Лоти Пьер
Пьер Лоти: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


< []

I.
Лоти

   (Pierre Loti) -- псевдоним известного французского романиста Луи-Мари-Жюльена Вио (Viaud). Род. в 1850 г. в Рошфоре; рано поступил на морскую службу, сделал несколько кругосветных плаваний, жил подолгу в Японии. Начал литературную деятельность с обличительных статей (в "Фигаро") о поведении французских войск в Тонкине, а потом перешел к чисто художественному творчеству. Основная нота всех его произведений -- нервность извращенного и утомленного избытком культуры парижанина, который ищет освежения в жизни первобытных племен, но находит повсюду лишь пищу для своего скептицизма. В первой своей повести, "Aziyadé " (1879), Л. воспроизвел полусказочную жизнь далекого океанийского острова, где женщины живут только для любви, не знают ни труда, ни забот, но обладают чуткой, любящей и тоскующей душой. Следующие романы Л., также разыгрывающиеся в экзотических рамках и рисующие экзотические нравы: "Rarahu, idylle polynésienne" или "Mariage de Loti" (1880), "Le Roman d'un Spahi" (1881), "Fleurs d'ennui, Suleima, Pasquala Ivnovitch" (1882), "Madame Chrysanthème" (1887), "Japoneries d'automne", "Fantômes d'Orient" и др. Все они крайне субъективны по настроению, проникнуты скептицизмом Ренановского характера; автор искусно воссоздает чудный мир тропических стран со всей их особенной, опьяняющей атмосферой поэзии, красоты и спокойной, созерцательной жизни. Наряду с этими повестями, Л. написал несколько книг, в которых сказалась другая, не менее яркая сторона его таланта. Это -- "Mon Frère Yves", "Pêcheur d'Islande", "Matelot", где с большой теплотой и поэзией описывается жизнь рыбаков Бретани. Постоянная борьба с опасностями, с грозной стихией -- и на этом фоне интимные сердечные драмы наивных, чистых детей природы: таково общее содержание бретонских повестей Л., в которых прекраснее всего картины океана. Основное стремление Л. -- символизировать контрасты жизни и смерти, составляющие трагедию человеческого существования. Глубокие, но краткие драмы любви, начинающиеся с прибытием корабля и заканчивающиеся, когда срок стоянки его окончен, символизируют для Л. всю нашу жизнь. Чувство любви с первого момента оттенено мыслью о разлуке и проникнуто какой-то успокоенной, примиренной грусти. Избранный членом Французской акд., Л. произвел сенсацию своей вступительной речью, в которой слишком восхвалял самого себя, заявляя, что он никого из современных романистов не читал и не желает читать. Ответ Мезьера указал новому академику на бестактность его речи. Одно из последних соч. Л., "Jérusalem" -- описание его путешествия к святым местам. В настоящее время он издает полное собрание своих произведений. См. J. Lemaitre, "Les Contemporains". Многие соч. Л. переведены на русский язык.

З. В. (Зинаида Венгерова)

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   Лоти (Loti), Пьер [псевд.; наст. имя -- Луи Мари Жюльен Вио (Viaud); 14.I.1850, Рошфор-сюр-Мер (деп. Приморская Шаранта), -- 10.VI.1923, Андай (деп. Нижние Пиренеи)] -- франц. писатель. Член Франц. академии (с 1891). Ок. 40 лет провел во флоте, участвовал во франко-прусской и 1-й мировой войнах, в колониальных экспедициях. Лит. манера Л. сложилась под влиянием натурализма бр. Гонкур и символистской прозы. Знакомство с заморскими странами позволило Л. создать новый лит. жанр -- т. н. "колониальный роман", овеянный романтикой моря и вост. экзотикой: "Азиадэ" ("Aziyadé", 1879), "Брак Лоти" ("Le mariage de Loti", 1880), "Роман одного спаги" ("Le roman d'un spahi", 1881), "Госпожа Хризантема" ("Madame Chrysanthème", 1888). Л. показывает в этих книгах несходство человеч. рас и якобы невозможность достичь между ними полного взаимопонимания. Изображая быт, нравы, природу Востока, писатель тонко передает красочность и причудливость увиденного, подчеркивая загадочность чуждой европейцам вост. культуры. Л. показывает превосходство "белого", но признает, однако, богатую духовную жизнь и древнюю культуру народов Востока. Не настаивая на цивилизаторской миссии белых, Л. не говорит и о борьбе угнетенных народов за независимость. О своих путешествиях он рассказывает в книгах "В Марокко" ("Au Maroc", 1889), "Последние дни Пекина" ("Les derniers jours de Pékin", 1901), "Индия без англичан" ("L'Inde sans les anglais", 1903) и др. Как и в романах, здесь на первом плане экзотич. картины; социальные проблемы отодвинуты на задний план. Тем не менее очерки Л. вызывали недовольство властей: одно время Л. как морскому офицеру было запрещено выступать в печати. Рисуя в романах "Мой брат Ив" ("Mon frère Yves", 1883), "Исландский рыбак" ("Pêcheur d'Islande", 1886), "Матрос" ("Matelot", 1893) тяжелую жизнь рыбаков и матросов, Л. показывает бесперспективность существования простого человека в бурж. обществе.
   Соч.: Œuvres complètes, v. 1--11, P., 1893--1911; Journal intime, 1878--1885, [nouv. éd.], v. 1--2, P., 1926--30; Correspondance inédite, 1865--1904, P., 1929; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--5, СПБ, 1901; то же, т. 1--12, М., 1909--11.
   Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Пресс А., Пьер Лоти, СПБ, 1902; Serban N., P. Loti, sa vie et son œuvre, P., 1924; Brodin P., Loti, Montréal, [1945]; Cahiers Pierre Loti, 1952--; Ekstroem P.-G., Evasions et désespérances de P. Loti, Göteborg, 1953; Millward K. G., L'œuvre de P. Loti et l'esprit "fin de siècle", P., 1955.

А. Д. Михайлов.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 430--431.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-4302.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru