Мадзини Джузеппе
Джузеппе Мадзини: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   МАДЗИНИ (Маццини) Джузеппе [Guiseppe Mazzini, 1805--1872] -- знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского национально-освободительного движения ("Рисорджименто"), бывшего по преимуществу движением буржуазным (в нем объединились основные слои буржуазии и даже некоторые группы дворянства: неогвельфы). Задачей его являлась окончательная ликвидация остатков феодализма через объединение Италии и уничтожение государств на ее территории, задерживавших процесс капиталистической консолидации страны. Мадзини был руководителем наиболее левого республиканского крыла "Рисорджименто". Идеолог радикально-демократической мелкобуржуазной интеллигенции, М. первый "освежил затхлую атмосферу покаянных настроений и проповеди смирения бодрым словом, призывавшим к деятельности и подвигу" (Фриче). Великий агитатор и организатор, Мадзини "занимает первое место среди тех, кто создал Италию" (Болтон-Кинг).
   Деятельность М. выходит далеко за пределы истории литературы; ее полная оценка, может быть дана только в общей политической истории Италии. Тем не менее великий революционер был и крупным писателем, который сражался за республику пером, как Гарибальди сражался за нее мечом. Его патетический стиль необычайно ярко выражает психику "апостола итальянской свободы". Своей богатой образностью и пламенной риторикой Мадзини напоминает манеру Виктора Гюго (см.), будучи в то же время лишен позерства, столь характерного для писаний последнего.
   Свою лит-ую деятельность М. начал в 1828 как лит-ый критик. М. был в то время горячим сторонником романтизма ("К. Ботта и романтики"), восторженно приветствовал произведения Мандзони (см.) и его школы ("О романе вообще и об "Обрученных" в частности", "Мысли об исторической драме"). В 1830 Мадзини переживает перелом, целиком отдается политике и, укрепившись в убеждении, что "искусство -- явление по преимуществу социальное", осуждает Гёте (за 1-ю ч. "Фауста") и Байрона (за "Манфреда") как представителей индивидуализма, порождающего в политике деспотизм. Продолжая разделять воззрения романтиков на морально-гражданские задачи художественного творчества и сочувствуя их религиозной настроенности (Мадзини верил в бога и в бессмертие души, как в "геометрическую формулу", и видел в деистической религии опору общественного строя), он развенчивает романтиков за индивидуализм, непротивленчество и оппортунизм, противопоставляет им Фосколо (см.) как поэта "революционной" школы и объявляет задачей литературы проповедь национализма и "призыв к беспрерывной борьбе" ("Взгляд на итальянское литературное движение после 1830"). В 1831 Мадзини создает знаменитый журнал "Молодая Италия" (орган одноименного общества). Статьи М. насыщены теперь пламенной агитацией, обращенной к юношам, женщинам и даже священникам, которых он призывал отдаться делу освобождения отчизны, опираясь на народ, "этот первейший элемент всякой революции", "это великое единство, все охватывающее", "воплощение всех прав, всех сил и воль".
   Влияние идей М. испытали все писатели радикально-демократического направления -- Гверацци, Никколини, Мамели, даже молодой Кардуччи (см.). Тем не менее "народничество" Мадзини при всей революционности имело ярко выраженную мелкобуржуазную сущность, обнаружившуюся в отношении М. к нарождающемуся рабочему движению. Его критика развивавшегося в Италии капитализма была не передовой, а реакционной, т. к. сочеталась с ненавистью к социализму, упраздняющему собственность и "лишающему труженика плодов его труда", борющемуся с религией, этой "вечной и прочной опорой наших прав и обязанностей", отвергающему отечество и национализм и сводящему все к классовой борьбе. В противовес учению Маркса М. намечает утопическую программу объединения рабочих в производительные ассоциации, имеющие целью не уничтожение собственности, а только устранение ее неравномерного распределения. Так, идейный вождь итальянской национальной революции оказался слеп к подлинному смыслу исторического процесса и не сумел рассмотреть великое будущее начинавшегося международного рабочего движения. Но это было естественным результатом буржуазного характера всего национально-освободительного движения.

Библиография:

   I.
   Сокращ. издания вышли по-немецки (2 тт., Гамбург, 1868) и по-английски (6 тт., Лондон, 1864--1870);
   Переписка Мадзини в следующ. изд.: Parigi, 1895; Roma, 1905.
   Lettere inedite, Roma, 1885;
   Duecento lettere inedite, Torino, 1888;
   См. еще: Scritti e ricordi autobiografici di Mazzini, 1912;
   King H., Letters and recollections of Mazzini, 1912;
   Scritti editi e inediti, Edizione Nazionale, 46 vv., Imola, 1920--1926.
   
   II.
   Герцен А. И., Былое и думы, чч. 5 и 6, Сочин., под ред. М. К. Лемке, тт. XIII--XIV, П., 1919--1920 (прочие высказывания Герцена о Мадзини см. по именному указателю, приложенному к т. XXII, 1923);
   Толстой Л. Н., Письмо Мадзини о бессмертии;
   Кинг-Больтон, История объединения Италии, том I, М., 1901;
   Г-ская Н., Джузеппе Мадзини, "Русская мысль", 1906, VII;
   Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912 (Герцен и Запад, стр. 175--282);
   Шрейдер И., Мадзини о национальном вопросе, "Голос минувшего", 1913, V;
   Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916;
   Nencioni E., Seggi critici di letteratura italiana, gli scritti letterari di G. Mazzini, 1898;
   King В., Mazzini, 1902; Oxilia G. U., G. Mazzini uomo e letterato, 1902;
   Luzio A., Mazzini, Milano, 1905; Momigliano, G. Mazzini e le idealitЮ moderne, Milano, 1905.
   Статья о литературной деятельности Мадзини:
   Tiritelli, Nuova Antologia, serie II, v. XVII, 1879; Sacerdote S., Rivista Europea, v. XXXII, 1883;
   Ricifari F., Concetto dell'arte e della critica letteraria nella mente di G. Mazzini, Catania, 1896;
   Peretti N., Gli scritti letterari di G. Mazzini, Torino, 1904.
   
   III.
   Canestrelli, Bibliografia degli scritti di G. Mazzini, Roma, 1893;
   Conti Giov., Mazzini G., I problemi dell'epoca: scritti politici e sociali. Prefazione di Arcangelo Ghisleri. Introduzione, note, bibliografia, Roma, 1920.

C. Мокульский

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 687--689.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-6871.htm

II.

   МАДЗИНИ (Mazzini), или Маццини, Джузеппе (1805--72), крупнейший деятель т. н. Risorgimento -- итал. национально-освободительного движения, вождь революционной итал. буржуазии периода борьбы за воссоединение Италии. Родом из Генуи, М., окончив университет и получив звание доктора прав, занялся литературной деятельностью и в то же время сблизился с тайными организациями карбонариев (см.). Арестованный в 1830 в результате предательства одного из членов организации, он провел шесть месяцев в заключении, затем был выслан, обосновался в Марселе и здесь в 1831 основал тайную организацию "Молодая Италия" (см.), орган которой -- "Giovine Italia" -- он же редактировал. В 1834 он основывает всеевропейскую революционную организацию "Молодая Европа" (см.) и деятельно занимается республиканской пропагандой. С 1836 по 1848 он живет в Лондоне. Соединяя в себе исключительные организаторские способности, талант темпераментного оратора и блестящие литературные дарования, М. в то же время оставался чуждым народным массам, обращаясь исключительно к буржуазии и мелкобуржуазной интеллигенции. Поэтому, несмотря на лозунг "Республика и единство", им же самим присвоенный "Молодой Италии"; он счел возможным в самом начале движения обратиться к сардинскому королю Карлу Альберту (см.), а впоследствии и к папе Пию IX (см.) с приглашением стать во главе движения; когда же это не удалось, он перешел к тактике заговоров и местных восстаний против австрийских и прочих угнетателей; таковы заговоры и восстания 1833 и 1834 в Пьемонте [в восстании 1834 принял участие примкнувший к "Молодой Италии" Гарибальди (см.)], 1837 в Неаполе и Сицилии, 1843 в Романье, 1844 вновь в королевстве Обеих Сицилий (см. Италия, Исторический очерк). Все они были подавлены в зародыше и потоплены в крови. -- Как писал впоследствии Маркс (письмо к Вейдемейеру от 11/IX 1851) по случаю одного его выступления, М. "забывает, что ему следовало бы обратиться к крестьянам, к угнетаемой в течение столетий части Италии, и, забывая об этом, он подготовляет новую опору для контрреволюции. Г-н Мадзини знает только города с их либеральным дворянством и их просвещенными гражданами. Материальные потребности итальянского сельского населения, из которого выжаты все соки и которое... систематически доводилось до полного истощения и отупения, конечно, слишком низменны для парящих в поднебесьи фраз его космополитически-неокатолически-идеологических манифестов... Мадзини, повидимому, считает, что заем в десять миллионов франков имеет более революционное значение, чем привлечение на свою сторону десяти миллионов людей" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 112). Действительно, крестьянство не только не поддерживало М. и его сторонников, но в ряде случаев открыто выступало против них под влиянием агитации австрийцев и духовенства.
   Вернувшись в марте 1848 в Италию, М. принимает активное участие в революционных событиях 1848--49. 8/IV 1848 М. явился в Милан и здесь провозгласил программу немедленной организации армии, сплочения всех сил для освобождения Италии от австрийцев и воссоединения страны. Следуя своему принципу, что Италия должна освободиться своими силами, он отвергал помощь франц. республики и франц. волонтеров и тем самым объективно сыграл на-руку реакции. После занятия Милана Радецким (5/VIII 1848) М. уехал в Марсель. Позже он принял участие в революционном движении в Тоскане, где Гверрацци (см.) провозгласил республику в значительной степени под влиянием Мадзини. 29/Ш 1849 М. стал во главе триумвирата Римской республики (Мадзини, Саффи, Армелини), к-рому учредительное собрание вверило всю полноту исполнительной власти. Вместе с Гарибальди он руководил обороной Рима от французских интервенционистских войск ген. Удино, но попрежнему игнорировал значение крестьянских масс, в положение к-рых он и его коллеги не внесли никаких облегчений. После падения Римской республики М. вынужден был снова покинуть Италию, отправившись в Швейцарию, а затем в Лондон, откуда он руководил рядом попыток восстаний в 50-х гг. (1852 в Мантуе, 1853 в Милане, 1857 в Ливорно и Генуе).
   Поражение революции 1848 в Италии было поражением М. и его партии; с этого времени начинается упадок руководимого им движения. Правая, "умеренная", часть сторонников М. пошла на капитуляцию, перешла к легальным формам пропаганды, проповедуя объединение Италии под эгидой Сардинской монархии. В 1851 произошел раскол в основанном Мадзини лондонском эмигрантском "Итальянском комитете", из к-рого вышло наиболее революционное его крыло, не согласное с тактикой М., требовавшее удовлетворения крестьянских нужд и протестовавшее против религиозной окраски революционных лозунгов М., который написал на знамени Римской республики девиз: "Dio е popolo" ("Бог и народ"). -- Когда начались переговоры между Кавуром и Наполеоном III (см.) на предмет совместного выступления против Австрии, М. правильно оценил их политику и разоблачал их династические замыслы (письмо Мадзини Наполеону в 1859); но когда война началась, то М. и мадзинисты оказали полную и безоговорочную поддержку Пьемонту. "Даже Мадзини, хотя он сам за шесть недель до окончания войны предсказал ее результаты, все же затем поддался иллюзии, что Бонапарт, по крайней мере, выкинет австрийцев из Италии" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXII, стр. 421). Виллафранкский мир разбил эти наивные иллюзии. Тогда М. вновь возвращается к республиканской пропаганде. Для этого он даже пытался использовать только-что созданное Международное товарищество рабочих, но получил решительный отпор со стороны Маркса и Энгельса в Лондоне; мадзинисты потерпели поражение также со стороны приверженцев Интернационала в самой Италии, где, однако, борьба с ними продолжалась еще ряд лет и нередко переходила, благодаря участию в ней бакунистов, даже в вооруженные стычки (см. Интернационал 1-й). В 1871 Мадзини выступает против Парижской Коммуны за ее посягательство на буржуазную собственность и осуждает ее за атеизм. Лучшие элементы партии М. в конце-концов примкнули к революционному пролетариату; уже в 1877 Энгельс мог констатировать, что буржуазно-республиканская партия М. "угасает постепенно" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 398).
   Несмотря на это, М. продолжал оставаться на своих позициях. Он поддерживает Гарибальди в борьбе за завершение воссоединения Италии и в 1862 и 1867 принимает участие в организации двух его экспедиций на Рим; в то же время (1867) он, оттолкнувший помощь франц. республиканцев, со странной непоследовательностью проповедует союз Италии с Пруссией и предлагает Бисмарку услуги своей партии. Он продолжает оставаться в решительной оппозиции к итальянскому правительству, неизменно защищая лозунг всеитальянской республики; он даже не пожелал воспользоваться амнистией 1866 (снявшей с него угрозу смертной казни, к к-рой он был приговорен еще в 1833) и отказался занять место в итал. парламенте, куда он был не раз избираем. Когда в 1870 началось республиканское движение в Сицилии (Палермо), М. направился туда, но был арестован по пути, два месяца пробыл в заключении в крепости Гаеты и затем был выслан. Он умер в 1872 в Пизе, находясь там под чужим именем. Его похороны вылились в мощную демонстрацию против правительства.
   Теоретические воззрения Мадзини отличаются большой расплывчатостью. Выдвинув одним из первых среди деятелей итальянского революционного движения требование "социальных реформ", он исходил из отвлеченной идеи "справедливости" и рекомендовал создание производственных ассоциаций для осуществления в них "примирения труда и капитала" -- требование, несомненно отражавшее влияние Сен-Симона (см.). Даже на революцию он смотрел как на некую "этическую необходимость" и род религиозного служения. Для его литературных произведений, не лишенных блеска, были характерны, по словам Маркса, "псевдо-возвышенность, напыщенная величавость, многоречивость и пророческий мистицизм" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XI, ч. 1, стр. 508). В них М., между прочим, провозглашал особую историч. роль Италии, призванной, по его мнению, быть "руководительницей народов"; ей, в частности, писал он в 1838, должна принадлежать Сев. Африка. В 1867, находясь в переписке с Бисмарком, он даже соглашался с тезисом последнего, что и все Средиземное море должно стать итальянским. Эти элементы "империализма" в мировоззрении М. находились в связи с его агитационными лозунгами, рассчитанными на сочувствие итал. буржуазии, мечтавшей о восстановлении былого могущества "великого Рима"; ныне их пытается использовать итал. фашизм для идеологического оправдания своей захватнической и пиратской политики. Но эти попытки обречены на неудачу. При всех своих недостатках и буржуазной ограниченности М. вместе с Гарибальди был революционным демократом и врагом деспотизма, представителем передовых элементов итал. буржуазии периода ее подъема.

Сочинения:

   Scritti editi ed inediti, 18 vls, Milano e Roma, 1861--91;
   Scritti editi e inediti, Ediz. nazionale, Imola, c 1906 (издание не закончено, к 1933 вышло 70 тт.).

Литература:

   Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, тт. IX, XVI, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI и XXVII, М. -- Л., 1931--33 (см. Именной указатель); Маркс К., Мадзини и Наполеон, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XI, ч. 1, М., 1933.
   Ряд основных высказываний Маркса и Энгельса о М. приведен в кн.: Невлер В., К истории воссоединения Италии, М., 1936.
   Едва ли не лучшая биография М. принадлежит перу его близкого друга Марио: Mario W. J., Mazzini nella sua vita e nel suo apostolato, Milano, 1885.
   
   Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), том. XXXVII (1938): Лилль -- Маммалогия, стлб. 676--678

III.

   МАДЗИНИ (Mazzini), Джузеппе (22.VI.1805, Генуя, -- 10.III.1872, Пиза) -- итал. революционер, публицист и критик, один из гл. деятелей Рисорджименто. Еще подростком принял участие в движении карбонариев и в июле 1830 был арестован. В дальнейшем посвятил всю жизнь борьбе за объединение Италии и за освобождение ее от иностр. захватчиков. Пережил аресты, преследования, долгое время жил в эмиграции. М. перевел романы В. Скотта, изучал творчество Данте, Н. Фосколо. Представляет интерес его статья "О некоторых тенденциях в европейской литературе XIX века" ("Saggio sopra alcune tendenze della letteratura europea nel secolo XIX", 1829). В Марселе М. в 1831 организовал группу "Молодая Италия" и стал выпускать одноим. журнал, в к-ром помещал призывы к восстанию против поработителей. После неудачного восстания в Сардинии М. поселился в Швейцарии, где организовал группу "Молодая Европа", а после переезда в Англию (1836) издавал журн. "Apostolato popolare" ("Народное апостольство", 1840--43). Во время революции 1848--49 возвратился в Италию; с марта до июля 1849 возглавлял Триумвират (пр-во) Рим. республики. В том же году эмигрировал в Женеву, где познакомился с А. И. Герценом, с к-рым поддерживал переписку до конца жизни. Герцен высоко оценивал его революц. деятельность, хотя и не во всем соглашался с М. С 1858 М. издавал журн. "Pensiero ed azione" ("Мысль и действие"), где печатал публицистич. статьи; он поддерживал тех итал. романтиков, к-рые считали, что иск-во должно ставить моральные и политич. задачи и пропагандировать деизм как основу респ. обществ. строя. В 1870 М. был снова арестован; в 1871, освобожденный из тюрьмы после объединения Италии, он основал газ. "Roma del popolo" ("Народный Рим"). Деятельность М. как политич. и лит. деятеля имела прогрес. значение для итал. культуры.

Сочинения:

   Ricordi autobiografici, a cura di M. Menghini, Imola, 1939;
   Scritti politici, Lugano, 1844; Scritti letterari di un italiano vivente, Lugano, 1847;
   Scritti editi ed inediti. Edizione nazionale, v. 1--104, Imola, 1906--51;
   в рус. пер. -- Избр. мысли, М., 1905.

Литература:

   Маркс К., Мадзини и Наполеон, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, М., 1958;
   Герцен А. И., Былое и думы, ч. 5--6, Собр. соч., т. 10--11, М., 1956--57;
   Фриче В. М., Лит-ра эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916;
   Peretti N., Gli scritti letterari di G. Mazzini, Torino, 1904;
   Salvemini G., Mazzini, L., 1956;
   Grandi T., Mazzini nella poesia, Pisa, 1959;
   Macaluso G., Il messagio consolatorio di G. Mazzini, apostolo delle nazioni, Roma, 1962;
   Lodolini A., Bibliografia Mazziniana, Roma, 1922, 2 ed., Mil., 1932.

Г. В. Рубцова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 495.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-4951.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru