М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014.
МНЕНИЕ РУССКОГО ДВОРЯНИНА О ГРАЖДАНСКОМ УЛОЖЕНИИ ДЛЯ РОССИИ
Всеподданнейшее письмо Михаила Магницкого
5 августа 1823 г.
Быв некогда употреблен Вашим Величеством по Департаменту законов в Государственном совете и изучая внимательно сей части управления, дотоле совершенно мне чуждой, всегда я был поражаем безуспешностью ее у нас, через столько различных царствований, от царя Алексея Михайловича и после, так великих способов ободрения и пожертвования, на нее употребленных. Но как глядел я тогда на сей предмет с ложной точки зрения, то и не мог видеть настоящей сему причины. Поставлен будучи впоследствии в положение противоположное и продолжая мои разыскания в течение многих лет, ныне пришел я к таким историческим указаниям, кои кажутся мне заслуживающими внимания Вашего Величества.
Если я ошибаюсь, государь, то обычный мне порыв усердия удостойте покрыть обычною милостью.
Мнение русского дворянина о гражданском уложении для России
Гражданского уложения неможно выдумать. Оно должно непременно быть списано с уложения римского, кодекса Юстинианова1 и последовавших ему законоположений или с новейших уложений, которые с него же списаны с некоторыми только переменами, коих местные обычаи государств требовали. Так точно поступили: Пруссия, Бавария, Франция, а наконец, поступаем и мы. Но сей легкий способ законодательствовать имеет для нас важные неудобства, ибо:
1) Законодательство западной Римской империи ограничивалось Феодосиевым уложением2, которое Аларик3, завладев Римом, утвердил своим Бреварием4, доколе Юстиниан, освободив Италию, дал ей свое законодательство, но заметить надобно, что вместе с Юстинианом прекратилось и владычество восточных императоров на Западе, возникла политическая власть епископов римских. Западная Европа отрезалась совершенно от Востока, так что папы почитали уже, наконец, за стыд покоряться постановлениям восточных императоров и позднейшее их законодательство совершенно отвергли. В гражданских делах руководствовались они бревиариями и уложением Юстиниана, а в духовных -- собственными декретами, и с тех пор из сего соединения права гражданского с правом каноническим римским составилось то римское правоведение, которое перешло с титлом императора римского в Германию, а оттуда к нам. Из сих-то заимствованных и чуждых нам прав составилась у нас наука правоведения, совершенно бесполезная, ибо никакого приложения к нашему законодательству из нее сделать неможно.
2) Там, где кончается право римское, то есть Юсти-нианово, начинается право византийское, усовершенствовавшееся после его смерти в продолжение девяти столетий, соединенное с правом каноническим греческой церкви, совершенно очищенное от всех языческих примесей; то право византийское, которое и ученые наши, и новейшие законодатели отвергали так, как будто бы оно никогда не существовало. Между тем как оно одно есть истинное наследие наше после Греческой империи, как то ниже показано будет.
3) От сей-то единственно причины первая часть проектируемого у нас уложения -- о лицах -- никогда в настоящем виде законоположением для России быть не может, ибо каким образом, например, утвердить права лиц, несогласные с отечественным правлением нашим, не потряся его рано или поздно. Каким образом определить дозволение, воспрещение и расторжение браков по праву языческому, западному или по кодексам: баварскому, прусскому либо Наполеонову?
Все сии важные неудобства произошли от той простой погрешности, которая столь часто в делах встречается, что дело нашего законодательства начали не сначала и именно забыли, как сам Юстиниан приступал к своему кодексу. Он составил комиссию, которой поручено было собрать все законы римские, от времен республики до него изданные, воедино. На совершение труда сего назначено было десять лет. Он окончен в три года. Причина сей поспешности неизвестна, но вред очевиден; ибо кодекс Юстинианов издан первый раз в 529 г. и снова издан в 534 г. (сохранился только последний). За кодексом изданы дигезты и институты в 533 г., а через несколько лет новеллы5. Можно судить о несовершенстве всех сих законоположений, потому а) что кодекс состоял из двадцати томов и Ь) что тотчас требовал поправок и дополнений; но несмотря на сие, ежели бы у нас только следовали порядку его издания, то мы бы имели общее историческое обозрение нашего отечественного законодательства, которое бы открыло нам:
1) Что греческие императоры: Василий Македонянин и Лев Премудрый6 в новом уложении, Василиконах1, отбросив все противоречащие Православию Юстиниановы законы, дополнили их новыми.
2) Что в то же почти время патриарх Фотий8 издал книгу греческого права канонического Номоканона.
3) Что последний византийский законодатель, Константин Порфирородный9, довершив законодательство отца и деда, издал Василикон и Номоканон10, исправив их и как бы приуготовя к передаче нам, ибо он же усыновил себе духовно и Ольгу11, как бы передав России в лице ее сокровище Православия и законодательства восточного.
4) Что с введением к нам греческого вероисповедания введено и греческое церковное правление, и три века у нас укоренялось, дабы долженствовавшие потом последовать века изуверского рабства не могли его исторгнуть.
5) Что бракосочетанием Иоанна III12 с Софией, дочерью Фомы Палеолога13, последняя отрасль греческих императоров пересажена на престол российский.
6) Что самый герб Восточной империи ознаменовал сродство двух империй и наследие одной после другой.
7) Что самое наименование царя, государями нашими принятое, перешло к нам оттуда же.
8) Что сие обновление падшей Греческой империи в России совершенно сходно с восстановлением Западной империи в королевстве франконском и империи германской.
9) Что законы византийские, в случае недостатка отечественных, у нас их заменяли, при Иоанне III <.. >.
10) Что законы сии служили источником Уложения царя Алексея Михайловича14, ибо в нем сказано: "Который статьи написаны в правилах Св. Апостол и Св. Отец и в градских (гражданских) законех греческих Царей".
Обозрев, таким образом, сколько можно быстрее, сию златую цепь нашего отечественного законодательства и доведя ее от императоров восточных до царя Алексея Михайловича, да позволено будет вопросить: кто отбросил ее? Почему так ее прервали, что и следа ее ни в законодательстве, ни в правоведении нашем не осталось? Какой злой дух перенес нас от сего православного законодательства к уложению того, который сказал: La loi doit être athée? (Napoleon)15. Оставляя затруднительные на сие ответы более меня сведущим в ходе наших дел, я возьму только смелость сделать несколько гадательных по сему заключений:
1) Не входило ли в систему неверия отвести нас от законодательства отцов наших, непрестанно освящаемого верою и Божественными Писаниями, дабы, не отвергая прямо, сгладить неприметно ту печать самодержавия, которая все древние наши законы знаменует? Первая часть уложения о правах личных не есть ли уже семя конституции, ибо ограничивает право державной власти, права помещиков, родителей и ведет к вопросу о разграничении классов, дабы, таким образом, наконец сложность прав личных произвела права сословий, то есть чтобы из права гражданского возникло право политическое? Иначе как изъяснить то, что всякое воспоминание о законах византийских и отечественных в то же время изглажено и в государственных сословиях, и на кафедрах университетов наших?
2) Не можно ли бы было еще исправить важный вред сей таким образом, чтоб комиссия законов единственно занималась, по данному ей плану, систематическим сбором всех существующих у нас законов, между тем как особенный комитет занялся бы историческим обозрением права византийского, всего нашего законодательства, в добром духе?
3) Собрав сии драгоценные памятники отечественной древности и уверясь опытом, что в праве византийском и в нашем собственном законодательстве есть все для уложения нашего нужное; но все согласное с Православием, все приличное самодержавной власти, обычаям и духу народа нашего свойственное, та самая рука, которая подписала Священный Союз16, не могла ли бы воссоздать труд Владимира, Иоанна и Алексея Михайловича, издав уложение истинно русское, на древних законах наших, на духе нашего вероисповедания и на праве каноническом греко-российской Церкви утвержденное?
4) Не полезно ли бы было для отдаленных, может быть, но тем не менее верных политических соображений, опять -- свести сие сродство наше с империей Греческой и тем воскресить действительные наши права на ее наследие.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по: Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра I (1807-1829 гг.). -- М., 2006. С. 357-361.
1 Юстиниан I (483-565), византийский император с 527 г. Один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Здесь имеется в виду не столько кодекс Юстиниана, как таковой, сколько "Свод гражданского права" (Corpus juris civilis) в целом, составленный при этом правителе. Частью Corpus juris civilis и являлся кодекс. "Свод гражданского права" Юстиниана впоследствии послужил образцом и важнейшим источником для европейских законодательств.
2 Феодосии Великий (349-395), последний император единой Римской империи.
3 Аларих -- вождь и первый король вестготов. В 410 г. впервые за 800 лет истории взял и разграбил Рим.
6 Василий Македонянин и Лев Премудрый -- императоры Византии IX-X вв.
7 Дополнение к Юстинианову кодексу.
8 Фотий I (820-896), Отец Церкви.
9 Византийский император (913-959).
10 Номоканон -- византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополненные.
11 Ольга -- княгиня, правившая Киевской Русью (945-962). Первая из русских правителей приняла христианство.
12 Иоанн III Васильевич, Великий князь Московский (1462-1505).
14 Алексей Михайлович (1629-1676), русский царь, второй из династии Романовых, отец Петра I. Уложение -- свод законов, принятый в 1649 г.
15 "Закон должен быть безбожным" (фр.).
16 Священный Союз -- консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка.