Сделанного Маяковским не оценишь в статьях под свежим впечатлением смерти. Не втиснешь в шаблонные рамки траурных речей. Его стих "весомо, грубо, зримо" вошел в нашу эпоху, стал ее голосок.
Больше, чем кто-либо другой не современных поэтов, он оказался по силе таланта, политическому чувству, своему мировоззрению способным стать трибуном, неутомимым агитатором революции. Выстрел в сердце вовсе не логический выход на его поэтическом и общественном пути. Он заслуживает резкого осуждения. Человек исключительной волевой боеспособности, нервной сопротивляемости -- Маяковский был примером бойца, не останавливающегося ни перед какими трудностями. Он прошел сквозь строй пошлых улюлюканий, эстетических ублюдков умирающих классов, с первых дней революции без колебаний, без фальшивых нот, вошел в революцию, стал политическим соратником коммунистической партии. Каждую строчку своих стихов он брал в бою и предназначал для боев.
"Если я говорю "А"
Это "А" атакующему человечеству труба.
Если я говорю "Б" --
Это новая бомба в человеческой борьбе".
Это не случайный мотив в определении задач своей поэзии. Не дань времени. Много раньше Маяковский бросил Игорю Северянину -- этому салоннейшему поэту чумазых выскочек:
"Как вы смеете называться поэтом
И серенький, чирикать, как перепел".
И тут же наметил свой путь:
"Сегодня надо кастетом
Кроить миру в черепе".
С первых же своих наиболее значительных выступлений Маяковский бросил вызов окостеневшим эстетическим законам. Новыми, необычными ритмами, стихом, рассчитанным на улицу, словарем грубым и метким, смелыми оригинальными образами, всем строем своей поэзии.
Он вел сражения на полях самой поэзии. Обрушивался на традиции, разрушал, провозглашал новые принципы. Маяковский вел непримиримую борьбу с поэзией, претендующей говорить на языке звезд, лун и любовных шопотов, ощущал слово во всей его материальной весомости, меткое, дерзкое. Не поэзия, "как волшебство", а поэзия всего материального, земного, для земных целей, во имя человека, стоящего крепко на земле, борющегося, умеющего ненавидеть до предела и умеющего любить свои идеалы, бороться за них. Маяковский -- материалист по своему мировоззрению, по своим взглядам на поэзию
В пролетарскую революцию Маяковский вошел, как зрелый мастер. Автор замечательных по форме и содержанию произведений. "Облако в штанах", где сквозь личную тему, своеобразную материалистическую философию любви, пробиваются приближающиеся раскаты революции. "Война и мир" -- поэма, до краев наполненная протестом против бессмысленной и преступной бойни. "Человек"-гимн сознанию человеком своего человеческого, земного, протест против закона, религии, властителей рублей и долларов, узких и жестких рамок, заплесневевшего быта.
Всем своим предыдущим путем Маяковский был подготовлен к тому, чтобы встать в ряды революции, отдать всю свою "звонкую силу поэта атакующему классу".
Зрелый мастер, нашедший новые, неожиданные средства поэтического искусства, поэт-революционер, он неразрывно соединяет свой поэтический путь с путем борющегося пролетариата. Годы гражданской войны, первые успехи социалистического строительства, праздники и будни революции, ее враги и друзья нашли у Маяковского своего незаменимого политического комментатора.
Острым и резким, полным ненависти или презрения стихом, он разоблачает, обличает врагов революции: Деникина, Врангеля, обывательщину, бюрократизм. Октябрьская революция, партия, комсомол, Ленин, социалистическое строительство -- нашли в нем своего певца.
Роль созерцателя красок и линий жизни, нейтрального регистратора света и теней никогда не удовлетворяла поэта. Разоблачать, призывать -- его постоянная цель. Делу пролетарской революции он принес свой необыкновенный талант, глубокий ум, качество упорного и неутомимого борца.
Стремясь наиболее своевременно откликнуться на самые острые запросы пролетарской борьбы, поэт идет в газету, работает над лозунгом. Ни одно наиболее крупное событие политической жизни не осталось без того, чтобы не быть отмеченным стихом Маяковского. Работа над жанром художественной публицистики вызвала немало злорадства, порочеств, сожалений о ненужной растрате поэтического таланта. Старые бабы обоего пола, апостолы штампа, пророки надбудничных задач искусства пролили не одну слезу по поводу "заблуждений" поэта, Но Маяковский прекрасно знал, что, ставя свою поэзию на службу политическим задачам революции, он не изменяет искусству, не снижает его, а подымает его общественное значение. В разработке жанра художественной публицистики, в выкорчевывании предрассудков барства, боязни газеты среди "поэтических небожителей" -- Маяковскому принадлежит одно из первых мест. Он останется одним из лучших представителей этого жанра, не пугавшимся ни одной самой "прозаической" темы.
Ему хотелось бы целиком включить свой поэтический труд, как равный среди других, в общий план социалистической стройки.
"Я себя
Советским чувствую
заводом
Вырабатывающим счастье.
Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полян,
Рвали,
после служебных тягот.
Я хочу,
чтобы в дебатах
потел Госплан,
Не давая задания на год.
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
О работе стихов,
от политбюро,
Чтобы делал
доклады Сталин.
Общественные мотивы звучат в поэзии Маяковского даже там, где он, кажется, занят чисто личной темой. С революцией Маяковского связывали прочные неразрывные нити. "Мистерия Буфф, "150.000.000", "Ленин", "Хорошо" -- это поэмы, в которых поэт ни на минуту не скрывает своих политических и агитационных целей, не прячется от самых острых проблем. Это крупнейшие произведения современной литературы и одновременно крупные политические факторы. И в своих последних произведениях Маяковский не изменяет раз взятому направлению. Материализм Маяковского привел его к осознанию земных, социальных целей поэзии. Понимание служебного значения творчества не могло не соединить его с самым передовым классом, в боях, лишениях завоевывающим себе право на жизнь, переоборудующим общество на новых началах.
В богатом литературном наследстве Маяковского немало глубоких мыслей о месте поэзии и ее задачах о волнующих вопросах нашей эпохи. Идейная содержательность, революционная идеология, вносимые в разработку самых разнообразных тем, которых касался поэт, резко выделяют Маяковского.
Весь в современности, живя ее тревогами, победами и неудачами, Маяковский пытается не раз заглянуть в будущее, неоднократно он пытается в образах выразить свои поэтические идеалы.
Общественное значение поэзии Маяковского необычайно велико. Он создал ритмы, наиболее верно передающие напряженные темпы нашей эпохи. Словарь, отобранный зорким глазом мастера, рассчитанный на наибольшую выразительности Разрушая формы традиционной поэзии, сам открывал, изобретал правила, а не только следовал им. Прошел свой поэтический путь в боях. И все свое совершенное искусство отдал пролетариату. Его поэзия будет долго совершенным средством воспитания в массах преданности идеям революции.
Жреческой поэзии волшебствующих одиночек он противопоставил поэзию, не боящуюся самых "прозаических" тем. Безыдейной созерцательности -- поэзию глубоко содержательную, решающую самые острые и сложные проблемы эпохи, идеологическим вздохам и завываниям -- материалистическое восприятие жизни. Рассказал о земной человеческой любви, полной самого непримиримого отрицания любви к "прекрасной даме". Глубоко ненавидел умеренность, постепенность, все проявления обывательщины, мещанства. Его поэзия будет завоевывать новые и новые массы читателей. Путь Маяковского не окончен.