Майков Леонид Николаевич
Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. Л. Н. Майкова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Очерки изъ исторіи русской литературы XVII и XVIII столѣтій. Л. Н. Майкова. Спб., 1889 г. Подъ этимъ заглавіемъ Л. Н. Майковъ издалъ сборникъ своихъ статей, печатавшихся въ различныхъ періодическихъ изданіяхъ. Сборникъ открывается большимъ изслѣдованіемъ о Симеонѣ Полоцкомъ, печатавшимся въ Древней и Новой Россіи 1875 г. Своевременность перепечатки этой работы ясна уже изъ того, что изъ двухъ изслѣдователей, писавшихъ послѣ г. Майкова о Симеонѣ Полоцкомъ, одинъ (В. Поповъ) не зналъ произведенія г. Майкова, а другой (I. Татарскій), повидимому, думалъ, что онъ одинъ только и знаетъ это произведеніе: по крайней мѣрѣ, онъ съ удивительною безцеремонностью переписалъ его въ свою книгу, не процитировавъ ни разу имени автора. Для характеристики способа заимствованія, представимъ параллельныя выписки:
   Стр. 42: "Другимъ способомъ поддержанія близкихъ связей съ дворомъ была для Симеона его дѣятельность, какъ проповѣдника и стихотворца. Соборъ 1667 г. указалъ на необходимость для народа живой проповѣди, которую уже давно замѣнилъ въ московскихъ церквахъ обычай читать поученія древнихъ отцовъ церкви. Воспитанный на риторикѣ, Симеонъ является усерднымъ исполнителемъ соборнаго опредѣленія. Какъ въ юго-западной Руси etc..."
   Татарскій, стр. 132: "Другимъ, не менѣе важнымъ средствомъ къ поддержанію и упроченію придворныхъ связей Симеона послужила его широкая проповѣдническая дѣятельность, которая, такъ же какъ и стихотворство, въ значительной степени обусловливалась ближайшими отношеніями его къ двору. Необходимость живой проповѣди для народа, которая смѣнила бы давно установившійся въ Москвѣ обычай читать въ церкви поученія древнихъ церковныхъ учителей, ясно была сознана на соборѣ 1667 г. Симеонъ Полоцкій явился здѣсь первымъ и необыкновенно ревностнымъ исполнителемъ состоявшагося соборнаго опредѣленія... Въ юго-западной Руси того времени etc..."
   Другой примѣръ, взятый тоже наудачу:
   Стр. 53: "Въ то время, какъ прибылъ въ Москву Симеонъ, Епифаній былъ тамъ первымъ ученымъ авторитетомъ; около этого замѣчательнаго человѣка... успѣла уже образоваться группа усердныхъ и преданныхъ помощниковъ и учениковъ, дѣлившихъ съ нимъ труды его по переводамъ и наставничеству въ Чудовской школѣ. Особенно выдавался въ этой группѣ "честный инокъ Евѳимій"... Открытіе Симеономъ школы въ Спасскомъ монастырѣ могло подать первый поводъ къ соревнованію etc... тѣмъ болѣе и характеръ преподаванія въ обѣихъ школахъ оказался различный. Когда появился Жезлъ, изъ среды тѣхъ же чудовскихъ ученыхъ вышли критическія замѣчанія на эту книгу, указывавшія etc..."
   Татарскій, стр. 172: "Когда явимся въ Москвѣ Симеонъ Полоцкій, Епифаній пользовался здѣсь огромною извѣстностью, какъ ученѣйшій богословъ и философъ. Въ Чудовомъ монастырѣ онъ успѣлъ составятъ тѣсный кружокъ усердныхъ и преданныхъ ему учениковъ... особенною ревностью и талантами отличался ученикъ его "честный инокъ Евѳимій"... Учрежденіе Симеономъ Спасской школы послужило первою причиной явнаго недовѣрія etc... тѣмъ болѣе, что школа эта... отличалась совершенно противуположнымъ... рѣзко латинствующимъ направленіемъ... Сочиненія, какія... выпускалъ Симеонъ, становились немедленно предметомъ строгой критики со стороны чудовскихъ ученыхъ, старательно открывавшихъ etc..."
   Къ этому перифразу г. Татарскій прибавляетъ мѣстами самостоятельныя выписки изъ рукописей синодальной библіотеки; перечислимъ страницы, гдѣ г. Татарскій самостоятеленъ: 55--65, примѣч. на стр. 77 и на стр. 83--4, 91 -- 115, 124--130, 134--42, 146--154, 178--9, 215-- 241, 242--56, 274--5, 279--97, 301--326. Всего, слѣдовательно, около 150 страницъ въ книгѣ, составляющей 342 стран. Тѣмъ не менѣе, г. Майковъ почти правъ,?огда говоритъ въ предисловіи: "мнѣ уже не приходилось брать какія-либо дополненія изъ этого "опыта". Большая часть выписокъ г. Татарскаго, дѣйствительно, не прибавляетъ ничего новаго къ нашимъ свѣдѣніямъ и можетъ быть безъ всякаго ущерба опущена. Только опредѣленіе времени пріѣзда Полоцкаго въ Москву могло бы быть исправлено по указаніямъ г. Татарскаго (стр. 14 и 17, у г. Татарскаго 64 и 56). За то у г. Татарскаго опущена самая интересная и обширная часть работы Л. Н. Майкова: характеристика произведеній Полоцкаго.
   Далѣе слѣдуетъ въ сборникѣ статья объ "одной изъ русскихъ повѣстей петровскаго времени (Исторія о россійскомъ матросѣ ліи); біографія В. Н. Майкова, извѣстнаго литератора Екатерининскаго времени; Литературныя мелочи Екатерининскаго времени, изъ которыхъ особенно интересны: Театральная публика во времена Сумарокова и Замѣтки француза о Москвѣ въ 1774 г.; во всѣхъ этихъ статьяхъ разсѣяно множество характеристичныхъ чертъ и наблюденій изъ области культурной жизни русскаго общества XVIII в. Послѣдняя статья: Нѣсколько данныхъ для исторіи русской журналистики посвящена добавленіямъ и поясненіямъ къ извѣстной книгѣ Неустроева (Историческое разысканіе о русскихъ повременныхъ изданіяхъ и сборникахъ за 1703--1802 гг.). Важность и многочисленность поправокъ г. Майкова дѣлаютъ эту статью необходимымъ дополненіемъ въ "разысканію" Неустроева.

"Русская Мысль", кн.IV, 1889

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru