ЛУКРЕЦИЙ Тит Кар [99--55 до христ. эры] -- выдающийся римский поэт-философ. Принадлежал к общественной группе так наз. "всадников". Первый век, когда жил Л., открывается напряженной борьбой классов -- рабов и рабовладельцев. Эта борьба во многих случаях перерастала в открытое восстание рабов. Достаточно указать на грандиозное восстание Спартака в 70-х годах, охватившее всю Италию. Массы рабов росли не только вследствие привоза их, но и за счет пролетаризации мелких аграриев, особенно на юге Италии. Эта пролетаризация росла по мере усиления роли торгового капитала, вытеснявшего зерновые культуры более рентабельными культурами оливы и винограда. Разрушая хозяйства мелких аграриев, этот допотопный, по выражению Маркса, торговый капитал ("Капитал", том III, часть 1, гл. XX) нередко превращал их в рабов. Сословие "всадников" было на передовой линии этой разрушительной работы, выступая иногда непосредственно, а иногда лишь совместно с классом крупных рабовладельцев. Выражением стремления этого образовывающегося сословия "всадников" являются слова Горация: "О, граждане, сначала нужно добиться богатства, а потом добродетели". С социальным положением "всадников", определявшим индивидуализм их мировоззрения, гармонировала атомистическая теория Эпикура. С другой стороны, социальное бытие "всадников" придавало их идеологии известный радикализм. Лукреций и является идеологом этого сословия. Напр. критика религии, на к-рой построено основное произведение Л. -- поэма "О природе вещей" (De rerum natura), является по существу политическим выступлением, поскольку религия тогда противоречила интересам его сословия-класса, защищая привилегии римской аристократии.
Л. является систематизатором и возобновителем материалистической философии на основе научных и философских достижений его времени. Излагая в художественной форме атомистическую теорию Эпикура, он вносит в нее те изменения, которые естественно определились с течением времени. Многие положения, которые у Эпикура являлись просто постулатами и абстракциями, у Л. конкретизируются и доказываются весьма рельефно. Так например он с большой силой обосновывает образование органического и неорганического мира. Дает сообразно своей системе материалистическую трактовку сновидения, мастерски описывает и объясняет целый ряд явлений природы (в частности отметим его стихи об Этне). В естественно-научной части Л. выставляет целый ряд верных положений, так например он дает законченную теорию вулканических явлений, "во многих отношениях сходную с современными гипотезами" (Гюнтер, История естествознания в древние и средние века).
Поэма Л. несмотря на большие теоретические недостатки и целый ряд наивных утверждений благодаря своей материалистической установке содействовала освобождению умов от религиозных и иных предрассудков, и именно в этом заключается ее громадное историческое значение. Л. вносит ясность в целый ряд вопросов и положений тогдашней науки и помогает мысли в ее дальнейшем оформлении естественно-научных данных.
Лукреций как мыслитель выступает в общем и целом как типический представитель древнего механистического материализма. Но этот механистический материализм древнего мира значительно отличается от механистического материализма нового и нашего времени. Несмотря на общий метафизический характер философии Лукреция, в ней имеются диалектические элементы, что поднимает эту механистическую концепцию над современным механистическим, плоским материализмом. Будучи материалистическим сенсуалистом, Л. не ограничивается чувственными данными. Материализм Л. -- это древний материализм в его классической формулировке, к-рая представляет синтез древней науки и теоретического мышления. За материализм и связь с естествознанием ругал его Гегель, за это хвалил его Ленин. Выковывая оружие для борьбы с религией, его беспощадная критика предрассудков и суеверий становится веским аргументом против основ всякой религии, т. к. ход вещей он объясняет не мистическими силами, а материальными причинами. Вот почему поэма Л. сохранила свое значение и в новое время; так, Джордано Бруно с любовью цитирует Л. и часто ему подражает. Все мыслители-материалисты XV--XVII вв. были под влиянием Л.; Гоббс усиленно выдвигает механическую сторону материализма
Л. В дальнейшем на европейском континенте выступает целая плеяда философов, которые составляют блестящую страницу в истории материализма: Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Мелье, Дидро. Они на новой научной базе отчасти воспроизводят недостатки и достоинства материалистической философии Лукреция.
Произведение Л. -- дидактическая поэма, популяризирующая философские идеи, жанр, довольно обычный в ту эпоху. Отметим, что еще до Лукреция Манилий и Германик пробовали изложить свои астрономические взгляды в дидактической поэме. Поэт Саллюстий в своем стихотворении "Эмпедокл" излагает учения древнегреческих натурфилософов. Облекая философское содержание в звучную форму гекзаметра, Л. сам объясняет, почему он пишет стихами: поскольку научное знание трудно воспринимается, нужно с помощью поэзии облегчить овладение им; Л. считает поэзию одним из способов распространения знания, пропаганды основанных на нем идей. Широкая антирелигиозная пропаганда и развернута Л. в его поэме. Она состоит из 6 книг. Каждой книге предпослано поэтическое вступление, за к-рым следует изложение соответствующей части атомистической философии. Вступление -- большей частью восхваление (греческого народа, Эпикура, Афин) или размышления общего характера (о силе знания, о величии своей задачи). В поэтическом оформлении философского материала преобладают сравнения, которые развертываются иногда в весьма яркие описания, например вечного возрождения в природе, пасущегося стада, ручья, боя, культа Кибелы, чумы в Афинах. Латинский язык поэмы отличается как архаизмами, так и некоторыми новообразованиями, вызванными необходимостью передачи незнакомых римлянам философских понятий; впервые выразив сложное содержание в римской поэзии, Лукреций содействовал выработке литературного языка.
Библиография:
I.
Поэма Лукреция о природе вещей, перев. А. Клеванова, М., 1876;
О природе вещей, перев. Ив. Рачинского, изд. "Скорпион", М., 1904;
То же, изд. 2-е, М., 1913 (изд. Сабашниковых);
Lucretius Carus Titus, De rerum natura, Interpretationem et notas addidit T. Creech, 1695;
Of the Natur of Things, Transl. into Verse, with Notes by T. Creech, 2 vv., 1714;
Corpus poetarum latinorum, ed. J. P. Postgate, 1894;
Extraits, avec commentaires, notes et études sur la poésie, la philosophie de Lucretius, par H. Bergson, 1915;
De rerum natura, Notes and Transl. by H. A. Munro, 4-th Ed., finally revised, 2 vv., Explan. Notes with intr. Essay on Scientific Signification of Lucretios, by E. N. da С. Andrade, 1928.
II.
Кулаковский Юл., Поэма Лукреция о природе, Киев, 1887;
Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888 (здесь же указания на филологич. лит-ру о Л.);
Базинер О., Эпикуреизм и его отношение к новейшим теориям естественных и философских наук, Одесса, 1889 (здесь же отрывок из V кн. Лукреция в перев. Базинера; ср. перепеч. в "Вестнике Европы", 1893, II);
Ланге А., История материализма и критика его значения в настоящее время, перев. Н. Страхова, изд. 2-е, СПБ, 1899;
Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, перев. Н. Южина, Собр. сочин. Гюйо, т. II, СПБ, 1899;
Маркс К., Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура, Сочин. К. Маркса и Ф. Энгельса, под ред. Д. Б. Рязанова и И. Степанова, т. I, Гиз, М., 1923;
Танхилевич О., Эпикур и эпикуреизм, [М.], 1926;
Вандек В., Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма, 1926; Martha, La poème de Lucrèce. Morale, réligion, science, P., 1869;
Santayana Y., Three philosoph. Poets: Lucretius, Dante and Goethe, 1910; 3-th Ed., 1922;
Conington J., The Style of Lucretius and Catullus, 1867;
Herford C. H., The Poetry of Lucretius, 1918.
В. Вандек
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 622--626.
ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus; гг. рожд. и смерти неизв.) -- рим. поэт-философ 1 в. до н. э. Самые ранние биографич. данные о Л. относятся к 4 в. н. э., но не могут считаться достоверными. Поэма Л. "О природе вещей" ("De rerum natura") содержит проповедь материалистич. учения греч. философа Эпикура (4--3 вв. до н. э.), но Л. излагает гл. обр. его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Поэма Л. состоит из 6 книг; в кн. 1-й и 2-й излагается атомистич. теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема кн. 3-й -- учение о душе; кн. 4-й -- учение о человеке и чувственных восприятиях; кн. 5-й -- космогония и история культуры; кн. 6-я проникнута мыслью о том, что объяснение явлений природы уничтожает суеверные страхи. Заканчивается поэма описанием повального мора в Афинах во время Пелопоннесской войны. Этот конец замыкает всю поэму, начинающуюся прославлением Венеры как творческой и животворящей силы природы. Избрав для своего философ. соч. стихотв. форму, Л. оживил и сделал более убедительным учение Эпикура; так, доказывая, что боги не участвуют в человеч. делах, Л. не довольствуется сухими доводами Эпикура, но облекает их в такие стихи:
Ибо все боги должны по природе своей непременно
Жизнью бессмертной всегда наслаждаться в полнейшем покое;
Чуждые наших забот, далеки от опасностей всяких,
Всем обладают они и ни в чем не нуждаются нашем,
Благодеяния им ни к чему, да и гнев неизвестен.
(Пер. Ф. А. Петровского).
О своем методе изложения философии Эпикура Л. говорит в кн. 1-й и в начале кн. 4-й:
...учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий,
А, во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.
Действительно, в чисто философ. научных частях поэмы язык Л. всегда предельно ясен и точен. Хотя и верный во всем учению Эпикура (начало кн. 5-й), Л., однако, не следует в своей поэме его проповеди бесстрастной безмятежности -- язык Л. как поэта отличается пылом и страстностью. Глубокая уверенность Л. в истине излагаемого им учения, непревзойденный его талант и мастерство сделали поэму великим памятником мировой лит-ры и в то же время ценнейшим вкладом в материалистич. философию.
Соч.: De rerum natura, Lipsiae, 1959; О природе вещей (лат. текст и рус. пер.), [т.] 1--2, М. -- Л., 1945--47; О природе вещей. Вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.
Лит.:Gordon C. A., A bibliography of Lucretius, L., 1962 (перечень изданий и переводов).
Ф. А. Петровский.
Источник текста: // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 447.