Аннотация: ("Во имя Бога")
Драма в 5-и актах, 8-и картинах
Мирра Лохвицкая
"In Nomine Domini" ("ВоимяБога")
Драма в 5-и актах, 8-и картинах
Содержание "In nomine Domini" заимствовано мной из действительного судебного процесса (1610-1611 г.).Знаменитое дело аббата Louis Gauffridi привлекало внимание многих писателей (Michelet, Figuier, Levi, Baissac, Lecanu) причем все они черпали свои сведения по этому предмету из одного существующего источника - записок инквизитора Михаэлиса, изданных в XVII веке под названием "Histoire admirable de la possesion et conversion d une penitente seduite par un magicien", Lyon 1614.
Этим же единственным источником воспользовалась и я для создания моей драмы.
М. Лохвицкая.
Действующие лица
Мадлен де ля Палюд 19-ти лет
Монахини-урсулинки
Луиза Капель 29-ти лет
Луи Гофриди
Отец Ромильон - настоятель монастыря св. Урсулы в Эксе.
Мать Кассандра - игуменья
Сестра Катерина - старейшая урсулинка
Сестра Марта
Сестра Маргарита
Брат Михаэлис
Брат Франциск - инквизиторы
Брат Паскалис
Брат Антоний
Старый инквизитор
Капуцины:
1-й
2-й
3-й
Монах-францисканец
Гугенот
Доктор
Виктория де Курбье - горожанка
1-й мальчик певчий
2-й мальчик певчий
пилигримы:
1-й
2-й
3-й
4-й
Старик
Жако
Крестьянка с дочерью
Тюремщик
Монахи и монахини различных орденов, крестьяне, крестьянки, пилигримы, монастырские слуги и проч. Действие происходит в нач. XVII в. во Франции, частью в г. Эксе, частью в S-te Baume.
Акт 1
Монастырь Св. Урсулы в Эксе. Монастырский двор, обнесенный высокой стеной. Крытая галерея с колоннадами,ведущая ко входу в монастырь. В галерее монахини вышивают большой ковер, сидя на низеньких табуретах и стоя на коленях. Мать Кассандра на высоком стуле медленно работает иглой, внимательно следя за девушками. Из монастыря доносится гул органа, играющего "Ave Maria".
МАТЬ КАССАНДРА (продолжая начатую беседу)
Мария-Дева - выше всех созданий,
Когда-либо ходивших по земле.
Она чиста, светла и так прекрасна,
Что демоны готовы претерпеть
Тьму горших мук, когда б такой ценою
Могли они хоть раз Ее узреть.
Она полна такого совершенства,
Что нет у Бога Ангела в раю,
Архангела, ни даже Серафима,
Который бы дерзнул сравниться с Ней!
Вот идеал, к которому стремиться
Вы все должны.
ВСЕ МОНАХИНИ
Да, мать Кассандра, да!
1-Я МОНАХИНЯ (тихо)
Как будто солнце утром проглянуло.
Не пустят нас сегодня погулять?
2-Я МОНАХИНЯ
Нет, к празднику окончить всю работу
Велела мать Кассандра.
1-Я МОНАХИНЯ
Не могу.
Я так устала. Ломит грудь и руки.
Ах, если б хоть немного погулять!
2-Я МОНАХИНЯ
Лентяйка!
1-Я МОНАХИНЯ
Нет, я дома не ленилась,
Работала, как следует; но здесь
Не в силах я; гнетет меня сознанье,
Что, кончив это, - снова мы начнем,
Без роздыха, другое рукоделье,
И так всю жизнь, всю молодость. Тоска!
2-Я МОНАХИНЯ
Но это все ведь суетные мысли,
Греховные?
1-Я МОНАХИНЯ
То - не моя вина.
Не я звала их, - сами народились.
2-Я МОНАХИНЯ
А ты молись и беса отгоняй.
3-Я МОНАХИНЯ
Вас мать Кассандра слышит.
1-Я МОНАХИНЯ
Да? Так что же?
Мне все равно, - пусть слышит.
2-Я МОНАХИНЯ (со страхом)
Замолчи!
МАТЬ КАССАНДРА (подозрительно косясь на разговаривающих)
Я знаю, есть иные между вами,
Что не довольны участью своей,
И души их полны соблазном мира,
Им скучен день и неспокойна ночь.
Не горевать и не роптать должны вы -
А радоваться, дочери мои,
Избравшие блаженство кущей райских
Взамен земных ничтожнейших услад.
На небесах особая награда,
От века уготованная, есть -
Для мудрых дев, для девственниц,
для чистых,
Поющих гимн, который, кроме них,
Никто воспеть не может. Их украсят
Алмазными венцами, как цариц;
Их встретят в небе ангелы святые
И сестрами своими нарекут.
Что может быть блаженней этой доли?
(Слышен звонок).
Звонят на спевку. Певчие, за мной.(Встает)
Кто здесь из вас?
ГОЛОСА В ТОЛПЕ МОНАХИНЬ
Я!Я!
МАТЬ КАССАНДРА
Теперь спеваться
Второй и третий будут голоса.
За первым после я пришлю. Ступайте.
А где Мадлен?
МОНАХИНИ
Она больна.
МАТЬ КАССАНДРА
Опять!
Ну, обойдемся без нее сегодня.
Пусть "Agnus Dei" Клара пропоет
Вы, остальные, кто урок докончил,
Тем до вечерен можно отдохнуть.
(Обращаясь к 1-й монахине)
Ты, дочь моя, иди и сто поклонов
За суетность и леность положи.
(к 2-й монахине)
А ты считай - и после мне доложишь.
Ступайте обе. Певчие, за мной.
(Скрывается в дверях монастыря; за нею следуют несколько монахинь-певчих, идущих попарно. Монахини 1-я и 2-я также уходят. Как только закрываются двери за ушедшими, оставшиеся монахини бросают работу).
ОДНА ИЗ МОНАХИНЬ
Пойдемте. В щель посмотрим на прохожих.
ДРУГАЯ
Идемте, сестры. Раз, два, три, беги!
(Все убегают к стене, исключая сестер Маргариты и Марты, которые тихо разговаривают между собой. Из монастыря выходит Луиза, перебирая четки; она издали прислушивается к разговору беседующих).
МАРТА
И неужели каждой ночью?
МАРГАРИТА
Каждой.
МАРТА
На кочерге?
МАРГАРИТА
Быть может, что и так.
Иль просто на ночь углем нарисует
На стенке лошадь и потом - в трубу.
МАРТА
А лошадь как же?
МАРГАРИТА
В полночь оживает
И ржет, и мечет искры из ноздрей.
МАРТА
Ты видела?
МАРГАРИТА
Я, точно, не видала.
Чего не знаю - в том не побожусь.
Но Клара с Бертой двери провертели
И в дырочку все высмотрели.
МАРТА
Да?
И то не ложь, не выдумка, не сказка?
МАРГАРИТА
Спроси хоть их. (указывает на монахинь)
ЛУИЗА (приближаясь к беседующим)
О чем здесь речь идет?
МАРГАРИТА
Да все о том же. Вот, она не верит.
ЛУИЗА
Ты в Бога веришь? Как же смеешь ты
Не верить в Беса, в дьявольские козни
И воплощенье духов отрицать?
МАРТА
Да я, сестра...
ЛУИЗА
Ты к ереси наклонна.
И, вижу я, еще живет в тебе
Проклятое мирское вольнодумство.
Не верить в беса - Бога отрицать!
МАРТА
О Боже мой, всему, всему я верю.
Сестра Луиза, будь добра ко мне.
Еще я к жизни вашей не привыкла,
Здесь все еще так странно мне и ново.
Меня пугает звон колоколов,
Смущает взгляд, следящий с подозреньем,
И страшные, таинственные толки,
Которым ты приказываешь верить
Во имя веры в Бога самого.
ЛУИЗА
Когда тебе приветней храм Мамоны,
Зачем ты в дом Всевышнего пришла?
Кто звал тебя? Когда по доброй воле
Ты хочешь быть невестою Христа,
Достойна будь одежды непорочной; -
Не верить в беса - Бога отрицать!
МАРТА
Но где же бес?
(На ступенях, ведущих в монастырь. Появляется Мадлен, при виде которой все монахини бросают разговоры и подходят ближе, готовясь слушать ее).
ЛУИЗА (показывая на Мадлен)
Вот он! Вот самый Дьявол!
Вот Вельзевул! - Любуйся на него.
МАРТА
Прости, сестра, но я не понимаю,
Ведь это - наша кроткая Мадлен?
ЛУИЗА
Мадлен для вас, непосвященных. Я же
В ней вижу порождение греха,
Несметных бесов тьмы и легионы,
Весь ад в его позорном торжестве!
МАРГАРИТА
Сама ты - дьявол!
Все остальные монахини
Тише, тише, тише!
Сейчас она рассказывать начнет.
(Монахини частью садятся на ступени, частью толпятся у колонн, образуя живописные группы. Мадлен продолжает стоять на лестнице, возвышаясьнад всеми, и начинает говорить, гордо закинув голову назад).