30 октября в клубе рабочих 1-й Образцовой типографии Госиздата был проведен вечер В. Маяковского. Поэт прочел свою новую пьесу "Баня".
Пьеса состоит из трех актов и трактует в пародийно-сатирическом плане о бюрократическом засилье в советском аппарате.
Некий изобретатель Чудаков изобрел машину времени, с помощью которой можно переселяться в страну построенного уже социализма. Вокруг осуществления идеи этой машины и развертывается сюжет пьесы, последовательно проходят перед глазами зрителя мастерская изобретателя; канцелярия советского учреждения с двумя ярко очерченными фигурами "конкретных носителей зла" -- секретарем Оптимистенко и Главначпупсом (главным начальником по укреплению согласованием) Победоносиковым; театр и, наконец, финальная сцена с отправлением машины времени в страну социализма. В пьесе спародированы также устремления некоторых наших "аков" в область чистой эстетки и "балетных граций" ("Красный мак").
По замыслу автора машина времени символизирует пятилетку, напряженные усилия страны в 4 года осуществить пятилетний план индустриализации.
Последняя картина пьесы, в которой машина времени уносит в страну социализма всех кроме кучки бюрократов и подхалимов, должна служить напоминанием о том, что с засоренным государственным аппаратом мы не сможем осуществить в намеченный срок грандиозное строительство.
В вечере приняли участие т. Мейерхольд и находящийся сейчас в Москве композитор Сергей Прокофьев.
Вс. Мейерхольд указал, что Маяковский, как всегда, и в этой своей новой вещи чрезвычайно эпиграмматичен, что эта эпиграмматичиость дает пьесе остроту и значительно облегчает работу режиссера.
Выступавшие типографы отмечали, что "Баня" воспринимается значительно лучше, нежели "Клоп". Другой товарищ, соглашаясь с предыдущими в оценке творчества Маяковского, однако, счел, что в некоторых местах пьесы автор вдался в нежелательные обобщения и что в инструментовке фамилий несколько перегнута палка: например, по мнению этого товарища, фамилия изобретателя Чудаков, -- компрометирует идею изобретательства.
С горячей, искренней речью выступил пожилой наборщик т. Карасеев, который заявил, что "он не может подойти к пьесе по научному, так как малограмотный, но по простому, по рабочему понимает, что такие пьесы нужны государству, нужны рабочему классу".
ТИПОГРАФ.
Новая пьеса Маяковского
Театр им. Мейерхольда интенсивно готовит в настоящее время пьесу В. Маяковского "Баня".
Вс. Мейерхольд поделился с нами своей оценкой нового драматического произведения Маяковского.
-- Маяковский, принеся нам свою пьесу "Баня", еще более меня убедил, что я был прав и в той оценке "Клопа", за которую меня обвиняли в пристрастии и горячности. Но, в данном случае, я делаю ставку на Маяковского не как на автора "Клопа", а как на драматурга, пролагающего новые пути на театре.
"Баню" его я расцениваю, как человек, который может расценивать вещь для театра Маяковский в ней -- не сочинитель агиток, а драматург подлинной народной комедии. Говорит он языком чрезвычайно доступным. Подает остроты, которые вызывают улыбку у непосредственного зрителя, у любого рабочего. Эти остроты будут действительно задавать и волновать. Легкость, с которой написана пьеса, заставляет вспомнить почти единственного в истории прошлого театра драматурга Мольера.
Автор о "Бане"
Некоторые спрашивают:
Что я думаю о своих пьесах.
Мне рассказывали:
В трамвай сел человек, не бравший билета и старающийся обжулить дорогу. Заметивший кондуктор изругался: