Ловягин Роман Михайлович
Флот

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Флот. -- Военный Ф. В приложенных двух таблицах указаны данные для сравнения военных Ф. главнейших морских держав. Первая таблица (из "Revue Maritime", 1902) дает сведения о том, во сколько обходятся единица личного состава и единица водоизмещения каждому государству. Общая стоимость содержания Ф. выведена в таблице посредством вычитания из общего бюджета расходов на постройку новых судов, портовые работы, пенсии и т. п. издержек, не относящихся собственно к судам Ф. Отношение этих издержек к общей сумме бюджета, представляющее, в сущности, боевую утилизацию бюджета Ф., является наименьшим во Франции (0,76) и наибольшим в Соединенных Штатах (0,94). В России оно -- около 0,80. Расходы на 1 т водоизмещения исчислены только для больших судов; мелкие минные суда не вошли в общее водоизмещение. Наибольшая сумма содержания 1 т водоизмещения судов -- в Сев.-Амер. Соединенных Штатах (432 фр.); наименьшая -- в Японии (195 фр.); в России -- около 302 фр. Из числа судов, взятых в расчет водоизмещения, суда небоевые составляют от 0,20 (Япония) до 3,06 (Австро-Венгрия) числа боевых судов. В России невооруженные суда составляют 25 % всего количества вооруженных судов Ф. Вторая таблица (из "Naval Annual of Т. A. Brassey", 1902) показывает количество готовых и строящихся судов различных государств к 1902 г. По отношению к типам судов современное судостроение главных морских держав идет почти одинаковым путем. Разница является лишь в характере образований судна, внутреннего расположения и отделки -- так, напр., довольно резко отличаются по наружному виду суда французские и английские. Что касается до величины, скорости, бронирования и артиллерии, то тут разница не особенно большая. Эскадренные броненосцы (или 1 класса) строятся теперь с водоизмещением свыше 10000 тон., почти до 18000 тонн, каковое водоизмещение можно считать предельным, ибо большее уже ведет к чрезмерной ширине или углублению, неудобных для существующих портов. Вооружение этих броненосцев состоит из 2--4 орудий 12" калибра и батареи из 6" или 8" орудий, расположенных в башнях (Германия, Франция) или же в защищенных броней бортовых выступах. Броня -- везде двойная -- бортовая около 9" толщиной и палубная за нею около 3". Плиты броневые закалены по способу Гарвея или Круппа. Скорость хода таких броненосцев достигает 19 узлов. Запас угля -- около 2000 тонн. Машины -- 2. Котлы везде водотрубные. Крейсера I ранга (класса) строятся также большого водоизмещения (10000--14000 тонн). Вооружение калибром не выше 8"; броня слабее, чем у броненосцев, но скорость хода до 22--23 узлов. Крейсера с броневой палубой строятся от 3000 до 8000 тонн; артиллерия калибром не свыше 6"; скорость хода -- до 25 узлов. В постройке минных судов замечается стремление увеличить водоизмещение миноносцев и контрминоносцев до 400 тонн, дабы улучшить их мореходные качества; скорость хода их достигает 32 узлов (особенно при тюроинном двигателе Парсонса). Ввиду гибели английского миноносца "Cobra", разломавшегося от волнения, в минных судах замечается стремление усилить их корпус. Подводные лодки в последнее время уже приобрели право гражданства между другими боевыми судами. Постройка их ведется во всех государствах под строгой тайной, так что сведения о них имеются очень скудные. Наибольшим распространением они пользуются во Франции, где до сего времени построено для военного Ф. 37 шт. В Сев.-Амер. Соединенных Штатах построено -- 8 шт., в Великобритании -- строятся 9 шт. Водоизмещением они не более 250 тонн, большей частью от 160 до 180 тонн. Лодки эти все типа погружающихся в воду на 4--5 часов. Главный недостаток их -- невозможность видеть окружающее в воде. Скорость хода их в воде -- не более 8--9 узлов, на поверхности воды -- до 12 узлов. Двигатель двойной; паровой или бензиновый (или спиртовый) над водой и электрический -- под водой. См. Двигатели, также Т. А. Brassey, "Naval Annual", "Revue Maritime" и др. иностранные морские журналы.
   Коммерческий Ф. Численность коммерческих судов и их вместимость в 1900 г. показана в приложенных таблицах: III -- парусные суда от 50 и выше тонн вместимости и IV -- пароходы в 100 тонн и выше.

III. Парусные суда в 50 и более тонн (Bureau Veritas, 1900).

Государства

Число судов

Общая вместимость (тонн)

Великобритания

7326

2513307

Сев.-Ам. Соедин. Штаты

3671

1360978

Норвегия

2123

898761

   Германия

955

551025

   Италия

1527

500408

   Россия

2533

478930

   Франция

1396

341037

   Швеция

1484

274681

   Турция

1409

245709

   Греция

927

183877

   Дания

736

127205

   Голландия

676

120975

   Япония

1053

117364

   Испания

693

110968

   Бразилия

358

79807

   Португалия

246

60813

   Чили

112

50767

   Аргентина

155

39798

   Австро-Венгрия

136

32505

   Перу

57

24295

   Уругвай

58

15848

   Никарагуа

18

9633

   Мексика

50

8445

   Куба

50

6281

   Румыния

27

4705

   Гватемала

14

4513

   Аравия

5

4281

   Сиам

13

4155

   Черногория

17

3772

   Венесуэла

18

2836

   Бельгия

10

2629

   Гаити

14

2471

   Гаваи

10

2166

   Колумбия

8

1770

   Китай

13

1737

   Доминика

9

1579

   Боливия

2

1527

   Либерия

3

916

   Тунис

5

742

   Персия

1

608

   Коста-Рика

2

541

   Сан-Сальвадор

3

514

   Египет

1

511

   Гондурас

2

199

   Болгария

1

110

   Другие государства

54

9403

   Итого

27982

8205089

IV. Пароходы в 100 и более тонн. (Bureau Veritas, 1900).

Государства

Число пароходов, тонн

Валовая вместимость, тонн

Чистая вместимость, тонн

   Великобритания

5649

11859581

7395784

   Германия

1031

2169029

1353940

   С.-А. Соед. Штаты

674

1183851

808392

   Франция

545

1060238

563989

   Норвегия

719

769242

479304

   Испания

495

658257

429393

   Италия

304

556494

358761

   Россия

484

489927

301911

   Япония

338

477311

296639

   Голландия

257

455776

306363

   Дания

335

413134

253097

   Швеция

544

395102

277047

   Австро-Венгрия

193

389157

240468

   Греция

122

183524

114484

   Бельгия

82

168151

115578

   Бразилия

214

139071

91951

   Турция

82

82277

50670

   Аргентина

76

61216

39364

   Китай

38

58245

36186

   Чили

39

57618

35894

   Португалия

28

53057

34108

   Куба

30

24245

16091

   Румыния

15

23731

14139

   Уругвай

21

11517

6903

   Мексика

16

6545

3897

   Перу

5

6377

4253

   Венесуэла

7

3865

2261

   Египет

4

2831

1879

   Занзибар

2

2478

1616

   Гаити

5

2122

893

   Болгария

2

1977

1297

   Корея

3

1595

1168

   Коста-Рика

3

1355

783

   Сиам

4

1260

697

   Колумбия

1

881

457

   Персия

1

838

579

   Никарагуа

1

532

318

   Борнео

1

363

235

   Каракас

1

300

189

   Сербия

1

264

112

   Друг. государства

18

15286

8963

   Итого

12289

21787600

13465341

   По валовой вместимости пароходов Россия занимает 8-е место среди других держав, по вместимости парусных судов -- 6-е. К 1901 г. общий тоннаж нашего торгового Ф. достигает 633800 тонн (чистой вместимости). Из этого числа около 58 % приходится на паровые суда и около 42 % на парусные. Из всего тоннажа вместимость парусных судов составляет:
   На Белом море
   75 %
   от общего
количества
судов на
этих морях
   Балтийском
   65 "
   
   Черном и Азов.
   19 "
   
   Каспийском
   48 "
   
   Распределение судов по морям:

 

Паровые

Парусные

Всего

Число
вместим.
тонн.

   Белое море

42

416

458

32500

   Балтийское

126

715

841

140500

   Черн. и Азовск.

316

635

951

230600

   Каспийское

261

527

788

231200

   Всего

745

2293

3038

633800

   Большая часть пароходов построены из железа и стали; большая часть парусных судов -- деревянные. 73 % судов по количеству и 82 % по тоннажу построено за границей. Постройка заводами чисто русскими далеко еще не достигла той экономичности и скорости, как это практикуется за границей. Главная причина этому -- дороговизна материала для постройки (железа и стали). Машины и котлы тоже в большинстве случаев (75 % машин и 77 % котлов) построены за границей.

1. Сравнительная таблица бюджетов морских держав (1900--1902 г.).

Государства

Годы

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

IX.

X.

XI.

XII.

XIII.

XIV.

XV.

XVI.

   
   

Полный бюджет

К вычету из полного бюдж.

Дей­ствит. бюджет I(II+III)

Вооружение и содержание.

Воен­ная утили­за­ция бюджета (V+VI):IV.

Число офице­ров

Чис­лен­ность эки­пажей.

Стои­мость еди­ницы лич­наго соста­ва VI:(VIII+IX).

Вооруженные суда.

Неворуженные суда и суда-школы

Число мино­нос­цев и истре­бите­лей ми­но­нос­цев

Отно­ше­ние водо­из­меще­ния во­ору­жен­ных и нево­ору­жен­ных су­дов XIII:(XI+XII)

Стои­мость содер­жания 1 тонны (XI+XII+XIII)

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Эскадра, со-держимая в метрополии.

Дальние станции.

   
   
   
   
   
   
   

Новое судо­строе­ние и порто­выя ра­боты

Бере­говая коман­да, пре­мии, укре­пле­ния

   

Рас­ход на мате­риаль­ную часть

Лич­ный со­став

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Число су­дов.

Общее во­до­изме­ще­ние

Число су­дов.

Общее во­до­из­меще­ние.

Число су­дов.

Общее во­до­из­меще­ние

   
   
   
   

в миллионах франков

%

франки

фран.

   Франция

1900

303,6

128,0

20,0

155,0

43,2

75,8

76,0

3332

45385

1549

35

228537

8

127133

59

251338

251

0,66

245

   Россия

1901

262,0

123,0

--

138,7

67,2

51,3

80,0

2100

60000

826

35

225559

27

129486

18

90147

113

0,25

302

   Великобритания

1902

799,0

336,0

--

462,0

139,8

194,9

72,4

5062

99821

1858

67

395600

118

582200

112

513400

192

0,52

306

   Германия

1901

251,0

150,1

7,7

92,0

40,2

32,9

79,3

1790

23241

1314

10

59121

25

100778

56

152684

128

0,95

283

   Италия

1900

116,0

27,3

17,0

71,5

25,7

28,4

75,8

1638

19792

1324

13

104834

11

28380

32

118449

141

0,88

284

1901

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Австро-Венгрия

1901

54,0

25,5

--

28,8

9,6

10,8

70,7

1002

9388

1150

3

7140

7

17754

29

76416

75

0,36

268

   Япония

1900

106,0

61,0

--

45,0,

13,6

20,1

74,7

2119

22415

819

47

185400

--

--

12

38400

78

0,20

195

   Сев.-Ам. Соед. Штаты

1902

391,0

194,9

--

196,0

78,0

106,8

94,0

1640

25000

4008

54

165500

60

140400

44

142300

49

0,45

432

   

II. Сравнительные данные о боевых судах главных морских держав в 1902 г.

Великобритания

Франция

Россия

Италия

Германия

Соединен. Штаты

Япония

   

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

По­стро­ено

Стро­ятся

Всего

   Броненосцы I класса

29

12

41

10

3

13

7

8

15

5

4

9

9

7

16

9

8

17

6

--

6

   " II "

11

--

11

10

--

10

10

--

10

5

--

5

--

--

--

--

--

--

--

--

--

   " III "

17

--

17

15

--

15

6

2

8

2

--

2

15

--

15

7

4

11

2

--

2

    Всего броненосцев

57

12

69

35

3

38

23

10

33

12

4

16

24

7

31

16

12

28

8

--

8

   Крейсеры I класса

28

21

49

6

13

19

8

8

16

4

1

5

3

3

6

4

9

13

6

--

6

   " II "

60

2

62

23

--

23

7

--

7

5

--

5

8

--

8

10

--

10

9

1

10

   " III "

46

--

46

13

--

13

2

6

8

11

--

11

13

7

20

5

6

11

5

3

8

    Всего крейсеров

134

23

157

42

13

55

17

14

31

20

1

21

24

10

34

19

15

34

20

4

24

   Минных крейсеров

34

--

34

21

--

21

9

--

9

17

--

17

4

--

4

--

--

--

1

1

2

   Общее число судов с вместимостью свыше 10000 тонн равняется 42, причем 7 наибольших судов имеют следующую вместимость:

 

Тонны

   Oceanic

17274

   Deutschland

16502

   Kaiser Wilhelm der Grosse

14349

   Saxonia

13963

   Minneapolis

13401

   Minnetova

13401

   Pretoria

13190

   В наиболее благоприятном положении относительно русских заводов стоит Каспийское море, в котором суда русской постройки составляют 43 % по тоннажу и около 50 % по количеству машин и котлов. См. "Русский торговый Ф." (изд. министерства финансов, 1901); "Русское судоходство", ежемесячный журнал (СПб.). Отчеты о классификации судов Ллойда, Bureau Veritas и др., а также "Die Schiffbauindustrie" (Берлин, 1902), Tiard Schwarz und Dr. Ernst von Halle.

Р. Л--н.

   Речной флот. По последней переписи речных судов России оказались следующие результаты: в Европейской России паровых судов около 2500, непаровых -- 20600. У первых сила машины в совокупности дает около 460000 HP; подъемная способность ок. 701000 пд.; у последних подъемная способность достигает 527000000 пд. По типу своему паровой Ф. состоит из пароходов колесных (с боковыми колесами или одним задним), винтовых (иногда с турбинным винтом) и туерных. Постройка пароходов в последнее время, после издания закона о пошлинах на заграничные суда, заметно усиливается на русских заводах; до этого закона выгоднее было приобретать суда на заграничных верфях, из которых по отношению к речному Ф. России наибольшее значение имеет фирма Дж. Кокерилль в Бельгии, строившая главным образом пароходы для Волги и Дона. Непаровые суда на 99 % строятся из дерева ввиду его дешевизны. Суда эти под различными названиями (барки, баржи, мариинки, полулодки и т. п.) обыкновенно совершают в навигацию 1--2 рейса и затем распиливаются на дрова. Это в особенности можно сказать о судах, проходящих с Волги в Неву, через Мариинскую или другие системы шлюзов. Ввиду простоты обращения, дешевизны и отсутствия платы за стоянки у берега деревянные непаровые суда еще не скоро выйдут из употребления в России; за границей уже давно возник на реках особый тип судов речных, непаровых, но построенных из стали. Кроме судов, на реках сплавляется масса плотов, иногда даже с грузами; напр. в 1896 г. по р. Волге грузились 59336 судов и 118212 плотов, по Неве с озерами -- 14100 судов и 57887 плотов. Общая ценность грузов, перевезенных в 1896 г. на судах, -- около 262700 тыс. руб.; ценность грузов, перевезенных на плотах (считая и стоимость самых плотов), -- 27100 тыс. руб. Ср. Судостроение. См. статистические данные о речном Ф., издаваемые мин. путей сообщения.

Р. Л--н.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXXVI (1902): Финляндия -- Франкония, с. 175--179.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru