Львов-Рогачевский Василий Львович
Имажинизм

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   В. Львов-Рогачевский.
  

Имажинизм

  
   10-го февраля 1919 года в "Советской Стране", издававшейся в Москве, был напечатан манифест "имажинистов". Поэты новой группы -- Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф -- наименование свое позаимствовали из Сборника "Стрелец" (1915 г.), в котором была напечатана статья Зинаиды Венгеровой "Английские футуристы". Руководители нового движения в поэзии во главе с Эзрой Пуандом в Англии чисто внешним образом порвали с футуристом Маринетти, признали его трупом и приняли новое наименование: "Вортицистов" или "Имажинистов".
   "Наша задача -- говорили английские имажинисты-вортицисты -- сосредоточена на образах, составляющих первозданную стихию поэзии, ее пигмент, то, что таит в себе все возможности, все выводы и соотношения, но еще не воплотилось в определенное соотношение, в сравнение, и тем самым не стало мертвым. Прошлая поэзия жила метафорами. Наш "вихрь", наш "vortex" -- тот пункт круговорота, когда энергия врезается в пространство и дает ему свою форму. Все, что создано природой и культурой для нас общий хаос, который мы пронизываем своим вихрем". Эти слова натолкнули группу молодых русских поэтов выступить под знаменем имажинизма. Если кубо-футуристы выдвинули на первый план "слово как таковое", слово, лишенное содержания, так называемый "заумный язык", если адамисты (см. это слово) выдвинули в своем творчестве преклонение перед вещью, если пролетарские поэты стали рабами идеологии и лозунгу подчинили свое творчество, то имажинисты одно из изобразительных средств -- образ -- сделали своим единственным средством, а самое средство стало у них целью. Теоретиком весьма пестрой группы явился Вадим Шершеневич и в ряде своих устных и письменных заявлений развернул кредо имажинистов.
   В своей брошюрке "2в2=5" этот весьма способный версификатор и подражатель поэтам разных школ рассматривает образ вне связи с другими образами, образ -- особняк, образ, как таковой, образ как самоцель, как тема и содержание". "Необходимо -- пишет он -- чтобы каждая часть поэмы (при условии, что единицей мерила остается образ) была закончена и представляла самодовлеющую ценность, потому что соединение отдельных образов в стихотворении есть механическая работа, а не органическая, так полагают Есенин и Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в этом случае, если единицы совершенны, сумма прекрасна".
   Одно из своих стихотворении в книжке "Лошадь как лошадь" этот поэт, разошедшийся со своим товарищами по группе, назвал Каталогом образов, к этому каталогу образов и свел свое творчество лидер имажинистов. Набор образов сводится к набору "самовитых слов". Вывод В. Шершеневича определенный: "Победа образа над смыслом и освобождение слова от содержания -- тесно связаны с поломкой старой грамматики и переходом к неграмматическим фразам".
   В своей теории В. Шершеневич всуе призывает имя Потебни, который в слове-образе видит три основные элемента: 1) внешнюю форму -- членораздельный звук, 2) содержание, объективируемое посредством звука и 3) внутреннюю форму, т.-е. ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражалось содержание. Окно -- око -- звук, внешняя форма. Связь между этим звуком и внутренней формой, первоначальным этимологическим значением ясна: окно это око, при посредстве окна мы видим внешний мир, но за внутренней формой, выраженной в соответствующих членораздельных звуках, в каждый данный момент скрывается новое содержание, вкладывается новая мысль, объективируемая посредством звука: "надо прорубить в срубе окно", "в Европу прорубил окно", -- в этих двух фразах в слово -- окно -- вложено разное содержание. Слово родилось от мысли, из потребности общения, и убить содержание слова значить убить самое слово. Об этом забывают имажинисты. В сущности теория бывшего футуриста Шершеневича является грубым заимствованием и пересказом манифестов Маринетти, его рассуждений о беспроволочном воображении и словах на свободе, словах без синтаксиса. Под беспроволочным воображением Маринетти подразумевает абсолютную свободу образов или аналогий, выражаемых освобожденным словом, без приводов синтаксиса и без всяких знаков препинания. Это беспроволочное воображение Маринетти связывает с головокружительным вихрем современного города, с его красотой быстроты, с его многогранностью одного сознания в одном чувстве мира. Шершеневич, этот футурист под маской имажиниста, является крайним из группы. Но все члены этой группы в своей поэзии стремятся заострить образ, пользуясь самыми отдаленными, неожиданными аналогиями, вечно гоняясь за новизной восприятия. В погоне за новизной имажинисты в каталог своих образов вводят нецензурные слова, "выражаются", как говорят в народе "и похабную надпись заборную обращают в священный псалом". Печать внутренней опустошенности лежит на произведениях поэтов, и не даром они любят сравнивать свою душу с дуплом, и не даром и Мариенгоф, и Шершеневич пишут о самоубийстве. Трудно говорить об этой группе в целом, так как эта группа составляет весьма искусственное объединение поэтов, связанных с совершенно различными социальными группами, воспитанных в различных условиях, исходящих в творчестве от разных влияний. За крайними индивидуалистами Шершеневичем и Мариенгофом стоят Северянин, Маринетти, Владимир Маяковский. За С. Есениным, крайним новокрестьянским поэтом, талантливейшим из всех современных поэтов, стоят символисты, стоят Александр Блок, Н. Клюев, стоит народное творчество. Александр Кусиков примыкает к символистам. Рюрик Ивнев, с его самосожжением, и Грузинов являются непостоянными членами этой пестрой семьи. Это -- боевая группа очень энергичных и шумных молодых поэтов, возлюбившая скандал, как средство рекламы, по примеру футуристов представляет не школу, а деловое объединение для целого ряда практических задач. Лавка, издательство, кафе "Стойло Пегаса", публичные выступления временно объединили этих разнолицых и чуждых по мироощущению и мировоззрению людей.
   С 1922 года эта группа начинает распадаться.
  

БИБЛИОГРАФИЯ.

  
   С. Есенин. "Ключи Марии". Моск. Труд. Артель. 1920 г. Стр. 42.
   В. Шершеневич. "2в2=5". К-во Имажинисты. Москва. 1920. Стр. 48.
   Арсений Абрамов. "Воплощение". Изд. "Имажинисты". Москва. 1921. 44.
   В. Львов-Рогачевский. "Имажинизм и его образоносцы". Изд. Орднас. 1921 г. Москва. Стр. 64.
  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. -- М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А--П. -- Стб. 285--288.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-2854.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru