо от этого открытым остается вопрос об окончании ремонта второй колонии в Ковалевке. Хотя расходы по ремонту должны относиться на местный бюджет, но в губоно склонны толковать это требование закона только по отношению к текущему ремонту. Капитальное же восстановление имения б[ывшего] бр[атьев] Трепке, по мнению губоно, является, скорее, организацией нового учреждения и поэтому должно относиться на средства Наркомпроса.
   Я не могу судить, насколько губоно близок к истине в таком толковании. Во всяком случае, в наступающем сезоне ремонт второй колонии должен быть закончен, иначе имение будет отнято у колонии и весь двухлетний труд детей и персонала пропадет даром.
   Считая это обстоятельство весьма важным, я представил смету в губоно (с чертежом) на окончание ремонта трех домов и конюшни, всего на сумму 7560 товарных рублей или сумму 227 000 миллионов (227 миллиардов) рублей.
   В случае отказа губоно в предоставлении кредитов я перешлю сметы в Инспекцию для учреждений дефективного детства Харьковской области. Представляя настоящее, прошу инспекцию оказать внимание основным нуждам колонии как и в материальном, так и в организационном смысле.

Заведующий Полтавской трудовой колонией
им. М. Горького
А. Макаренко

Комментарии

   ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 364, л. 1--7. Заверенная машинописная копия, оригинал находится в ЦГАОР УССР. Часть материала в переводе на укр. яз. опубликована Н. П. Нежинским (Життя i педагогічна діятельність. А. С. Макаренко. К., 1967, с. 57) и на рус. яз. А. А. Фроловым (А. С. Макаренко: Сб. Львов, 1978, с. 121--122). Печатается по архивному источнику.
   Публикуемый документ -- первое достаточно подробное описание деятельности горьковской колонии, известное к настоящему времени исследователям. Здесь сформулирован педагогический принцип, плодотворность которого уже к тому времени была подтверждена макаренковским опытом. Это "путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях жизни".
   Материал затрагивает проблему соотношения субъективных и объективных факторов воспитательного процесса в коллективе: направляющее значение работы воспитателей находится в зависимости от "организации материальной части", включая "финансово-материальную систему".
   1 Козлова -- тогда инструктор Главсоцвоса НКП УССР. Посетила колонию в июне 1922 г.
   2 На начальном этапе восстановления народного хозяйства СССР имело место обесценивание денег. Возрождение твердой валюты последовало после завершения денежной реформы в 1924 г..
   3 Ганенко -- прототип Черненко в "Педагогической поэме".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru