Майков Валериан Николаевич
Робинзон Крузе. Роман для детей. Сочинение Кампе... История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой... Альманах для девиц первого и второго возраста... Мысли и Повести, посвященные юношеству. Сочинение М. Корсики... Русская Азбука для детей, составленная С... Детская Корзиночка. Разноцветные сцены...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Робинзонъ Крузе. Романъ для дѣтей. Сочиненіе Кампе. Переводъ съ нѣмецкаго В. Межевича. Изданіе второе. Въ двухъ частяхъ. Санктпетербургъ. Въ тип. Императорской Академіи Наукъ. 1846. Въ 8-ю д. л. ХІІ, 224 и 248 стр.
   Исторія Россіи въ разсказахъ для дѣтей. Сочиненіе Александры Ишимовой. Изданiе третье, исправленное и пополненное. Въ 5 частяхъ. Санктпетербурга. Въ тип. военно-учебныхъ заведеній. 1847. Въ 8-ю д. л. 379, 569 и 425 стр.
   Альманахъ для дѣвицъ перваго и втораго возраста. Передѣланъ съ французскаго П. В--имъ. съ 12-ю картинами. Санктпетербургъ. Въ тип. К. Жернакова. 1847. Вы 16-ю д. л. VIII и 152 стр.
   Мысли и Повѣсти, посвященныя юношеству. Сочиненіе М. Корсики. Санктпетербурга. Въ mиn. III Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи. 1846. Въ 8-ю д. л. 525 стр.
   Русская Азбука для дѣтей, составленная С. Съ тремя политипажами и 176 буквами, наклеенными на толстую бумагу въ коробочки изъ тонкой папки. Санктпетербургъ. Въ тип. Фишера. 1846. Въ 16-ю д. л. V и 52 стр.
   Дѣтская Корзиночка. Разноцвѣтныя сцены (?!) изъ жизни милыхъ малютокъ. Съ 12-ю иллюминованными картинками. Санктпетербургъ. Въ тип. Фишера. 1847. Въ 32-ю д. л. 112 стр.
   Рождественскій сочельникъ и страстная суббота, конечно, отмѣчаются красными чернилами или затѣйливыми виньетками въ дневникахъ составителей дѣтскихъ книжекъ. Изготовивъ подарокъ милымъ дѣтямъ для ёлки или свѣтлаго праздника, можно помириться съ жизнію, забыть всѣ горести и лишенія, начиная отъ непріятностей по службѣ до тяжелаго одиночества преклонныхъ лѣтъ. Столько улыбокъ, милыхъ ласокъ, восторговъ, игривой бѣготни, хлопанья безкорыстными ручонками надѣлать на свѣтѣ!.. Все, что только есть на землѣ самаго чистаго, самаго невиннаго -- все это живетъ вами, произноситъ ваше имя, няньчитъ вашу книжку почти цѣлый день!.. Ваше сочиненіе чуть не ѣдятъ вмѣстѣ съ конфектами, пряниками и красными яйцами...
   Но, увы! Проходятъ праздники, и вмѣстѣ съ ними кончаются успѣхи дѣтскихъ книжекъ въ малолѣтной публикѣ. Родители или наставники, отъискавъ поучительное сочиненіе гдѣ-нибудь подъ куклой или будничной курткой, -- подъ страхомъ наказанія обязуютъ невинныхъ малютокъ приступить къ чтенію и изученію его, и тутъ-то на мѣсто улыбокъ и чествованій, являются кислыя гримаски и всякія поношенія...
   Такова участь большей части датскихъ книжекъ; но здѣсь, какъ и вездѣ, къ-счастію, есть исключенія, и исключеніе самое утѣшительное, болѣе другихъ "вызывающее на-размышленіе" -- это Робинзонъ Крузе.
   Фактъ, буквально безпримѣрный въ лѣтописяхъ литературы: сочиненіе, написанное почти полтора столѣтія назадъ, до-сихъ-поръ занимаетъ первое мѣсто въ дѣтской библіотекѣ! Правда, Даніель Фоэ писалъ "Робинзона" не для дѣтей, но его скоро передѣлали для этой цѣли, и уже Жанъ-Жакъ Руссо говорилъ: "эта книга будетъ первая, которую прочтетъ мой Эмиль; долгое время въ ней будетъ заключаться вся его библіотека, и на всегда въ его библіотекѣ она займетъ важное мѣсто". Руссо не ошибся: каждый воспитатель и въ наше время повторить его отзывъ о "Робинзонѣ".
   Въ чемъ же секретъ такой живучести совершенно-простаго вымысла, этого незатѣйливаго разсказа о приключеніяхъ человѣка, выброшеннаго бурею на необитаемый островъ и принужденнаго удовлетворять единственно своими силами самыя первыя физическія потребности?..
   Эфемерность нравоучительныхъ дѣтскихъ книжекъ ясно доказываетъ, что тайна этой живучести заключается не въ моральныхъ лоскуткахъ, вклеенныхъ въ вѣковой книжкѣ безъ всякой необходимости и часто совсѣмъ-некстати. Напротивъ, при каждой покой передѣлкѣ "Робинзона", онъ болѣе и болѣе очищается отъ этихъ лоскутковъ. Мы даже думаемъ, что, отбросивъ ихъ совершенно, онъ сдѣлайся бы еще привлекательнѣе, еще полезнѣе...
   "-- Какъ? что такое? что вы сказали?" заговоритъ всякая маменька, рѣшившая сдѣлать изъ своего ребенка "прекраснаго человѣка":-- не думаете ли вы, что дѣтямъ не надо внушать съ раннихъ лѣтъ, какими они должны быть, когда выйдутъ на свою волю?.."
   Мы именно такъ думаемъ, и вотъ почему: ребенокъ, какъ бы остеръ и понятливъ ни былъ, не можетъ усвоить себѣ нравственнаго правила до-тѣхъ-поръ, пока не разгадаетъ собственнымъ опытомъ многосложнаго устройства той общественной жизни, въ которой понадобятся ему эти правила; только въ этой средѣ, только на дѣлѣ можетъ онъ ихъ постигнуть, и постигаетъ быстро и ясно, если въ дѣтствѣ пріучили умъ его работать быстро и правильно и не засаривали головы его разными будто-бы полезными мыслями, въ которыхъ часто не совсѣмъ убѣжденъ и тотъ, кто ихъ предлагаетъ устно или печатно. Мало того, самое лучшее внушенное, т. е. заученное, но несознанное, нравственное правило становится сущимъ зломъ для человѣка, когда умъ его начнетъ работать свободно и потребуетъ отчета въ каждомъ словѣ, въ каждомъ движеніи души. А такая пора, такой внутренній декартовскій періодъ былъ у каждаго изъ насъ, и бываетъ рано или поздно въ жизни каждаго человѣка.
   Въ этотъ періодъ сомнѣнія во всемъ, что вошло въ воспріимчивую голову ребенка незаконнымъ путемъ "внушенія", рѣшается нравственная участь человѣка. Гордый, благородно-самонадѣянный умъ юноши становится лицомъ-къ-лицу съ своимъ прошедшимъ, и невозможно уже вмѣшаться въ эту борьбу ни маменькѣ, ни наставнику. Выходитъ побѣдителемъ только тотъ, чей умъ заранѣе былъ приготовленъ къ этой битвѣ строго-логическимъ воспитаніемъ, пріученъ видѣть вещи такъ, какъ онѣ суть, а не какъ бы должны быть по системѣ педагога, -- однимъ словомъ, чей умъ развивали въ дѣтствѣ, а по пеленали нравственными правилами.
   Развить способности, пріучить умъ дѣйствовать быстро, ловко, свободно -- вотъ единственная цѣль воспитанія, и съ этой-то цѣлью вполнѣ сообразенъ "Робинзонъ Крузе".
   Основная идея его есть анализъ самыхъ простыхъ, самыхъ удобопонятныхъ для дѣтей потребностей человѣка. Ребенокъ, читая его, невольно задумывается о предметахъ самыхъ близкихъ, самыхъ знакомыхъ, открываетъ какъ-бы новый міръ вокругъ себя и такимъ-образомъ пріучается думать обо всемъ насущномъ, пріучается жить и мыслить въ одно время. Другой работы для молодаго ума, болѣе-легкой и, слѣдовательно, болѣе-пріятной, не придумаетъ никакой затѣйникъ.
   Что касается собственно до втораго изданія "Робинзона", переведеннаго г. В. Межевичемъ съ нѣмецкой передѣлки почтеннаго дѣтскаго писателя Іоганна Кампе, то его можно хвалить, покупать и дарить дѣтямъ во всякое время года только дли того, чтобъ переводчикъ могъ скорѣе приступить къ третьему изданію, въ которомъ картинки, вѣроятно, будутъ лучше, а нравоученій -- можетъ-быть, совсѣмъ не будетъ!
   "Исторія Россіи въ разсказахъ для дѣтей" также выходитъ изъ круга элементарныхъ дѣтскихъ книжекъ. Конечно, занимать дѣтей историческими событіями, фактами общественной жизни -- не значитъ говорить съ ними о предметахъ, доступныхъ ихъ разумѣнію. Но г-жа Ишимова владѣетъ особымъ искусствомъ низводить историческія событія на степень явленій, близкихъ младенческому уму, и облекать разсказъ объ этихъ событіяхъ въ формы самыя обольстительныя для дѣтскаго воображенія. Популярность и граціозность ея пера истинно-неподражаемы...
   На-примѣръ, какъ бы разсказали вы ребенку первый періодъ русской исторіи, какъ бы разсказали вы ему что-нибудь о характерѣ Славянъ? "Они были такъ честны, что въ обѣщаніяхъ своихъ, вмѣсто клятвъ, говорили только: если я не сдержу моего слова, то да будетъ мнѣ стыдно", скажете вы? Но вѣдь ребенокъ не пойметъ этого, потому-что не испыталъ на дѣлѣ важности обѣщанія. Дайте же ему книгу г-жи Ишимовой, и онъ прочтетъ съ удовольствіемъ двѣ страницы о характерѣ Славянъ, видя, что на третьей страницѣ идутъ стихи; а прочтетъ стихи -- и познакомится съ Пѣснью надъ гробомъ Славяне-Побѣдителей, Жуковскаго. И такой отрывокъ не одинъ; въ "Исторіи Россіи" г-жа Ишимова помѣстила всѣ лучшія патріотическія мѣста изъ стихотвореній Жуковскаго, Языкова, Батюшкова и другихъ русскихъ писателей.
   А вотъ, на-примѣръ, какъ начинаетъ она разсказъ о междоцарствіи:
   
   "Такъ называется въ исторіи нашей это несчастное время, когда Русскіе не имѣли государя, по всей справедливости называемаго отцемъ народа, и потому испытывали всю горесть сиротства и беззащитности! Только тѣ изъ васъ, милые читатели мои, которыхъ зовутъ сиротками, и которыхъ некому ни приласкать, ни защитить, ни остановить отъ дурныхъ поступковъ, ни похвалить за добрые, могутъ имѣть нѣкоторое понятіе о томъ, что чувствовали предки пащіі во время междуцарствія. Оно продолжалось три года и заключало въ себѣ столько бѣдствій, что я не знаю съ чего начать разсказъ мой!"
   
   Объяснить дѣтямъ необходимость власти въ обществѣ, рѣшить для нихъ основный вопросъ государственнаго права -- вотъ какая задача предстояла сочинительницѣ, и вы видите, какъ неподражаемо исполнила она ее при помощи искуснаго сближенія общественной жизни съ частною.-- Мило, мило, тысячу разъ мило!!!
   Одна мысль щемитъ намъ сердце и мѣшаетъ привести еще нѣсколько цитатъ, свидѣтельствующихъ о достоинствахъ "Исторіи Россіи въ разсказахъ для дѣтей": какъ-то отзовется ребенку истинно-материнскіи трудъ г-жи Пгаимовой, когда наступитъ для него роковой декартовскій періодъ? Но до него еще далеко дѣтямъ, и до-тѣхъ-поръ "Исторія Россіи" будетъ прочитана и забыта ими А она забудется непремѣнно и должна забыться, потому-что въ ней вовсе нѣтъ исторіи; дѣти же, переставъ быть дѣтьми, захотятъ наконецъ узнать когда-нибудь исторію своего отечества, и въ этомъ случаѣ ихъ не удовлетворятъ уже розовыя фразы...
   Г. В--ій тоже очень хорошій педагогъ. Вотъ что, между прочимъ, находится въ "Альманахѣ для Дѣвицъ"; Анекдотъ изъ жизни Попа. Юліанскій Календарь. Въ руцѣ лѣто. Аннушка астрономъ. Затмѣніе обѣда. Эры и Эпохи. Новыя условія. Знаки зодіака. Два раза подарки въ новый годъ. Чему учитъ гигіена? Гиджра. Эпакта и т. д.
   Васъ вѣрно заинтересовало "Затмѣніе Обѣда"? Дѣйствительно хорошо и поучительно, и дастъ ребенку такой милый взглядъ-на науку... Но "Затмѣніе Обѣда" никакъ нельзя отдѣлить отъ "Аннушки Астрономъ", и потому предлагаемъ обѣ пьесы.
   
   "На другой день, передъ самымъ обѣдомъ, когда госпожа Вербина кончила свои классъ рисованья съ старшею дочерью, вдругъ, смѣясь, вбѣжала младшая.
   Г-жа Beрбина.-- Кто тебя такъ разсмѣшилъ? разскажи намъ, отчего ты такъ весела?
   Катя.-- Ахъ, это очень смѣшно! вообразите: сей-часъ, войдя въ кухню, я вижу, что нашъ котъ васька утащилъ рыбку, жарившуюся на сковородѣ.
   Г-жа Вербина.-- Стало быть Аннушки тамъ не было?
   Катя.-- Она и была и не была тамъ.
   Г-жа Вербина.-- Какъ же это?
   Катя, -- Аннушка была просто на небѣ; углубилась въ астрономію и чертила углемъ пребольшіе круги передъ плитой.
   Г-жа Вербина.-- Что-же она хотѣла дѣлать?
   Катя.-- Она, кажется, хотѣла узнать, отчего бываетъ затмѣніе,-- а Васька, между тѣмъ, произвелъ рыбье затмѣніе: хорошо еще, что я во-время подоспѣла (?).
   Г-жа Вербина.-- Ну и ты этому то смѣялась?
   Катя.-- Еще бы! это ужасно смѣшно!
   За обѣдомъ г-жа Вербина побранила Аннушку за ея безполезныя занятія, и сказала ей, что впредь, для избѣжанія безпорядка, она не позволитъ ей присутствовать при вечернемъ разговорѣ..."
   
   Во-первыхъ -- остро, во-вторыхъ -- мило, въ-третьихъ -- назидательно.
   "Альманахъ для Дѣвицъ" имѣетъ одно неотъемлемое достоинство: характеръ безотчетной чепухи выдержанъ въ немъ съ заглавнаго листка до послѣдней страницы. Попробуйте же уловить основную мысль въ "Мысляхъ и Повѣстяхъ, посвященныхъ Юношеству"! г-жею Корсини!
   Обращаясь, въ предисловіи, къ своимъ "юнымъ читателямъ", г-жа Корсики говоритъ: "знаю, что сухое опредѣленіе истины и фактовъ не занимательно для вашихъ юныхъ умовъ, требующихъ во всемъ жизни и ощущеній и въ-слѣдъ за тѣмъ предлагаетъ юнымъ читателямъ слѣдующіе вопросы: "можете ли вы опредѣлительно сказать, для чего вамъ дана жизнь? для чего у васъ безпредѣльная душа, подобіе Бога? Обращали ли вы когда-нибудь вниманіе на удивительную постепенность, которая царствуетъ во всемъ твореніи Божіемъ?" и т. п.!..
   Правда, въ отвѣтахъ г-жи Корсини видны истинно-женскія ловкость и гибкость; по эти прекрасныя качества замѣтны только для тѣхъ, кто догадается, какъ бы авторъ отвѣчалъ на свои вопросы не-дѣтямъ... Юные читатели, напротивъ, извлекутъ изъ посвященныхъ имъ мыслей и повѣстей развѣ такое заключеніе: г-жа Корсини, скажутъ они, должна быть очень-добра и ласкова, только она все говоритъ про такое...
   Что же касается до "Дѣтской Корзиночки", то единственная особенность ея состоитъ въ заглавіи. Бывали дѣтскіе "альманахи", "подарки", "альбомы", "цвѣтники", "букеты", "друзья"," прогулки", "зеркала"; но "корзиночки", кажется, не бывало! Впрочемъ, содержаніе ея такъ-же пусто, написана она такъ же безграмотно, какъ и другія книжки, возникшія на томъ же основаніи. 12литографированныхъ картинокъ тоже ничѣмъ не уступаютъ картинкамъ другихъ дѣтскихъ книжекъ и даже имѣютъ предъ всѣми важное преимущество: онѣ выкрашены пестрыми красками и покрыты какимъ то лакомъ.
   Милыя дѣти, жалкія дѣти! какъ всѣ васъ любятъ, какъ заботятся объ васъ, а между-тѣмъ горькихъ минутъ у васъ гораздо-больше, нежели у всякаго взрослаго!.. И догадываетесь ли вы отъ-чего вамъ такъ жутко на свѣтѣ? Отъ-того, что вы не большіе; отъ-того, что вы не понимаете, чего хотятъ отъ васъ большіе, непонимающіе чего вамъ надо. Вмѣсто того, чтобъ пособить вамъ жить и развиваться собственною жизнію, изъ васъ хотятъ сдѣлать что-нибудь по вкусу извѣстнаго взрослаго человѣка, приправить, нафаршировать какъ жаренаго рябчика. Природа ваша противится этому обезличенію; вамъ больно, когда васъ ведутъ за уши, ставятъ на колѣни или сажаютъ въ такое мѣсто, гдѣ ничего не увидишь? И все это за безполезныя занятія, для избѣжанія безпорядка; однимъ словомъ, для вашей же пользы!...
   Ну, полноте, полноте, уймитесь, ребятки! Все заживетъ! А пока читайте "Робинзона Крузе"; если же еще не умѣете вы читать, то вотъ вамъ и "Азбука, составленная господиномъ С.". Въ ней нѣтъ ничего особеннаго, но выучиться читатъ по ней можно.

"Отечественныя Записки", No 1, 1847

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru